Архызские озёра. Описание перевала темир-кулак Технические характеристики ходового дня

6-30 Подъем. Погода пасмурная, облачно, срывается дождь или снег. Позавтракали, собрали лагерь.

10-00 Вышли на маршрут, штурмовать новый перевал, со смешным названием «Аюлю». Тропа круто уходит вверх, под ногами земля и камень.

11-00 Привал. Вышли в зону снегов, все одели очки и намазались кремом. Позади нас клубятся свинцовые облака, впереди тоже мало хорошего. Идем дальше, погода ухудшается, пошел снег, видимость падает. Проходящие нам навстречу группы желают нам удачи (они явно что-то знают).

12-00 Снег повалил гуще – идем без остановок, а то сразу холодно становится, дает о себе знать вчерашнее бродование в мокрых ботинках. Одолеваем один снежный подъем за другим, иногда встречаются каменные насыпи, заросшие рододендроном и можжевельником, очень скользко. Впереди снежная мгла, позади тоже самое.

13-00 Мужественно бредем дальше, впереди идущие ребята скрываются в тумане, никого не видно, становится жутковато. Наконец походим к предполагаемому, последнему подъему, настроение боевое, все в сборе, снег прекратился, потеплело. Отдохнули, перекусили и пошли штурмовать, глубокий, мокрый, постоянно проваливающийся склон.

14-00 Мы на АЮЛЮ! Такое впечатление, что мы одолели как минимум Эльбрус. Нас окружает суровая красота гор. Настроение улучшилось, загрызли перевальную шоколадку, распотрошили турик с запиской, запечатлелись. Оставив рюкзаки, налегке, по свежему, белоснежному снежку мы пошли на перевал Темир-Кулак, он располагается чуть выше Аюлю. Без рюкзаков взлетели быстро. Пока поднимались, совсем распогодилось, природа захотела отблагодарить нас за упорство. Наверху было очень ветрено, но показалось солнышко, заискрился снег, видимость улучшилась. Мы увидели потрясающую картину – долину с поднимающимися после непогоды облаками, суровые заснеженные хребты, гордые, вздымающиеся к голубому небу вершины гор. Сфотографировались, хотя техника не в силах передать это космическое зрелище. Весело сбежали вниз по искрящемуся от солнца снегу, подурачились. Вернулись к нашим рюкзачкам, навьючили их на себя и не спеша пошли вниз к предполагаемому озеру, выбирать место для начевки.

Внизу собирались совсем черные тучи, погода обещала испортиться в самое ближайшее время. Быстро утоптали место под палатки, разбили лагерь, мальчики расковыряли прорубь и добыли водички.

19-00 Приготовили ужин, покушали, поиграли в карты и разошлись баиньки.

День 8. Озеро под перевалом Аюлю – вынужденная дневка.

4-00 Ночь. Нас завалило снегом. Еще вечером начавшийся снег аккуратно засыпал наши палатки. Костя, которому приспичило выйти на ночь глядя, сообщил нам об этом во всех красках и выгнал Диму откапывать наш буранчик.

9-00 Снег валил всю ночь – процесс откапывания палаток приходилось повторять несколько раз, слышен шум сходящих лавин. Да… Сбегали на перевал Олений…

10-00 Уныло позавтракали, пришлось топить снег – а это очень долго. Вокруг не видно ни зги, прояснений в ближайшие часы не предвиделось. Играли в карты, смотрели Пиратов Карибского моря, спали, выходили размяться, прогуливаясь вокруг палаток. Как же долго тянется время.

13-00 О, чудо! Мы увидели размытые силуэты людей идущих в нашу сторону. Это кого же несет в такую погоду… Они остановились недалеко от нас – отдыхают. Наши все высыпали из палаток и в нетерпении ожидают встречи. Во дают – с ними еще собака. Гадаем, кто бы это мог быть. Я вроде узнала пару человек из молодежки и оказалась права. Наконец группа добралась до нашего лагеря, поприветствовали друг друга, порасспрашивали. Они шли со стороны Дуки, не смогли усидеть на месте, несмотря на ужасную погоду, у них были более грандиозные планы и они хотели их все осуществить. Ну, каждому свое – пусть чешут дальше, а мы подождем хорошей погоды. Правда Саша заикнулся о том, что можно было бы и нам выдвинуться вниз, но быстро передумал, помня, как быстро мы собираемся. Пожелали доброго пути ребятам и вернулись к нашим картам, пиратам и внусняшкам.

