Что м д н дольменах. Н.Колтовой. Исследование энергетики и излучений дольменов и древних архитектурных памятников - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Именно Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются ученн

Дольменами называют особые постройки, сделанные из огромных камней и предназначавшиеся для захоронения и проведения культовых обрядов.

Считается, что первые дольмены появились в четвертом тысячелетии до нашей эры. Первым стал Пиренейский полуостров. Но по некоторым данным, уже в пятом тысячелетии на острове Сардиния они уже были. Следующей на очереди была Северная Африка и Сицилия. Затем Малая Азия. Это уже третье тысячелетие. И в то же время дольмены появились на Западном Кавказе. После первого тысячелетия до нашей эры дольмены больше не строились.

16 век. Тщательное изучение дольменов Кавказа.

1660 год. Священник Йохан Пикардт из Нидерландов утверждает, что дольмены дело рук великанов. Когда люди начали брать камни для своих нужд (строительства).

1734 год. В Нидерландах (город Дрент) принимают закон об охране таинственных сооружений.

1912 год. Кропотливое изучение дольменов археологами и другими учеными. Чего только не находили на раскопка: керамические осколки, топоры из кремния, бусы из янтаря. И, разумеется, останки человеческих тел. В сосудах из керамики для умерших оставляли еду.

Где можно увидеть дольмены?

  • Северная Африка
  • Южная и Юго-восточная Азия (Индия и Индонезия, Вьетнам и Корея)
  • Россия (Западный Кавказ)
  • Европа

Причем на разных территориях может быть абсолютно разное число дольменов: на весь Китай, например, приходится меньше тысячи, а в Корее более тридцати тысяч.

Как устроен дольмен. Виды дольменов

  • Плиточный. Составляет более 90% от всех дольменов. Использовались шесть плит, соответствующие граням куба. На передней стенке дольмена есть отверстие. Оно может быть разнообразным по форме: круглое, овальное, квадратное. Также может иметься и специальная пробка, закрывающая отверстие. Ложнопортальный дольмен термин, означающий отсутствие отверстия в постройке, чаще располагается оно сзади или сбоку.
  • Составной. Изготовлен из блоков. Простейшая конструкция представляет собой больших размеров камень, поставленный на другие в виде буквы П.
  • Полумонолитный, или корытообразный. В камнях от скал делали углубление, накрывали плитой.
  • Монолитный. Находился непосредственно в скале.

Части дольмена соединены прочно, почти нет щелей между плитами. Для строительства применялись гранитные плиты, песчаник или известняк.

  • Еще один тип дольменов с курганом. Он строился на уровне земли, а над ним насыпался курган.
  • Дольмен в виде буквы Т. Основная часть сооружения была объединена с коридором в той или иной вариации.

Еще один важный нюанс украшение дольменов. Некоторые из них содержат узоры и на наружной, и на внутренних поверхностях. Рисунки представлены зигзагообразными линиями, лабиринтами, геометрическими фигурами и даже изображением пейзажей.

Назначение дольменов не вызывает у ученых споров. Археологические раскопки не раз подтверждали, что дольмены были своеобразными погребальными.

Как строились древние дольмены?

Для начала выбирали камень в местах неподалеку, а лучше каменные плиты. Но если вблизи не было материала, то их могли принести. Затем очередь подходила к обработке камня. Делали это с помощью инструментов, а также брали клинья из дерева. После этого камень оставляли на определенное время, чтобы он стал прочнее. Специальными терками камень шлифовался и только потом использовался для строительства гробниц-дольменов.

Дольмены в России

Насчитывается около двух тысяч дольменов. Преимущественно, в районе Кавказа. Курортные города Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск могут похвастаться наличием этих загадочных построек. Наиболее полно и подробно изучены дольмены Западного Кавказа отечественным ученым В.И. Марковиным. Ему принадлежат описания более двух тысяч дольменов. В 1971 году ученый исследовал жилища строителей дольменов. Марковин считал, что эти люди были не знакомы ни с железом, ни с гончарным ремеслом. Основным инструментом для земледелия была мотыга, а о плуге они еще даже не слышали. Другие ученые также недоумевают, каким образом были сотворены такие постройки без специальных инструментов. По данным историков, раньше дольменов на Кавказе было порядка тридцати тысяч. Но в результате войн они оказались разрушены.

Также погребальни такого рода есть и Карачаево-Черкесской республике. Они отличаются тем, что плиты в них добросовестно выровнены. В России дольмены не охраняются, из-за чего у некоторых возникает желание получить от них какую-то пользу. Разорение дольменов происходит благодаря работникам лесных хозяйств, сектантам, черным копателям, туристам, бизнесменам и многим другим.

Вопросы, не разрешенные до сих пор:

  1. Средний вес плиты колеблется от пяти до двадцати тонн. Как в то время производилась их доставка и транспортировка?
  2. Какие инструменты использовались для обработки плит?
  3. Как строители добивались идеального соотнесения плит друг с другом?
  4. Как наносили орнаменты и рисунки на камне?
  5. Какой цивилизации принадлежат эти сооружения?

Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации - усложнения конструкций «ящика» - появиться дольмен-ные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям. Имеются, правда, частные мнения, что высказывал Жак де Морган: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнуть крупные камни и накрыть их крышей». Увы, он не прав, ему не захотелось видеть пазов, пяточных камней и всего того, что делает дольмены Западного Кавказа и некоторых других стран предтечей высокой архитектуры.

Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет.

Значит, снова море. «Идея» такого сооружения, как дольмен, могла прийти только со стороны моря. Так думали Б. А. Куфтин, Л. И. Лавров. Последний вообще думал, что «идеи» дольмена были широко распространены, могло даже существовать между их строителями «этническое (кровное) родство». Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, включая Дальний Восток, он считал, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя.

Л. Н. Соловьев, тот самый археолог, с которым я советовался, как же копать древние постройки, представлял себе, что дольмены на Кавказе вначале появились в Абхазии («южно-дольменная культура»), затем распространились более широко, и все это произошло под воздействием «кашков» - малоазийского, довольно подвижного населения, известного по клинописным источникам. Но здесь неувязка - «кашки» дольмены не строили, и в Малой Азии они не найдены.

Почти каждая теория имеет своих сторонников, есть гаи и у Л. Н. Соловьева.

Итак, положение с происхождением очень сложное. С началом наших экспедиционных работ и с появлением первых публикаций дело еще более осложнилось. Относительное сходство сосудов позднего этапа майкопской культуры, найденных в дольменах станицы Новосвободной, с керамикой западно-европейской культуры «шаровидных амфор» привело к еще одному мнению: дольмены Западного Кавказа - это результат нашествия на Восток носителей данной культуры. Это мнение более других поддерживают В. А. Сафронов и Н. А. Николаева. Не будем углубляться в его обоснование и критику. Во-первых, территория культуры с «амфорами» так глубоко - до Кавказа - не заходила. Во-вторых, материалы, найденные в гробницах Новосвободной, не характерны для дольменов, они привнесены в них, и почему они в них все же оказались - пока неизвестно, в этом еще надо разобраться. И уж если идет речь о сопоставлении древностей, то оно должно идти по линии культа «шаровидных амфор» - майкопская культура, а дольмены лишь бочком зашли на эту трассу.

До сих пор никто и никогда не сравнивал дольмены мира между собой, вышагивая между ними с рулеткой, компасом и хотя бы саперной лопатой как шанцевым инструментом, на это ушла бы жизнь любого долголетнего исследователя.

Публикации интересующих нас памятников мира можно найти в журналах, книгах, но все они написаны с разным подходом, с разных научных позиций, а древние строения изображены разным чертежным почерком и рассмотрены под различным критическим взглядом - вот и разбирайся сам, что в этих руинах важно, а что второстепенно. Я попытался проделать такую кабинетную работу, обложив свой рабочий стол книгами и даже сгрудив их на полу. Не стану здесь повторять, что же характерно для дольменов той или иной страны. Это уже сделано. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов. Просматривая литературу по истории кораблестроения, можно найти сведения о морских плаваниях, совершавшихся в III-II тысячелетиях до нашей эры не только на многовесельных судах, но и на кораблях, оснащенных парусами. Известны рисунки таких кораблей на сосудах, каменных рельефах, печатках, найдены даже их модельки (Анатолия, Крит, Кикладские острова, Египет). Итак, корабли в столь глубокую древность, каким является время появления первых дольменных построек на Кавказе, уже строили, и они могли совершать плавания вдоль берегов, пользуясь не только попутным ветром, но и течениями. И конечно же, строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Говоря о миграции (переселении) на Кавказ, я писал в 1974 году: «Можно только предполагать, что морские походы не были единовременны, велись они с разных территорий, но наиболее древние дольменные памятники Кавказа находят аналогии в западной части Пиренейского полуострова (современная Португалия) и на острове Сардиния». Мне представлялось, что случайное посещение Кавказа сменилось затем повторными заездами.

На мой взгляд, эта гипотеза объясняет появление дольменов на Кавказе, обрастая попутными картинами: продвижение строителей от побережья в глубь гор, появление их связей - боевых и более мирных - с уже жившими на занимаемых землях племенами майкопской культуры и т. д. Во всех деталях миграций трудно было разобраться сразу, но я исходил из сухой и деловой посылки - «идея» дольмена без людей, видевших и строивших их, на Кавказ не могла проникнуть. Ее принесли.

Дальнейшие разработки касались уже самой механики миграции. Как они могли проходить, что являлось их причиной, роль морских путей-дорог в этом процессе, могли ли миграции быть стихийными?

