Святогорский национальный парк. Где находятся Святые горы? Что посмотреть в парке «Святые горы»

В Славянском районе, на высоком гористом берегу р. Северский Донец, между с. Богородичное и с. Татьяновка, возвышается гряда меловых холмов, известная как Святые горы. Это одно из самых живописных и известных туристических мест Донбасса. Здесь толща меловых пород обнажается очень крутыми склонами и живописными скальными обнажениями писчего мела. Обнажение имеет большое научное и историческое значение, и внесено в реестр Геологических памятников Украины. В 1963 г. Святые горы (тогда - Горы Артема) были объявлены памятником природы, в 1975 г. — Государственным ландшафтным заказником, в 1997 г. — Национальным природным парком.

На высокой 80-метровой меловой скале над Донцом находится старинный пещерный монастырь. Впервые название этой местности упомянуто австрийским послом при Московском дворе Сигизмундом Герберштейном, дважды совершившим путешествие в Московию (1517, 1526 гг.). В своих «Записках о Московских делах», изданных в XVI веке, барон С. Герберштейн отмечает, что «...воины, которых государь по обычаю держит там, на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов, ... видели около устьев малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изображения». Русские летописи XVI века отмечают роль Святых Гор как сторожевого пункта на южных окраинах Российского государства. Первое документальное свидетельство о пещерном монастыре в Святой Горе относится к 1624 году.

Наиболее древним памятником Святогорского монастыря являются пещеры меловой скалы. Пещерный комплекс в меловой скале состоит из храмов, келий, усыпальниц, трапезной и хозяйственных помещений, расположенных на разных уровнях скалы и путей сообщения между ними. Общий объем пещер составляет около 7 тыс. м³, площадь - 2,5 тыс. м².

О дате возникновения Святогорского монастыря нет точных данных, есть только несколько гипотез о его происхождении. Даже монахи XVII ст. не знали кем и когда устроен монастырь. Единственное, что знала монашеская братия — это то, что монастырь устроен «в каменной горе из давних лет», и что «в том монастыре, в горе, церковь Успения Пресвятыя Богородицы освящена в Царство блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца в 1634 году».

Одна из наиболее популярных гипотез относит начало обители к середине XIII века, когда после монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь часть монахов Киево-Печерской Лавры вынуждена была удалиться из родной обители и обрела новое пристанище в Святогорских пещерах. Менее известна, но весьма популярна гипотеза писателя Е. Маркова о появлении христианского очага в Святых Горах еще в IX в., во времена просветительской деятельности Кирилла и Мефодия среди народов Хазарского каганата, под власть которого входила данная местность.

Вершину меловой скалы с пещерами венчает Николаевская церковь — шедевр народного украинского зодчества XVII в. Отличительные ее черты — композиционное единство с самим утесом и живописным природным ландшафтом. Храм бесстолпный, однонефный, увенчанный тремя разновеликими главами. Восточная (алтарная) часть церкви высечена в меловой скале — это остатки древней Успенской церкви находившейся на этом месте. После ее разрушения в XVII в., была пристроена кирпичная часть храма и колокольня, а среди паломников родилась легенда о чудесном появлении Николаевской церкви за одну ночь и что строилась она тайно за меловой стеной, а по окончании строительства стену обрушили явив народу сей храм. В 1851 г. Николаевская церковь частично перестраивается, возводится новая колокольня (западная глава), южный придел. На средства купца И. Извекова утроен новый иконостас. Здесь изредка проходит служба, собирая несметное количество верующих. Сохранившийся рисунок меловой скалы с пещерами , сделанный архимандритом Иоилем и датированный 1679 г, также указывает на Успенскую церковь на месте появившейся позднее Николаевской церкви.

Пещерный период существования Святогорской обители завершается в нач. 80-х гг. XVII в. В 1679 г. строится деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, а вместе с ней жилые и хозяйственные постройки под скалой. Археологические раскопки на месте их сооружения подтвердили наличие остатков построек и бытовых предметов конца XVII-XVIII вв.