15-00 Снег прекратился, вышли погулять, пространство правда сильно ограничено. Но тем не менее Саша от нечего делать вырыл отличный санузел, правда прямо рядом с бураном. Сваяли парочку снеговиков, пофоткались. Похолодало.

17-00 Приготовили ужин. Пообсуждали ближайшие планы, очень надеялись на хорошую погоду завтра – тогда успеем покорить еще один перевал – Олений.

Поиграли, поболтали и отправились спать.

День 9. Перевал Олений (1А, 2920 м.) - радиально – озеро Семицветное – долина Дукки – поляна Таулу

6-30 Подъем. Мороз и солнце – день чудесный. Дождались. Быстренько позавтракали и в 9-00 выдвинулись покорять перевал Олений в количестве 5-ти человек. Остальные остались в лагере. Шли хорошо, быстро, солнышко, погода ясная. Быстро теплеет, снег переливается всеми цветами радуги.

10-20 Мы на перевале. Красота кругом необыкновенная, снежные вершины на фоне бездонного синего неба в солнечном ореоле. Нашли записку аж от сентября 2015, мы первые в этом году покорители перевала Олений!!! Круто!!! Сфотографировались, съели вкусняшки и вниз, в лагерь.

11-15 Перекусили, быстро собрались и вышли в путь, спускаться к реке Дукка пока погода не испортилась. Шли по бескрайней снежной пустыне, палило солнце, сходили лавинки, их шум мы постоянно слышали. Чесанули так, аж пятки сверкали. Проходили места, где недавно сошли лавины, тяжелые, мокрые – страшновато.

12-15 Привал. Нашли чей-то жорнабор, наверно ребята из молодежки потеряли. Идем дальше по снегу, он мокрый, мерзкий, ноги разъезжаются, сил уже нет от такого безобразия. Наконец выходим в долину, появляются весело журчащие ручьи, проплешины без снега. Как приятно ощущать под ногами твердую почву.

13-15 Остановились возле реки (это наверно Дукка или какой-то ее рукав), перекусили, попили свежей водички. Впереди собираются тучки, нас немножко засыпало снежной крупой. Тропа уходит вниз в долину, к деревьям, но это еще так далеко. Идем то по мокрому снегу, то по каменно – земляной тропе. Впереди препятствие – снежник перекрывший реку подтаял, появились опасные трещины. Решили обойти его сверху. Поползли по скользкому, каменному склону. Марина упала, но удачно – ничего не повредила. Удвоили осторожность, миновали опасный участок. Идем дальше по тропе, она петляет мило камней, весенних ручейков и болотец, то вверх, то вниз. Плетусь сзади, другие девочки тоже стали отставать – все устали.

15-00 Привал. Хорошо бы покушать чего-нибудь горячего, дров навалом. Но мальчики не хотят надолго останавливаться, говорят Таулу близко – два часа ходу по дороге. Это всех вдохновляет – перекусили и пошли дальше. Выбрались на дорогу, пошли веселее. Опять препятствие – река. Переобулись и лихо бродонули, как мы думали последнее препятствие. Топаем дальше, мы с Леной немного отстали - запала надолго не хватило, рюкзак как-будто камнями набили, он все тяжелее и тяжелее. Встретили машину с пограничниками, они развеяли наши сомнения на счет Таулу, туда еще км. 17 пилить. Мы совсем скисли, добрые пограничники довезли нас (трех вовремя отставших девочек) до моста – это здорово, а то нас ждал еще один хороший брод.

17-00 Дождались наших товарищей, получили нагоняй (или все едем или никто), перекусили и вышли на шоссе. Нас ждали 15 км по трассе. Это было жестоко, ноги, плечи – все болело.

Делать нечего, идем. Проши новый поселок Романтик, посмотрели на гостиницы, кафешки, канатные дороги – вздохнули и чухнули дальше. Нам опять повезло – нас немного подвезли туристы из Ростова на микроавтобусе, правда повезло не всем, а только тем кто отстал. Марина и Дима, шедшие впереди, не поместились и проделали весь путь пешком. Пока мы их дожидались на повороте, на Таулу стемнело, зато появилась связь – все связались с родными.