В октябре 1979 года в небольшом болгарском городке Созополе состоялся международный симпозиум под названием «Тракия - Понтика I». Уже глубокая осень коснулась и этой благодатной земли. Бушевало Черное море, и в унисон ему порывами набегали дождевые тучи. Представители четырнадцати стран Европы заседали в уютном зале, сидя за большим столом, украшенном цветами. Чопорная холодность первого дня сменилась затем дружеской обстановкой, и доклады проходили оживленно, сменялись экскурсиями и беседами в парке. Дольменам были посвящены три выступления - П. Делева, И. Ванкова и мое. Первые два докладчика рассказали об исследовании болгарских мегалитов, а я, познакомив слушателей с архитектурой и содержимым наших, кавказских дольменов, остановился более всего на тех сомнениях, которые возникают в связи с гипотезой о миграции их первых строителей на Кавказ из чужеземных стран. Действительно, вкратце пересказанные мысли о происхождении дольменов являются далеко не окончательным мнением. Много неясного. Изучение миграционных процессов недавнего прошлого, обусловленных экономическим фактором (в первую очередь ростом населения при отставании роста экономики), когда люди в поисках хлеба насущного вынуждены искать новые места обитания, где можно было бы приложить свои руки и энергию, показывает всю сложность таких «оттоков» населения. В миграциях в первую очередь принимает участие в основном сильное мужское население средних лет. Появление не всегда желанных пришельцев на новых местах ведет к военным стычкам, борьбе с давно живущим здесь населением. К этому надо добавить необходимость приспособиться к новым для мигрантов климату, пище, переболеть неведомыми для них болезнями и т. д. И только со второй, третьей миграционной волной на новые места обычно прибывали люди более пожилого возраста и женщины. Победителями в таком сложном процессе, как миграции, становились сильнейшие - это могло быть более древнее местное население или пришельцы: ведь единоборство шло не на жизнь, а на смерть. Часто побежденное население «растворялось» в среде победителей. Так было во времена испанской конкисты в Центральной Америке, в период арабских завоеваний или во время крестовых походов. Все это имеет место и в современных миграционных процессах, но в более смягченном, облагороженном виде, если только не переходят они в открытую войну, когда избыточное население в виде наемных войск стремится захватить чужие территории. Примеров тому много.

Доклад в Созополе вызвал шумные прения. Вероятно, не все согласились с его положениями, хотя никто не выступил с отрицанием возможных связей древних построек Кавказа со средиземноморскими мегалитами как их первоосновой. Есть еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает такое мнение. Я имею в виду басков. Этот народ, живущий ныне в основном в Испании и в примыкающих к ней южных районах Франции, по языку и культуре довольно близок кавказским народам. Еще известный ученый XIX века П. К. Услар, отмечая языковые особенности, ничего не мог сказать о происхождении этого народа, находя его таинственным и теряющимся «во мраке веков». Археологи (П. Бош-Гимпера и др.) приписывают ему особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены трапециевидного плана. Современные языковеды прослеживают цепочку языков, родственных баскскому и кавказским, ведя ее от Испании до самого Кавказа. Академик Н. Я. Марр, например, увлекаясь, намечал пути, по которым баски (яфетиды) могли проникнуть на Кавказ. У него получалось, что при своем движении они могли пользоваться как сухопутными путями, преодолевая небольшие водные пространства, так и морскими. Их маршрут шел по островам и полуостровам Средиземного моря, через Малую Азию и по побережью Черного моря.

Как видим, спор о происхождении дольменов Западного Кавказа уводит в мир лингвистики, сложных грамматических и фонетических сопоставлений, сопряженных опять-таки с миграциями. Шум моря во всех чисто теоретических и несколько отвлеченных построениях все равно звучит, круша шквальными ударами зыбкие перегородки между прошлым и шумно пульсирующим настоящим...

Остались за бортом самолета маленький гостеприимный Созопол и сказочно красивый город-остров Несебр, а дольменная проблема все обрастает ракушками домыслов, теорий и мнений.

Археологи почти всегда ставят перед собой задачу связать те или иные древности с каким-либо этносом, то есть стремятся проследить: а нельзя ли сопоставить их с культурой какого-либо конкретного народа. Б. А. Куфтин, например, пользуясь «семантическими пучками», готов был считать дольмены порождением многих живых и мертвых народов. Им упоминаются лигуры, киммеры, пеласги, этруски, а наряду с ними - чаны, адыги, дагестанцы. Другой исследователь дольменов - Л. И. Лавров, прекрасный языковед, этнограф и археолог, связывал культуру дольменов только с предками абхазо-адыгов. Такое же мнение высказывали Л. Н. Соловьев, Ш. Д. Инал-Ипа. В противовес им Я. А. Федоров считал, что дольмены могли оставить только предки абхазов. Мне представляется наиболее верным относить их постройку к древнему абхазо-адыгскому населению, тем более что разделение общего для них праязыка могло произойти, судя по исследованиям лингвистов, в более позднее время, когда дольмены уже не воздвигали. Здесь интересен и еще один факт. Язык басков, если сравнивать его с языками народов Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов, а с удалением к Чечено-Ингушетии и Дагестану находит все меньше и меньше параллелей. Таким образом, прабаски, как и праадыги, вполне могли иметь контакты.