Гора Фавор и самый крупный меловой останец Северного Донбасса — Монастырская скала. На скале — Николаевская церковь XVII в. и Андреевская часовня XIX в.


Святогорская обитель закрыта в 1922 году, что привело к исчезновению некоторых архитектурных памятников XIX в. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под Дом отдыха, получивший в середине 20-х гг. ХХ в. наименование I Всеукраинского Дома отдыха им. Артема. В ознаменование этого события, на вершине соседней меловой горы, известной как Лысая гора, в 1927 году из железобетона вылито 22-метровую монументальную скульптуру большевика, революционера, основателя Донецко-Криворожской советской республики и руководителя профсоюзов угольной отрасли Артема (Сергеева Ф.А.). Автор монумента известный скульптор Иван Петрович Кавалеридзе. Скульптуру выполнено в авангардном стиле — кубизм, и с 2009 г. памятник внесен в Государственный Реестр объектов национального культурного наследия в составе выдающихся произведений монументального искусства Украины. Благодаря памятнику и тотальной антирелигиозной политике в годы СССР, это место имеет еще одно название - горы Артема.


Комплекс пещерных сооружений XVII в. в меловой скале не единственный памятник подземного типа Святогорского монастыря. Очевидцы свидетельствовали, что еще в XIX в. на склонах Святых Гор были видны остатки одиночных пещерных помещений, вырубленных в меловой породе. Среди них наибольшую известность приобрела подземная церковь преподобных Антония и Феодосия. Этот подземный комплекс относится по времени его возникновения к первоначальному комплексу пещерных сооружений в меловой скале. Вход в подземный храм находится к востоку от основного монастыря и вырыт у подножия горы, на которой ныне возвышается памятник Артему. Перед входом в храм в 1847г. было основано кладбище для светских лиц - благотворителей обители и отдельных монахов, в основном духовников монастыря. Современников поражало великолепие памятников на кладбище, обилие княжеских и дворянских родов, представители которых были похоронены здесь. По обе стороны от входной арки был построен павильон над двумя склепами князей Голицыных, который становится главным архитектурным элементом всего мемориального комплекса кладбища XIX в. Рядом с князем Голицыным был похоронен в 1850 году князь Борис Алексеевич Куракин. Еще раньше, в 1847 году, погребением генерал - майора Г.Д. Иловайского, была заложена родовая усыпальница Иловайских. Непосредственно перед входом в храм были похоронены иеромонахи, духовники Святогорского монастыря 40-90-х годов XIX в. - О. Феодосий, о. Киприан, о. Паисий, о. Иоанникий. На старых фото изображены еще десятки памятников, возле храма, в т.ч. атаману Войска Донского графу М.И. Платову, действительному статскому советнику С.В. Курдюмову - первому главному врачу Славянского курорта и другим. После закрытия монастыря в 1922 году храм и некрополь при нем были разрушены. А помещение подземного храма использовалось в качестве овощехранилища санатория.

Павильон - усыпальница князей Голицыных при входе в подземную церковь прп. Антония и Феодосия.


Обнажения верхнемеловых пород вдоль дороги, ведущей по серпантину на вершину горы. Обнажения представлены белым, а также желтоватым, местами ожелезнённым писчим мелом с подчинёнными прослоями мелоподобного мергеля. Мощность отложений достигает 120 м. В меловых отложениях содержится характерная для туронского и коньякского ярусов фауна. Ниже мело-мергельной толщи, у с. Татьяновка, обнажаются отложения сеноманского яруса (славяногорская свита) и нижнемелового возраста (долинская толща) и ниже залегающие юрские известняки оксфордского яруса.


Небольшой грот


Едва различимый лик Иисуса Христа на меловой скале.


На вершине есть две смотровые площадки. Одна на Лысой горе, у подножия памятника Артему. Отсюда открывается панорама меловых холмом от Святых гор до с. Богородичного и дальше к с. Яремовка, а также невероятный вид на долину Северского Донца и архитектурный комплекс Лавры.