19-30 Дождались отставших и пошли уже по темноте на поляну, прошли палатки с хычинами, перешли реку, поднялись на поляну и увидели флаг «Крокус» - мы пришли. Ура!!! Конец маршрута!!! Разбили лагерь, рядом у нашими новоиспеченными инстукторами (Елкой и К). Поужинали хычинами с персиковым соком и легли спать.

День 10. Поляна Таулу

8-00 Подъем. День чудесный, солнечно и ясно, ветра нет. Умылись, навернули макароны с сыром, попили чайку. Ребята пошли на парад в честь дня Победы, а нас девочек в 10-00 ждала банька. Помылись, снова почувствовали себя человеками. Вытащили пенки на мягкую травку и стали нежиться на солнышке. Жизнь прекрасна!

13-00 Пошли прогуляться в цивилизацию, посетили местный мемориал. Побаловали себя свежесваренным кофейком, жареной картошечкой, в общем делали что хотели.

15-00 Вернулась наша героическая двойка, вид в всех был потрепанный. Ребята покорили 8 перевалов. Пока они пировали хычинами, мы покатались на лошадках. Вечером был общий костер, посвящение новичков в Крокусы. Заснули мы под душевные песни Вари.

День 11. Поляна Таулу

8-00 Подъем. Погода все еще нас балует. Неспешно позавтракали и пошли закупаться сувенирами.

12-00 Свернули лагерь, подкрепились перед дальней дорогой домой. Заодно провели разбор полетов. Итог – всем все понравилось, все молодцы!

14-30 Погрузились в автобус, едем домой - к мягкой постельке, душику и другим благам цивилизации.

21-00 Мы в Краснодаре!!!

August 25th, 2011 , 06:15 pm

Две недели провёл на свежем воздухе - ходили по перевалам и озёрам Западного Кавказа. Прошли по маршруту: пос. Архыз – пер. Баритовый (рад) – р. Псыш – р. Архыз – Лунная поляна – пер. Федосеева (рад) – р. Архыз – р. Б.Дукка – пер. Дукка (рад) - оз. Семицветное - пер. Аю-лю - пер. Темир-Кулак (рад) – р. Белая – р. Псыш – оз. Кратерное - пер. Кара-Джаш - оз. Софийское - пер. Иркиз - р.София –Софийские вдп. - пер. Софийское Седло (рад) - р.Псыш – пос. Архыз. Немного фотографий и подробностей можно посмотреть под катом.

Маршрут по живописным окрестностям Архыза предложил мой знакомый Пётр, который собирался пройти его еще в прошлом году, но тогда план не осуществился. Визитной карточкой Архыза являются многочисленные высокогорные озера, коих в районе насчитывается более сотни. Наиболее красива местность к югу от поселка, в районе горы Софии (3637 м). Так как рядом проходит граница России и Абхазии, то мы заранее (за 2 месяца) заказали пропуска в пограничную зону. Добраться до места оказалось проще всего на автобусе, который еженедельно ходит из Мариуполя на архызскую турбазу "Алания" (в этом году стоимость проезда составила 550 грн в оба конца). Использование прямого транспорта до места минимизирует задержки и траты на прохождение таможни и избавляет от необходимости искать на месте транспорт до Архыза.

*** День 1 ***
Прибыв на место, мы оставили рюкзаки в кафешке и совершили акклиматизационный выход на перевал Баритовый (дошли только до половины - водопадов, дальше идти всем расхотелось). Вечером наняли микроавтобус, который за 1500руб довез нас до Лунной поляны по пыльной дороге мимо строящихся пятизвездочных гостиниц.

*** День 2 ***
Расположились на Лунной поляне, рядом со стационарным лагерем запорожского турклуба. Решили устроить дневку, во время которой сходили на перевал Федосеева (2880м). Взобравшись на перевал, увидели первое горное озеро - Агур. Панорамы кликабельны, можно смотреть в большом разрешении (4Мб).

*** День 3 ***
С Лунной поляны вышли по дороге вдоль реки Архыз, затем вверх по течению ёё притока - реки Дукка. Заросли конского щавеля в жаркий день издавали специфический едкий запах.

Хотели дойти до Семицветного озера в верховьях Дукки, немного не дошли до него, остановились напротив кошары со стадом овец и коз (через реку). Ночью слышали какой-то шум - истошно блеяли овцы, лаяли собаки, кричали люди. Наутро пастух сказал что приходил медведь и пытался утащить овцу.