Однако профессор Отар Михайлович Джапаридзе считает возможным связывать культуру дольменов с предками грузин (картвельских племен). Не выступая против его мнения, хотел бы заметить, что третья смена обряда погребения, когда наряду с сидячими костяками начинают появляться в них следы вторичных захоронений, то есть кучи костей безо всякого анатомического порядка, могут являться показателем появления на территории дольменов предков картвельского населения. Обычно такие захоронения сопровождаются вещами протоколхидской культуры, которые в этой книжке не описаны, так как скорее всего в это время дольмены уже прекращали строить, а лишь использовали для впускных захоронений. Именно такие находки, мне кажется, могут быть увязаны с древнегрузинской культурой. Но это мнение беглое, оно еще требует более полной аргументации.

Существуют и другие взгляды. Так, отдельные археологи любую постройку, хотя бы отдаленно похожую на дольмен, готовы объявлять мегалитом, не считаясь с характером кладки, манерой обработки камней и т. д. Дольмены они ищут в горах Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, забывая об их связи с определенным этносом, а уж если не этносом (пусть будет так), то даже отвлекаясь от характерного только для них и описанного здесь инвентаря, что приводит к путанице самого понятия о дольменах и мешает и без того сложному пониманию этих и без того загадочных построек.

Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

Завершен небольшой рассказ о дольменах. Возможно, он не удовлетворил в полной мере любознательность многих читателей. Ведь в нем более предположений, чем ответов на вопросы. Все так. Наука не стоит на одном месте, развивается и расширяет со дня на день видимые ею горизонты. То, что сейчас вызывает у нас недоумение, через десять лет, глядишь, будет легко расшифровано и познано. Уже есть прогнозы, что скоро будут определять возраст керамики, есть надежда, что степень разрушения горной породы по коре выветривания также будет давать материал для датировок, да и сами экспедиции будут организованы с привлечением разных специалистов, усилия которых будут сведены к решению общей задачи - полновесному осмыслению определенного памятника. Такие экспедиции уже начинают работать.

Дольмены Западного Кавказа еще ждут новую плеяду своих исследователей, только хотелось бы, чтобы они мастерски владели техникой черчения и зарисовок - той глубиной фиксации материала, которая сохраняет разрушающийся памятник на века. А дольмены с каждым днем становятся все большей и большей редкостью. Уже давно нет дольменов кожжохской группы, стали сносить постройки Дегуакской поляны. Дольмены исчезают по разным причинам - из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади.

Современное законодательство «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятое в нашей стране 29 октября 1976 года, требует уважительного и бережного отношения к ним.

Вероятно, выполнение статей этого закона обязательно не только специальными лицами, но и всеми людьми, независимо от того, какова их профессия, степень знания отечественной истории и широта кругозора. Все местное население должно включиться в охрану дольменов, помня хотя бы то, что в их конструкции, содержимом и даже расположении на местности таятся ответы на многие важные в международном масштабе исторические вопросы. И если эта книга хотя бы на малую толику возбудила интерес к дольменам, то можно считать, они будут сохранены, и, значит, мой труд также не был бесполезным.

Брунов Виктор Викторович , Вологда.

В 2009 и 2010 г. проводились научные исследования этих двух мегалитов приборами ИГА-1 и методом биолокации.

2009-Брунов В.В. Об энергоинформационном воздействии на людей святилищ, расположенных близ г. Сочи. Конф. Торсионные поля. М. 2009. с.652-667.+

2010-Брунов В.В. Кравченко Ю.П., Брунова Н.П. Новые открытия сочинских дольменов / // Вузовская наука - региону: 8-я всероссийская научно-практическая конференция. Т.1. Вологда: ВоГТУ, 2010. с.378-381.

Зеленцов Сергей Николаевич . к.м.н., Вологда.

Большинство сейдов на рамки никак не воздействовали, но сейды, вокруг которых не растет мох и кустарник дали сильное вращение рамки против часовой стрелки(?!), кроме того такое же вращение фиксировалось на фотографиях трещин в скалах.

Нередко можно встретить глубокие трещины в скалах, заложенные камнями. Работа исследователей с биолокационными рамками показывает, что камни, закрывающие трещины в этом случае блокируют сильнейший энергетический поток, исходящий из них. Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах. Рамки показывали, что белые камни «нейтрализовывали» своей постановкой некие природные силы, вызывающие сильное отрицательное вращение рамок.

Кудин Михаил Иванович (1965-), краевед, в.н.с. АРГИ, Сочи.

Регистрировали движения маятника в областях портальных выступов дольменов, в районе отверстия или фиктивной пробки, в задней части памятников в местах выступов боковых плит. По большей части выходило, что в местах портальных выступов, а также в областях выступов боковых плит в задней части дольмена, маятник совершает круговые движения (как право-, так и левосторонние). В районе отверстия или фиктивной пробки маятник делает колебательные движения по главной оси сооружения.

2010-Кондряков Н.В. Тайны сочинских дольменов. Майкоп, 2010.

Кузнецов Николай , геофизик, Абакан.