Стоит отметить один из исчезнувших памятников исторического и духовного наследия — Преображенскую церковь на горе Фавор. В 1864 году на одной из самых высоких вершин Святых Гор — горе Фавор, как ее назвал архимандрит Арсений, над Николаевской церковью была построена Преображенская церковь. Храм возводился на средства графини Татьяны Борисовны Потемкиной. Церковь совершенно оригинальной архитектуры, имела два яруса. В верхней части церкви, на иждивение графини Ланской, устроен был резной иконостас из темного кипариса. В нижнем ярусе церкви находился престол в честь иконы Казанской божьей матери. В Преображенской церкви служили не часто, в основном в летний период. После кончины Т. Б. Потемкиной храм пришел в запустение. Сама церковь была разобрана в середине 20-х гг. XX в. в связи с дефицитом материала на постройку электроподстанции для Дома отдыха им. Артема.


Свято-Успенская Святогорская лавра. Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор. В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители. 28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения. Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной (после Киево-Печерской, и Почаевской) лаврой.


Вторая смотровая площадка находится на противоположной горе Фавор, у Андреевской часовни, стоящей на вершине Монастырской скалы. Часовня находится на уровне кровли Николаевской церкви XVII в. и занимает отметку 141 м, т. е. наиболее высокую площадку меловой скалы.


К вершине меловой скалы и пещерному монастырю была устроена в 1851 году Кирилло-Мефодиевская лестница. Совершенно оригинальное сооружение, представлявшее из себя крытую галерею с переходными башнями и позолоченными главками. Внутри башни были украшены живописью, предположительно с авторством И.Е. Репина. Кирилло-Мефодиевская лестница сооруженная на средства Шабельских имела 511 ступеней и ответвления ко входам в пещеры меловой скалы.

На верхней площадке меловой скалы в 50-х гг. XIX в. была построена Андреевская часовня. Это своеобразная крытая беседка из нетесанного крупного песчаника, сложенного в массивные столбы. Столь оригинальный строительный прием известен издавна и получил название «дикая кладка». Идея сооружения часовни принадлежала А.Н. Муравьеву, побывавшему в Святых Горах в 1851 году. «Архимандрит показал мне на верху скалы часовню во имя ангела моего, Первозванного Апостола, с его иконою в углублении утеса, как это обещал мне устроить за семь лет перед сим. Пред иконою горела лампада, а на скале написано большое распятие с предстоящими, которое издалека видно с противоположного берега. «Вы видите, что мы сдержали данное вам слово,— сказал он, и место это слывет у нас Андреевскою часовнею». (Из письма А. Н. Муравьева в С.-Петербург, 27.05.1858 г.)

В последствии Андреевская часовня получила второе название — Верхний павильон паломников, поскольку многочисленные паломствующие обозревали отсюда бескрайние дали Святогорья.

Кирилло-Мефодиевская лестница и вид на Лысую гору с памятником Артему.


Далее на запад от монастыря тянется ряд куполообразных вершин поросшим густым лесом.


Наибольший интерес среди растительного мира Святогорья представляет меловая сосна, возвышающаяся над разнообразной флорой Святых гор. Это реликтовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу. Кроме меловой сосны на склонах и в ущельях Святых гор растут липа, ясень, осина, клен, скумпия и конечно же дуб.


В глубокой котловине, в 1,5 км от монастыря, находится так называемое Святое место. В XIX в. здесь находился монашеский скит св. Арсения. Здесь, по сей день, сохранился подземный комплекс монашеских келий, вырубленных в меловой толще. Наземные скитские постройки были разрушены с закрытием монастыря и больше не восстанавливались.



Главный храм Святогорской лавры — Успенский собор. Успенский собор строился в 1859-1868 годах и после его освящения 4 сентября 1868 стал центральным элементом в архитектурном ансамбле Святогорской обители XIX в.