*** День 4 ***
Утром я налегке сбегал на перевал Аркасара (Дукка). С перевала открывался вид на запад в долину реки Большая Лаба. Вернулся как раз вовремя - пограничный наряд проверял пропуска и документы у нашей группы.

Чуть поднялись вверх, и вот оно - Семицветное озеро. Действительно, смотришь снизу - фиолетовое, сверху - голубое, но остальные цвета не различил.

Пошли дальше вверх, прошли еще три или четыре последовательно расположенных маленьких озерца, а дальше до горизонта расстилался такой не очень удобный для передвижения рельеф:

Гора, с которой начинается река Дукка:

Часа три лезли через валуны, наконец остановились возле озера перед перевалом Аю-лю (Медвежьим)

С перевала Аю-лю часть группы решила сбегать еще выше, на перевал Темир-Кулак (3025 м). Взбираться на него пришлось по осыпи без видимых тропинок. На фото справа можно видеть озеро, на котором мы недавно отдыхали (с предыдущей фотографии)

За перевалом Темир-Кулак в северную сторону открывался вид на уже далёкий хребет Абишира-Ахуба и покорённый перевал Федосеева:

Вернулись на Аю-лю, сделали групповое фото и стали спускаться в сторону реки Белой.

Чуть ниже виднелось озеро, у которого мы решили заночевать. За ним внизу зеленела долина реки Белая, а весь дальний горизонт занимала цепь вершин. Справа величественно возвышался Пшиш (3790 м), посередине белел ледниками и снежниками Кизгыч - часть Главного Кавказского хребта, а чуть левее и дальше выглядывала София (3637 м) - жемчужина Архыза, к подножью которой мы должны были дойти.

Спустились до озера, еще раз оглядели открывающуюся на горизонте панораму.

Вся земля рядом с озером, где мы установили палатки, была изрыта мышиными норами. Вечером и следующим утром приходили туры (дикие горные козы), которые с удивительной легкостью перепрыгивали через камни и не боялись людей, подходя достаточно близко. Насчитал одновременно 8 туров

*** День 5 ***
Спускались в долину реки Белой. Тропа вначале шла траверсом по травяному склону, затем в березовых зарослях, затем круто падала в каньон в хвойном лесу. Преодолев последние метры крутого спуска, мы вышли к водопаду.

Переправились через неглубокую реку Белая, прошли через пограничную заставу и направились вверх вдоль реки Псыш, надеясь перейти на её правый берег.

Вскоре обнаружился мост, среднюю опору которого опрокинуло течением. Но тросы держались крепко и переправа не составила труда, хотя и заняла довольно много времени.

Но тут горы решили что они слишком долго балуют нас хорошей погодой, и небо быстро затянуло тучами. Вскоре из них пошел холодный дождь, затем град и нам пришлось спешно искать место стоянки. Уровень воды в реке мгновенно поднялся, сухая дорога исчезла и моим кроссовкам пришлось нахлебаться воды. Вечером мы устроили "таёжный" костёр, на котором сушили всевозможные шмотки.

*** День 6 ***
Дождь не останавливался весь следующий день. Решили устроить дневку, благо в запасе был один день, выигранный в Архызе. Преферанс и манчкин отсутствовали, но их с успехом заменила игра в "балду", что тоже оказалось азартным и весёлым занятием. Иногда, когда дождь всё же прекращался на несколько минут, на реке можно было видеть такую картину:

*** День 7 ***
В какой-то момент, сидя вшестером в нашей четырехместной палатке, которая была установлена на небольшом возвышении, мы внезапно услышали журчание. Часть реки нашла новое русло, на пути которого оказалась палатка Саши. Пришлось срочно организовывать дренаж.

После обеда дождь прекратился и мы начали подъём в сторону перевала Кара-Джаш. Успели дойти только до небольшого, но красивого озера, по форме напоминающего запятую. Посреди него было несколько травянистых островков.

Выше зоны леса дров нет и готовить можно только на газовых горелках.

Предзакатное солнце уже не проникает в глубину ущелий.

*** День 8 ***
От озера Запятая начинаем подъём к перевалу Кара-Джаш (2900 м). Проходим мимо поворота на расположенный рядом перевал Орлёнок, под которым из камней выложено множество названий городов. Опять медленно ползём по морене, иногда среди камней попадаются небольшие озерца из фирна, снега и воды.

Рельеф не балует разнообразием.

И вот наконец перевал. Заглянув за перегиб, видим внизу зелёную Софийскую долину, а совсем рядом - Секретное озеро, подходить к которому нам не надо.