Геопатогенные зоны - это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10-50 метров, а длина составляет многие сотни метров, а в некоторых случаях - километры. По форме и силе воздействия этих полей на биолокатора мы разделили геопатогенные зоны на два типа:

1-высокочастотные (отрицательные), когда вектор измеряемого поля направлен “веерообразно” (в этих местах происходит “разбалансировка” биополя человека, что в конечном итоге приводит к патологии),

2-низкочастотные (положительные), где проявляется синусоидальная форма кривых биолокационного эффекта, при этом направление вектора измеряемого поля в одной части аномалии фиксируется строго вертикально вниз, в другой - вверх. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению.

2010-Кузнецов Н. Тайна менгиров Хакассии.

Сочеванов Валерий Николаевич , Санкт-Петербург.

Исследовали Большой Заяцкий (Соловецкий архипелаг). Методы исследования:

Биолокационная съемка объектов (В.Н.Сочеванов),

Биолокационная диагностика людей (В.Н.Сочеванов),

Определение изменений функциональной активности сердено-сосудистой системы,

Изменение циркуляции энергии по энергетическим каналам (скэнирование).

При биолокационной диагностике людей выявлено положительное воздействие лабиринта на психологическое, эмоциональное и физическое состояние организма. Регистрировалась гармонизация работы чакр. Наблюдается активизация в 2-3 раза верхних чакр у мужчин, и нижних чакр у женщин.

2003-Кодола Олег Евгеньевич. Сочеванов Валерий Николаевич. Путь лабиринта. СПб. 2003. 174с.++ В книге приведены результаты исследований 2002-2003 годов на острове

Дольмены - одна из самых удивительных тайн планеты. Огромные каменные сооружения безупречной геометрической формы, построенные тысячи лет назад, - кто и зачем создал их? Для чего древним людям понадобилось прилагать огромные усилия для вырубки, сложнейшей транспортировки, обработки прочнейших глыб и их невероятной по точности установки в строгом порядке? Ответа на эти вопросы пока нет.

Дольменами называются древние мегалитические (с греч. «мега» - огромный, «литое» - камень) сооружения определенной формы. В простейшем варианте это три камня, поставленные в форме буквы П. Происхождение слова «дольмен» связано с историческим заблуждением: французский археолог Воден, не знавший истинного возраста сооружений, приписал их кельтам (на кельтском наречии «dol» означает стол, «теп» - камень). В действительности дольмены гораздо старше: от 8000 лет до н.э. в Индии до 1400 г. до н.э. на Кавказе. Хотя датировка неточная, и ученые предполагают, что постройки могут оказаться еще древнее. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилища костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы - «адамра» (древние могильные дома). Дольмены можно увидеть в Англии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Африке и даже в Индии и Корее, множество хорошо сохранившихся дольменов есть в России и на Северном Кавказе.

Адыгейцы использовали для их обозначения слово «испыун» («испун», «спыун»), что значит «дом карлика». По легенде, в давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Маленькие и слабые карлики не способны были сами построить себе жилище, чтобы укрыться от непогоды. Великаны, глядя на то, как тяжело им живется, пожалели крошечных соседей. Каждый гигант без труда выломал каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнес к месту постройки. Вместо дверей в лицевой плите пробито отверстие в форме прямоугольника или арки. Через них карлики якобы въезжали в «дом» верхом на зайцах.

Это всего лишь одна из множества легенд относительно происхождения и строительства дольменов. Каковы были настоящий способ их возведения и назначение - ученым остается лишь предполагать.

Во многих дольменах обнаружены захоронения: древние кости, предметы быта, наконечники стрел, янтарные бусы, кремневые топоры, черепки керамической посуды. Все эти находки относятся к разным историческим эпохам, от неолита до Средневековья, поэтому определить точно период происхождения дольменов сложно. А вот версия насчет использования их для ритуальных целей нашла много сторонников. В ее пользу говорит тот факт, что иногда строители имитировали вход с помощью фальшивых пробок, тогда как настоящий находился с другой стороны. Очень уж это похоже на попытку защитить могилы от осквернения. И если это так, то вполне объяснимо, почему входы ориентированы по сторонам света - так древние люди совершали религиозные обряды, связанные с культом мертвых. Однако многие современные исследователи говорят о том, что устраивать захоронения в дольменах стали гораздо позже, когда первоначальное назначение загадочных сооружений уже забылось.

Иногда на крышах дольменов встречаются круглые площадки, у которых по краям идут бортики, отбрасывающие тень в ясную погоду. Не исключено, что таким образом жрецы наблюдали за Солнцем и составляли календарь. А может быть, эти каменные тяжеленные постройки служили своеобразным символом могущества народа, как, например, храмы или гробницы?

По поводу того, каким образом строители дольменов передвигали каменные громады, существует масса предположений. Некоторые исследователи убеждены: дольмены 6ыли собраны из эрратических валунов, переносимых ледниками на значительные расстояния. Строители перекатывали природные глыбы по деревянным валикам с помощью кожаных ремней, а для установки верхней плиты делали насыпь из песка и глины. Возможно, какое-то количество дольменов и могло быть собрано таким образом. Но очень сомнительно, чтобы последний ледниковый период оставил нашим предкам сотни тысяч одинаковых пластин размером 2x3 метра. Скорее всего, строители добывали материал в каменоломнях. По мнению исследователя Ю.Н. Воронова, «выломку плит производили с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера». Несмотря на популярность этой версии, остается непонятным, куда делись следы отверстий и сколов, которые должны были остаться от работ.