К концу 50-х годов XIX века главный храм монастыря — Успенский собор, построенный еще в 1708 г., с трудом выполнял свою функцию соборного храма знаменитого монастыря. Он был уже достаточно ветх и мал в объеме. Проект нового Успенского собора был выполнен петербургским архитектором А.М. Горностаевым. Строительство собора велось в течение девяти лет, с 1859 по 1868 год. Сооруженный в русско-византийском стиле, собор стал центральным элементом всего архитектурного ансамбля, восхищая современников своей монументальностью и величием. В интерьере храм разделен четырьмя мощными колоннами на три нефа. В алтарной части, образованной тремя апсидами устроены три престола. Главный — в честь Успения Пресвятыя Богородицы, правый — во имя великомученицы Варвары и мученицы Татьяны, левый — во имя свитителей Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Очевидец строительства собора А. Ковалевский оставил подробную записку о сооружении храма: «Кладка фундамента началась с больших глыб местного дикого камня, который ломался в ущельях Святых Гор прямыми кубиками и опускался во рвы; Бог послал отцу Герману опытного и добросовестного подрядчика каменных работ, крестьянина Владимирской губернии Якова Сергеевича Еремина, который сам лично распоряжался всеми работами и тщательно наблюдал за добросовестным исполнением каменной кладки... Собранный архимандритом Арсением для постройки собора капитал далеко не хватал для пополнения всех нужд этой капитальной и весьма ценной постройки, и несмотря на даровые строительные материалы: дерево, камень, кирпич и известь, которые частью получались из экономии Потемкиных, частью ломались и выделывались в собственных заводах обители, свыше 100 тыс. рублей потребовала эта постройка чистых денег».


4. Мотиенко, Яков Власович. По Северскому Донцу: путеводитель / Я. В. Мотиенко. — Донецк: Донбас, 1982. - 59 с.
5. Дедов В.Н. Славяногорск. Путеводитель.— Донецк: Донбасс, 1984. - 56 c.
6. Дедов В.Н., Дашевский А.Б. Славяногорский историко-архитектурный заповедник (Путеводитель). — Донецк: Донбасс, 1986. - 40 с.
7. Дедов В.Н. Виды Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии. Фотобуклет. Автор-составитель В. Н. Дедов. Репродукционная съёмка Б. М. Прохорова. — Славяногорск: Славяногорский государственный историко-архитектурный заповедник, 1993. - 56 с.
8. Дедов В.Н. Святые Горы: От забвения к возрождению — К.: РПО "Полиграфкнига", 1995. - 352 с.: ил.
9. Дедов В.Н. Святі Гори в історії Слобідської України. Довідкове видання виставки Державного історико-архітектурного заповідника у м. Святогірську. — Донецьк: ТОВ «РА «Ваш імідж», 2012 – 116 с.
10. Святі Гори: Каталог поштових листівок ХІХ – ХХ ст. Видання 2-ге, доповнене. — Донецьк: «Східний видавничий дім», 2013 - 116 с.
11. Дедов В.Н. Святогірський історико-архітектурний заповідник. Збереження, дослідження, реставрація культурної спадщини. 1980-2015. — Краматорськ: «Тираж-51», 2016.- 332 с .

Фото: Национальный природный парк «Святые горы»

Фото и описание

На Украине немного мест, где так органично объединены красивейшие ландшафты, ценнейшие природные комплексы и объекты мировой истории и культуры. Одним из них является Национальный природный парк «Святые горы», который располагается в северной части Донецкой области, в Славянском, Краснолиманском и Артёмовском районах, вдоль левого берега реки Северский Донец. Парк был основан 13 февраля 1997 г.

В Национальном природном парке «Святые горы» общей площадью более 40 тыс. га (из них 11878 га в собственности парка) находятся меловые горы, где растут редчайшие растения - реликтовые боры сосны меловой, эндемические и реликтовые растительные группировки на отслоениях мела, байрачные леса, болотная и луговая растительность заплав. В общем, на территории парка произрастает около 943 видов растений, 48 из них занесены в Красную книгу Украины. Также в парке живет 256 видов животных, 50 из которых внесены в Красную книгу страны.