Слегка возвращаемся, чтобы взглянуть на красивое озеро Кратерное, которое не было видно во время подъёма.

Возвращаемся на Кара-Джаш и начинаем спуск с перевала. В прошлые года здесь лежало гораздо больше снега, но и сейчас его достаточно чтобы устроить небольшие покатушки.

Впереди хорошо видна София.

Дошли до верхних Софийских озёр и установили лагерь. Голубизна воды поражает - по слухам, глубина этого озера достигает 100 метров.

Место популярное - кроме нас, возле озер стояло еще две группы туристов - из Перми и Питера.

Ярко-зеленая трава, голубая вода, фиолетовые и желтые цветы, белые снежники - настоящие краски альпийского лета.

Вся вода в озерах проточная, постоянно перетекает из одного озера в другое.

Вечером я забрался повыше на пригорок и снял панораму. Если посмотреть её в полном разрешении, то между тёмно-синим и светло-голубым озёрами можно заметить нашу палатку. Пока я лазил, в лагерь пришли два охотника на туров (а может, и браконьеры). Когда я спустился к палаткам, уже начало темнеть. Увидев тура, один из охотников взял ружьё и побежал вверх по осыпи. Пермяки заорали "Козёл, беги!" Прозвучали два выстрела, и вскоре разочарованный охотник спустился вниз с пустыми руками.

*** День 9 ***
Выбрались рано утром чтобы встретить рассвет, но как раз в этот момент тучи закрыли солнце. Пошли снова спать, в итоге вышли поздно. Но сегодня предстоял небольшой переход, и торопиться было некуда. Напоследок сфотографировался на фоне озера.
Ну как не сфотографироваться в таком месте?

От озера поднимаемся на перевал Иркиз, который с этой стороны совсем невысок, около сорока метров. Однако за перевалом нас ожидал на порядок больший сброс высоты. На крутом склоне начался дождь и мы поспешили вниз.

Дошли до ручья Ак-Айры, вытекающего из-под Софийского ледника, и установили лагерь среди зарослей рододендрона и кипрея.

После обеда запланировали подняться наверх и дойти к подножью западно-Софийского ледника. Небо снова затянуло тучами, все верхушки гор были в облаках.

Поднимались в облаках, постоянно моросил мелкий холодный дождик. Наверху растительности почти не было. С перевала Надежда и Софийского ледника стекали грязновато-серые ручьи.
Катя на фоне горы Надежда

Дойдя до ледника, присмотрелись и увидели примерно на половине его высоты группу из десяти человек, которая медленно поднималась в направлении ледникового перевала Кожухова. Но у нас кошек не было, равно как не было и желания лезть вверх по фирну. Постояв пять минут, все замёрзли и решили что пора бежать вниз.

Внизу было гораздо теплее, дождь прекратился и взгляду открылась идеальная альпийская картинка. Сразу несколько водопадов журчали по зелёным склонам, но в кадр, к сожалению, влезал только один.

*** День 10 ***
Спускаемся вдоль реки Ак-Айры в Софийскую долину.

По пути заходим посмотреть каждый водопад. К некоторым из них подходить ближе тридцати метров рискованно - можно полностью промокнуть.

Переход в этот день тоже был небольшим, и вскоре мы стали на поляне с роскошным видом на Софию и ледники её восточного склона. Тут уже проходит автомобильная дорога, стоит много палаток, в киосках продают пиво, хычины (чебуреки), айран.

Вечером я решил налегке сбегать на перевал Софийское Седло, за которым располагается заповедник - долины реки Кизгыч. Прошел мимо водопадов, оставив из на следующий день.

Пока поднимался на перевал, солнце спускалось к горизонту. Всё вокруг было в тёплых жёлто-зелёных тонах.

Перевал оказался несколько дальше, чем казался снизу (пришлось подняться почти на 600 м) и я слегка запыхался. Наверху дул холодный ветер и висели мемориальные таблички. Тропы, ведущей в заповедник, не было видно, и я побежал обратно. Когда вернулся в лагерь, товарищи как раз допили весь айран.

*** День 11 ***
Всей толпой пошли смотреть на Софийские водопады и на перевал. Водопады, конечно, впечатлили. Пожалел, что не взял широкоугольник и штатив с панорамной головкой.