Пытаясь разгадать эту загадку, ученые поставили эксперимент по постройке дольмена. Эксперимент показал, что для возведения каменного сооружения людей требовалось не так уж и много, нужно было также и умение пользоваться простейшими инструментами. Но тогда почему таким способом не возводили другие постройки? Зачем нужны были дольмены в таких количествах?

Сами экспериментаторы считают, что все довольно тривиально: дольмены использовались для хранения еды и оружия. К сожалению, эта гипотеза слаба – дольмены расположены слишком далеко от предполагаемых мест поселений. Но с каждым годом ученые получают все более достоверные сведения, которые однажды позволят разгадать загадку Дольменов.

Конструкции из больших камней, или мегалиты.

История дольменов

На территории Северо-Западного Кавказа, предположительно во 4-2-ом тысячелетии до н.э., существовала неведомая цивилизация, от которой до нас дошли мегалитические сооружения (мегалит - от греч. мега - огромный, литос - камень.), получившие позже название дольмены. Внешне они похожи на каменные домики, где каждая стена может весить десятки тонн. От народа создавшего эти культовые сооружения нас отделяет примерно 4-6 тысячелетий. Устное предание этноса в среднем существует около 2000 лет. Затем его следы исчезают в великом водовороте перемещения народов.

До нас дошли только древние адыгейские легенды о карликовом народе, использующем зайцев для верховой езды, которым великаны строили дома из камней.
Изучение дольменов Кавказа началось с конца XVI века. Академик Петр Симон Паллас, сотрудник Российской Академии наук, в 1803 году издал записки о своем путешествии по окраинам Русского государства и не преминул упомянуть о дольменах обнаруженных им на Таманском полуострове. В 1818 году географ К.Тауша и француз служивший в русской армии Тебу де Мариньи обнаружили и описали в бассейне реки Пшады группу дольменов. Несколько позже более детальное описание пшадских дольменов дал директор Керченского музея, обрусевший серб Антон Балтазарович Ашик.

Интерес к дольменам среди ученых возрастал. Уже к середине 19 века в ученых трудах слово "дольмен" закрепилось за мегалитическими постройками Кавказа. Казаки называли дольмены “богатырскими хатками”. Коренное население, адыгейцы и абхазы называли дольмены - "испун" и "спыун" (дома карликов, пещеры), абхазы - "кеуеж" и "адамра" (древние могильные дома). Мегрелы называли их "мдишкуде", "одзвале", "садавале" (дома великанов, вместилище костей).

Во второй половине 19 века изучением дольменов занимались Ф.С.Байерн, Н.Л.Каменев, А.С.Уваров и П.С. Уварова, Е.Д.Фелицына, Г.Н.Сорохтин, А.Я.Колосов и многие другие. В довоенный период Л.И. Лавров, В.И.Стражев, А.А.Иессен. Первая систематизация дольменов Кавказа была произведена Л.И.Лавровым. Им были собраны все данные по расположению дольменов, которые когда-либо находились на территории Кавказа. В его труде были описаны сведения о 1139 дольменах, известных со времени путешествия П.С. Палласа и до 1960 года.
Именно Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются ученные до сих пор. Дольмены классифицируются по технологии строительства и по этому признаку выделяют четыре типа дольменов:

  1. Плиточный - строился из 6 многотонных плит - одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).
  2. составной - составлен из нескольких крупных блоков.
  3. полумонолитный или корытообразный дольмен - выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.
  4. монолитный- полностью высекался в скале через отверстие.

Одним из крупнейших, современных исследователей дольменной культуры считается В.И. Марковин. В своей монографии "Дольмены Западного Кавказа" , В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

В наше время исследованиями дольменов занимаются две экспедиции из Москвы и Санкт-Петербурга . Московской экспедицией института археологии Российской Академии Наук (РАН) руководит кандидат исторических наук Борис Вадимович Мелешко.
Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры РАН (Санкт-Петербург) руководит ею кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Трифонов. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в ней принимают участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, потому она вполне может называться Международной. Тем более, что программа этой экспедиции была подготовлена по инициативе Фонда Всемирный Археологический Конгресс. Проектом предусмотрена долгосрочная программа полевых и лабораторных исследований в различных районах Краснодарского края и республики Адыгея.
Скорее всего история изучения дольменов еще только начинается. Каждый год приносит новые находки и открытия.

Загадки дольменов

Почти все исследователи считали дольмены погребальными сооружениями. Во многих дольменах были найдены останки людей и животных с атрибутами ритуальных погребений. Правда находки найденные в дольменах относятся слишком к разным историческим эпохам. От каменных скребков неолита и керамики до эллинских монет и средневекового оружия. Так, что вопрос о возрасте дольменов до сих пор остается открытым. Приблизительно 1,5 тысячи лет до н.э. Дольменная культура угасла. Дольмены больше не строили. Что произошло с народом строившим дольмены неизвестно.