Национальный природный парк «Святые горы» имеет важное историко-археологическое значение. Здесь находится 129 объектов археологии и 73 исторических памятника. В 1980 г. на территории Свято-Упенского монастыря был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник. Основой комплекса памятников заповедника служит Свято-Успенская Святогорская лавра (XIII - XVI вв.), расположенная на правом берегу реки Северский Донец.

В состав природного парка «Святые горы» включены следующие заказники и памятники природы: в Славянском районе - урочище «Сосна», «Маяцкая дача», «Пойма-1», дендропарк Маяцкого лесничества, памятник природы «600-летний дуб»; в Краснолиманском районе - заказники «Чёрный Жеребец», «Подпесочное», «Ландыш» и «Чернецкое», болото Мартыненково, озеро Чернецкое; в городе Святогорске - памятник природы «Тополь» и «Сосновые насаждения».


Богатырь Илья Муромец, пребывая в некоторых географически неопределенных краях, встречает богатыря-великана Святогора. Илья либо случайно пересекается с ним, когда тот движется по направлению к Святым горам, либо сам прибывает на Святые горы, где таинственный великан только и может находиться, поскольку, согласно указаниям былины, «не носила его мать сыра земля» (Гильф. № 1). Нередко знакомство начинается с того, что Илья наносит спящему в седле Святогору несколько ударов, но тот не реагирует на них и даже не просыпается. При этом Святогор незаметно для себя хватает Илью и бросает в карман (за пазуху). По прибытии на Святые горы великан просыпается и замечает Илью. Богатыри решают побрататься (меняются крестиками) и далее вместе путешествуют по горам. Некоторые варианты упоминают о передаче Святогором Илье своих знаний и богатырских навыков. Вскоре побратимы замечают стоящий среди гор раскрытый гроб (вар.: мастеров, которые изготавливают гроб) и решают его примерить. Илье гроб оказывается непомерно велик, но Святогору как раз впору; ему так удобно в гробу, что он просит Илью накрыть его крышкой (или же крышка наваливается сама собой). Снять крышку и освободить Святогора, однако, не удается. Попытки Ильи Муромца разбить крышку приводят к тому, что на нее наскакивают железные (медные) обручи, которые окончательно запирают Святогора. Последний понимает, что его судьба – умереть в этом гробу. Он завещает Илье свой меч, а также предлагает воспринять часть его огромной силы через посредство последнего издыхания или же пены (пота), которая будет выходить из него в момент умирания. Иногда
Илья впитывает в себя эту силу, иногда же отказывается от нее, понимая, что сила умирающего великана может оказаться для него губительной.

С. В. Конча БЫЛИНЫ О СВЯТОГОРЕ И ВОПРОС ОБ ИСТОРИЗМЕ БЫЛИННОГО ЭПОСА
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf

...На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогора обычно считали воплощением некой природной стихии, персонифицированным символом ее силы и могущества. При подобном подходе остается, однако, совершенно непонятным, какую именно стихию может воплощать Святогор, в чем проявляет себя его сила, почему «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси», почему его не носит земля и почему, в конечном счете, он неизбежно умирает в обычном дубовом гробу. Робкая попытка увидеть в Святогоре воскресающее языческое божество, по аналогии с тем, что запечатанным в гробу умирает также египетский Озирис, не имела успеха, так как никакого намека на воскрешение Святогора былины не содержат и не наделяют богатыря-великана какими-либо признаками божества

Против мнения о «старшинстве» Святогора, т. е. о некой особой («мифологической») древности предания о нем, убедительно выступил В. Г. Смолицкий. Он подчеркивает тот хорошо известный факт, что нет других былин, где бы описывались качества Святогора, кроме былины о встрече с ним Ильи. Ознакомление со Святогором происходит как бы через посредство Ильи Муромца, через сравнение с его силой, его размерами, его нравом, его происхождением и статусом, т. е. с качествами, известными из других былин. Будь образ Святогора более древним, чем образ Ильи, мы наверняка имели бы обратное соотношение и, скорее всего, имели бы отголоски представлений и преданий о нем в других былинах. Следовательно, не «старший» богатырь Святогор, а «младший». Возникновению этого образа обязательно должна была предшествовать слава образа «его крестового брата Ильи Муромца».