А вот на перевал попасть не удалось - встречный наряд пограничников завернул всю группу обратно. Оказалось, что водопады, равно как и вся Софийская долина с этого года - открытая для свободного посещения территория, а Седло - уже пограничная зона. Так как пропуск остался в лагере, нам пришлось поворачивать обратно. Впрочем, я особенно не жалел, так как вечером освещение на перевале всё равно было лучше.

Собрались и пошли по дороге на поляну Таулу, где была запланирована последняя ночёвка. До неё было восемь километров по грунтовой дороге, и пока мы шли, всё время сзади выглядывала София со своими ледниками. На поляне была уже полная цивилизация - базар, мемориал защитникам Кавказа в ВОВ, катание на лошадях, геокешинг, бани и продажа сувениров.

*** День 12 ***

Возвратились в Архыз по строящейся дороге Архыз-Пхие. Пыль, транспорт, турбаза, автобус, граница, задымлённый Мариуполь, и наконец, Харьков.
Как же долго ещё будет нехватать мне чистого горного воздуха... Но ничего не поделаешь, придётся привыкать. До следующего раза.

*** День 1 ***

*** День 2 ***

*** День 3 ***

*** День 4 ***

Гора, с которой начинается река Дукка:

Спустились до озера, еще раз оглядели открывающуюся на горизонте панораму.

*** День 5 ***

*** День 6 ***

*** День 7 ***

Выше зоны леса дров нет и готовить можно только на газовых горелках.

Предзакатное солнце уже не проникает в глубину ущелий.

*** День 8 ***

Рельеф не балует разнообразием.

Впереди хорошо видна София.

Вся вода в озерах проточная, постоянно перетекает из одного озера в другое.

*** День 9 ***
Ну как не сфотографироваться в таком месте?

Катя на фоне горы Надежда

*** День 10 ***
Спускаемся вдоль реки Ак-Айры в Софийскую долину.

*** День 11 ***

*** День 12 ***

ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛА

описание перевалов Кавказа библиотека привала как проходится пройти техническое описание перевала и фотографии перевала седловины седло перевал

Темир-Кулак

Ущелье р. Темир-Кулак находится в стороне от проторенных туристских дорог. Туда можно попасть правобережной тропой от устья р. Дукка (3 км). На мысу между двух речек места для лагеря. Дальше тропа поднимается на водораздел в обход лесистой теснины ущелья р. Темир-Кулак и приводит к кошу. Долина становится шире, лес отступает. Продолжая траверс левого борта долины, видим еще кош, полосы березового криволесья и скоро выходим на широкую луговину.

Впереди в хр. Габулу-Чат возвышается пирамида безымянной вершины (3090 м). Правее ее - седловина перевала к притоку р. Белой; еще правее, между вершиной (3150 м) и г. Темир-Кулак (двуглавая гора со снежником, 3186 м), просматривается одноименный перевал. Проход к нему очевиден: на юг, где белеет несколько последних березок. Возле них первое озеро (2,5 ч от устья реки).

Поднявшись в верхний цирк, попадаем к следующему озеру среди осыпей. Отсюда по осыпям и снежнику идем (2,5 ч от нижнего озера) на пер. Темир-Кулак (1А, 3025 м). С перевала хорошо видна пройденная долина, правый борт которой пересекает тропа, ведущая на хр. Габулу-Чат южнее скалы Горячева; долина р. Дукка на фоне хр. Абишира-Ахуба с г. Речепста (3215 м); снежные горы истоков Псыша и г. Пшиш на востоке.

Спуск - по осыпи на каменистое плато пер. Аюлю . Отсюда можно идти на р. Белую или совершить траверс по озерным циркам к л. Аманауз.

- фото Роньжин А.А.

_____________________________________________________________

Перевал Темир-Кулак (1А, 3000, ос-сн) расположен в отроге хребта Габулу и соединяет долины рек Темир-Кулак (приток Дукки) и верховья Большой Дукки.
Река Темир-Кулак впадает в Дукку чуть ниже слияния Большой и Малой Дукки. Темир-Кулак переводится как "гнилой овраг". Вдоль реки есть тропка, и относительно простой подъем по ней до перевала занимает около 3,5 часов. Перевальная седливна широкая и пологая. Внизу виден верхний цирк Дукки и перевал Дукка. Перевала Аюлю не видно за вершиной. Спуск до верхнег о цирка пологий и не долгий, а дальше путь совпадает с маршрутом через перевал Аю лю.