Представители иных культур и народов на протяжении тысячелетий использовали дольмены как культовые сооружения и как погребальные камеры. Т.е., говоря юридическим языком, все признаки по которым сделаны предположения о возрасте дольменов и их предназначении косвенные.

Скудные и неоднозначные находки в самих дольменах и рядом дают весьма приблизительное, а иногда и спорное, представление о дольменной культуре. Очень странно, что, обладая такой совершенной технологией строительства культовых сооружений, они не применяли данную технологию в жилищном и военном строительстве. Нам совершенно неизвестен культурный фундамент этноса, который породил дольмены, и на котором "возводились" эти сооружения.

В 1971 г. В.И. Марковиным производились раскопки Дегуакско-Даховского поселения, в котором, по его предположению, жили строители дольменов. Люди эти были очень слабо оснащены технически. Они не знали железа, гончарного круга, взрыхляли землю мотыгами, не ведая о плуге, уже изобретенном в то время на Востоке. Строители дольменов обитали, как свидетельствуют материалы раскопок, в жалких глинобитных лачугах. И, тем не менее, они создали сооружения, поражающие и нас, современных людей. Как отметил профессор Н.Б. Анфимов во вступительном слове к книге В.И. Марковина "Дольмены Западного Кавказа" "…Пока что мы должны ограничиваться гипотезами, так как бесспорных доказательств в пользу той или иной теории о происхождении дольменов на нашей территории нет".

С.В. Валганов в своей книге "Дольмены Кавказа - реконструкция культа", так же отмечает, что при раскопках дольменов не было найдено ни инструментов, ни технических приспособлений, с помощью которых возводились эти мегалитические сооружения. Потому нас так и поражают эти таинственные мегалитические сооружения, дающие большой простор для различных паранаучных фантазий особенно бурно расцветших в начале 90-х годов прошлого столетия на фоне общего увлечения всем таинственным и эзотерическим.

Появилась масса гипотез, объясняющих происхождение дольменов, от космических до магических. Но если не брать во внимание сказочные и эзотерические предположения, а оппираться только на научные факты то дольмены (как явление) пораждают целый ряд вопросов на которые мы, на сегодня, не имеем ответов.

Общепринятая точка зрения на то, как строились дольмены, звучит примерно так: Древние строители выламывали каменные плиты, перевозили их на будущую строительную площадку, обрабатывали их, придавая им форму будущих конструктивных элементов дольмена, и собирали дольмен идеально подгоняя плиты друг к другу. Но именно эта, общепринятая точка зрения о том, как строились дольмены, и не дает ответов на важные детали строительства дольменов во времена ранней бронзы.

В настоящее время на территории Западного Кавказа описано около 2300 дольменов. По оценкам некоторых исследователей на самом деле их могло быть примерно 30 000. В среднем вес составного дольмена (дольмен состоит из 6 плит - 4 боковые, пяточный камень и покровная плита) составляет 15-30 тонн. Хотя есть дольмены, у которых только одна покровная плита весит порядка 20 тонн. Количество добытого песчаника, необходимого для строительства одного дольмена, с учетом производственных и транспортных отходов, должно составлять примерно 40-60 тонн. Следовательно, на территории Западного Кавказа должны быть столь же древние, как дольмены, каменоломни суммарной производительностью 1 200 000 - 1 800 000 тонн. Подсчеты грубые. Но это целая отрасль в эпоху ранней бронзы и ни каких следов такого производства.
Вопрос, откуда древние строители могли брать огромные каменные блоки, остается без ответа.

Перед строителями дольменов стояла сложная и далеко не тривиальная транспортная проблема. Как доставить многотонные каменные блоки к месту строительства дольмена в горных условиях при полном отсутствии дорог? Для транспортировки многотонного каменного блока нужна дорога. Дорога как инженерное сооружение, создающее в горном рельефе плоскость, по которой возможно перемещение крупногабаритных, многотонных блоков без угрозы бокового соскальзывания и без чрезмерно крутого угла подъема. Кроме того, поверхность дороги должна быть достаточно прочная и ровная, чтобы по ней смогли катиться катки (диаметр примерно 20 см), на которые уложены многотонные блоки. Просто земляная или глинистая поверхность не подойдет. Катки-бревна будут просто вдавливаться в грунт многотонными блоками. Как же тогда доставляли многотонные плиты за десятки километров?