Непонятной выглядит и ситуация с «этнической», если можно так сказать, соотнесенностью Святогора. «Предивный богатырь» как будто противопоставлен Руси (понимаемой в былинах не просто как страна, но и как средоточие мирового добра и правды). «Не ездил он по Святой Руси», – констатирует былина (Гильф. № 1). Когда Илья при встрече ударяет Святогора, тот произносит: «Ох, больно руськи мухи кусаются» (БПК. № 4). Однако факт того, что Илья легко вступает в приятельские отношения со Святогором, становится его побратимом и даже (в некоторых вариантах) обменивается с ним крестами, указывает на то, что Святогор мыслился скорее «своим» и положительным персонажем, чем чужим, «злым» и потенциально враждебным (отметим, что былинные русские богатыри, как правило, не приятельствуют с нерусскими).

Невозможность Святогора существовать вне его родных Святых гор былина объясняет непомерной мощью богатыря. Святогор, следовательно, не только чужеземец, но и существо, качественно не сопоставимое с обычными людьми.

Показательно, что «горный великан» Святогор во всех без исключения случаях умирает именно в гробу (гробнице, домовине) с крышкой.

Обряд телоположения в камерных гробницах существовал на Руси примерно между первыми десятилетиями Х в. и временем принятия христианства. Многочисленные захоронения в камерах выявлены на могильниках в районах Киева, Чернигова, Ладоги, Смоленска (Гнёздово) и Ростова (Тимирево). Обряд был присущ, несомненно, знатной прослойке.

Размеры гробниц колеблются примерно от 2 x 1 x 0,5 м до 5,5 x 5 x 4 м. Они, следовательно, вполне сопоставимы с приведенными выше былинными указаниями на соотношение размеров «Святогорова гроба» и обычного человека, каковым здесь выступает Илья Муромец, лежащий «как ребёнок» в одном лишь «уголку» гробницы.

Неоднократно отмечалось наличие в языческих по общему характеру камерных погребениях отдельных христианских черт, к которым можем отнести упомянутые уже свечи, а также крестики-подвески. В Гнёздово, в частности, обнаружен крестик при воинском погребении с конем, датируемом 70-ми годами Х в. Последнее можем сопоставить с отмеченным многими вариантами былины наличием креста у «чудовища» Святогора.

От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.
1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.
2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.
3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.
4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.
5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.
Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения

Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник.

Упомянутому былиной «рукопожатию» между отцом Святогора и Ильей Муромцем сопутствует немалый фольклорный материал. Как помним, Илья протягивает старику булаву или кусок раскаленного железа, который тот принимает за руку богатыря. Подобный мотив встречается в сказках и легендах, в частности, именно так здоровается с посетителями пребывающий в подземелье замка Кронборг (и мыслящийся давно умершим) Хольгер Датчанин. По-видимому, подобное «опосредствованное» рукопожатие является отголоском какого-то ритуального действия спиритического характера, позволяющего установить связь с обитателем потустороннего мира и в то же время предохранить живых от его опасного воздействия.

В контекст воспроизводимого былиной погребального ритуала вполне органично вписывается и мотив «неверной жены» Святогора. Особенности ее поведения, «измена» мужу с Ильей, внезапная смерть находят свое объяснение при сравнении фрагментов соответствующих вариантов былины с описанием похорон знатного руса у Ибн-Фадлана, где значительное внимание уделено обряду посмертной свадьбы и умерщвления молодой девушки, пожелавшей стать подругой умершего в загробном мире

Можно предположить, что прототипом Муромца в данном сюжете является распорядитель ритуала, языческий жрец, или (если исходить из аналогий с текстами Ибн-Фадлана) родственник умершего.