Общепринято, что каменные блоки вырубаются из каменного массива. Затем им предается необходимая форма, имеющая определенные пропорции и размеры, определяемые размером всего дольмена в целом и размерами соприкасающихся плит в частности (боковая плита, покровная, портальная, задняя). Почему же на наружных поверхностях каменных блоков и их торцах не видно следов колки камня и его обработки? Плиты, из которых сложены дольмены, не носят следов раскалывания подобным методом. Наружная поверхность плит, торцы, углы имеют вид природного камня или залитого бетона. Все исследователи дольменов отмечают такую особенность: каменные блоки, из которых сложены дольмены, снаружи не обработаны и имеют вид природного, дикого камня. Внутренняя поверхность камеры, напротив, тщательно обработана, как и портал. Особенно обращает на себя тщательная подгонка плит друг к другу. На внутренней поверхности камеры и портала часто можно видеть следы обработки камня в виде затесов либо просто гладкая поверхность.
На внутренних поверхностях камеры и снаружи портала, в некоторых дольменах явственно видны следы обработки камня в виде затесов, сделанные инструментом с шириной лезвия 3-4 см. “Как обрабатывали каменные блоки, какими инструментами?”. Каменотесные технологии стали доступны людям только при достижении ими определенного уровня организации общества - государства. Племенем это сделать не возможно. Таковы условия технологического процесса обработки камня.

Фронтальная и задняя плита плиточного дольмена как бы зажата в специальных пазах между боковых плит. Такие же пазы устроены в пяточном камне и на покровной плите. Сопряжение торцовых поверхностей плит и пазов идеальное и вовсе не прямолинейное. Особенно степень сопряжения поражает в хорошо сохранившихся составных дольменах (например дольмен на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком. Представить, что многотонные блоки постоянно поднимали и подтачивали невозможно, т.к. при этом происходило бы неизбежное смещение блоков относительно друг друга, и линия сопряжения не могла бы принять столь идеальную форму.

В 2007 году в Геленджике, в развлекательном парке на вершине хребта для привлечения туристов решили соорудить дольмен. Были взяты несколько плит от реальных но давно разрушенных дольменов. Привезли недостающие плиты пяточного и покровного камня. пригласили опытного археолога из Новороссийска А.В.Дмитриева. В 2000 году под его руководством проводилась реконструкция группы дольменов в районе поселка Васильевка под Новороссийском. Плиты обробатывались и подгонялись специалистами с использованием современного строительного электроинструмента.

При погрузке, транспортирове и сборке использовался подъемный кран и мощный грузовик который по лесовозной дороге поднял плиты на вершину хребта (более 700 м). По всем правилам и с соблюдением пропорций производилась разметка и подгонка плит, будущих пазов и плоскостей сопряжения. На плитах видны следы подгонки под пазы. Но не смотря на это у вновь построенного дольмена нет даже намека на такое сопряжение плит какое мы видим в древних дольменах. Зазоры между плитами составляют по несколько сантиметров. Каким образом в начале бронзового века, в отсутствии специальной строительной техники строители добивались сверхточной подгонки многотонных блоков? Вопрос, на который ответа на сегодня у ученых и специалистов изучающих дольмены нет.

Качество стыковки многотонных каменных блоков в дольменах поражает воображение. Особенно наглядно это видно в конструкции составного дольмена на горе Нэксис. Стыковочные швы между блоками криволинейные, но блоки сопоставлены абсолютно точно. Боковые блоки Г-образные, они загибаются и переходят с боковых стен на заднюю стенку, и нигде нет ни малейшего зазора.
Показанные особенности не являются единичными артефактами. Их можно наблюдать на каждом дольмене с разной степенью выраженности.

Возникновение подобных конструктивно-технологических элементов можно было бы легко объяснить, предположив, что элементы дольменов изготавливались не путем колки и обтесывания камня, а путем формирования их из пластичной массы. Вопрос в существовании самой пластичной массы в эпоху ранней бронзы.
Найти свдения о возможности создания искуственного камня в эпоху ранней бронзы не удалось. А вот поиск такого природного явления оказался более успешным и как нам кажется позволяет предположить реальность существования такого геологического явления в прошлом.

Сами дольмены мы думаем создавались как культовые сооружения. Хоронили ли в них изначально? Не известно. Думаем нет. Для захоронения они просто не приспособлены.
Если рассматривать дольмен как могилу, саркофаг, то он не подходит для этих целей т.к. не соответствует размеру тела. Есть дольмены, камера которых большая как комната (дольмен в Джугбе) а есть дольмены размеры которых чуть больше метра.

Размеры саркофагов (не только Египетских) соответствуют размерам тела. Захоронения по типу каменного ящика, тоже соответствуют размеру и позе погребаемого тела. Тут руководствуются принципом саркофаг или могила - это пространство для хранения тела. Конечно есть экзотические виды захоронения отдельных костей или органов, но и там пространство организуется конкретно для этих задач.

Если расматривать дольмены как склепы то и тут нарушается логика поступков. В склеп организуется достойный доступ для проведения достойного похоронного ритуала. С учетом того,что через 8 часов после наступления смерти труп коченел и не сгибался, затолкать его через отверстие было бы не возможно. Кроме того мы помним как варьируют размеры дольменов. Не найдено ни одного захоронения точно датированного 3 тысячелетием до н.э., т.е временем строительства дольменов.
Возможно дольмен создавался вновь организующимся племенем или выделившимся родом и символизировал инициацию этого рода, неся духовную и идеологическую нагрузку в социуме. Нечто подобное встречается и в других культурах.