Но существуют также варианты (прозаические пересказы) этого сюжета, где Илья действительно умирает возле гробницы Святогора:
Илья Муромец... стал к коню подходить, взялся за седло, взял ногу в стремя – тут Илья и конь оба околели. Тут и кончились они – Илья и Святогор (Сидельников. № 40).
Тогда распростился Ильюшенька с Егором-Златогором, не м ножко отъехал и окаменел на коне – ходу не стало. Господь ему не попустил. А Егор-Златогор окаменел в гробу
– Ну, наверно это моя смерть, уж коль умер Святогор-богатырь, то наверно и я умру. – И он сошёл с коня, привязал к гробу, зашёл в гроб, крышка закрылась и Илья кончилсе

Мы подходим, таким образом, к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: загадочный великан-богатырь «Святогор» может оказаться не кем иным, как умершим Ильей Муромцем!

Данный вывод может показаться слишком умозрительным, однако в его пользу можно привести варианты фактически того же сюжета, где Илья Муромец умирает в роковом гробу точно так же, как умирает Святогор. Имя последнего при этом не упоминается. Та роль, которую обычно играет Илья в былине о Святогоре, достается или его не названному по имени «товарищу», или же обычным былинным побратимам Ильи – Алеше и Добрыне, которые поочередно примеряют гроб, пытаются разбить налетающие на него обручи. Хотя варианты, где Илья выступает в роли Святогора, единичны, прочие былинные герои в подобной ситуации не оказываются никогда, что может указывать на неслучайность замены Святогора Ильей.

http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/svyatogor.html

Национальный природный парк «Святые Горы» создан в 1997 году на базе ландшафтных заказников общегосударственного значения «Горы Атрема» и «Святогорский». Он стал первым национальным природным парком на левобережье Украины. Парк расположен в Славянском и Краснолиманском районах Донецкой области на площади более 40 тысяч гектаров. Основой комплекса памятников заповедника является , основанная в 13 веке. Она возвышается на горном выступлении и производит просто неизгладимое впечатление своим видом.

Парк понес значительные разрушения в 2014 году во время боевых действий на востоке Украины.

Что посмотреть в парке «Святые горы»

На территории Национального природного парка «Святые Горы» насчитывается около 130 объектов археологии (от эпохи палеолита до средневековья) и 73 памятника истории. Парк раскинулся на территории нескольких населенных пунктов, в частности городов Светогорск и Славянск. В парке «Святые горы» сочетаются редкие ландшафтные формы и древние исторические и религиозные памятники:

  • Особенностью парка является меловые горы, на которых сохранились редкие растения, например, сосна меловая, росшая еще в доледниковом периоде. В 2008 году меловые горы на территории парка попали в топ-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины».
  • Настоящей жемчужиной заповедника являются пещерные храмы с деревянной Николаевской церковью, возведенной в стиле украинского барокко еще в 17 веке на меловой скале, из материала которой изготовлен алтарь.
  • Андреевская часовня.
  • Покровская церковь.
  • Мемориальная зона захоронений известных в местности семей 19 века – Голицыных, Куракиных, Иловайских.
  • Большую историческую ценность имеют пещеры на территории бывшего монастырского Арсеньевского скита, а также гора Фавор, где существовала Преображенская церковь.

Экскурсионные маршруты

В Национальном природном парке «Святые Горы» разработаны 4 туристических маршрута, здесь проводят экскурсии по маркированной экологической тропе «Дубовая роща» и немаркированной тропе привлекательными местами.

  • Экотропа «Дубовая роща» – двухчасовая экскурсия, во время которой можно увидеть , искусственный сосновый лес и ;
  • Экотуристический маршрут «По меловым (Святым) горам» – пятичасовая экскурсия, которая имеет 3 тематические маршруты;
  • Экотуристический маршрут «От Маяцких дубрав до Святых гор» – автобусный маршрут длиной примерно 11 км;
  • Экотуристический маршрут «К Скиту «Святое место» начинается от моста через Северский Донец и заканчивается у скита святого Арсения. Длится около 3 часов.