Маршруты по черногории из будвы. Как устроить автопутешествие по черногории и почему это крутая идея. Что важно знать при автомобильной поездке по Черногории

Наша статья заинтересует тех туристов, которые задумываются над тем, как самостоятельно отправиться в Черногорию. Конечно, проще всего воспользоваться услугами туристических фирм, но многие отдыхающие стремятся сэкономить, поэтому дешевле действовать самостоятельно. Итак, что нужно знать о поездке в Черногорию? В нашей статье мы рассмотрим все нюансы такого путешествия, чтобы туристы понимали, какие документы нужно оформить и сколько денег при себе иметь, а также дадим ответы на многие другие вопросы.

Документы для поездки

Один из главнейших вопросов, который нужно решить будущим путешественникам - какие документы нужны для поездки в Черногорию. Многие туристы, которые впервые планируют поездку в эту страну ошибочно полагают, что им необходимо оформить визу. На самом деле это совсем не так. Россиянам для поездки в Черногорию виза не нужна, если срок вашего пребывания в стране не превышает тридцати дней подряд (не более 90 дней за полгода). Тот нюанс намного упрощает ситуацию. Перечень документов для путешествия состоит только из одного загранпаспорта. Однако обратите внимание на сроки действия документа. На момент вашего выезда из России паспорт должен быть действителен еще в течение 90 дней.

А вот если вы планируете более длительный отдых, сроки которого превышают 90 дней, то в этом случае стоит заранее оформить визу. Заявление на ее получение нужно подавать не ранее, чем за месяц до отъезда. Для оформления визы вам понадобятся следующие документы: заявление, анкета, подтверждение факта брони в гостинице или договор аренды жилья, справка с работы или выписка, подтверждающая, что у вас на счету имеется приемлемая сумма денег (из расчета 20 евро на одного человека в сутки), копия брони билетов, цветные фотографии (2 шт.). Для взрослых граждан визовый сбор составляет 62 евро, а для ребенка до 14 лет - всего 32 евро.

Если вы стремитесь проживать в отеле, хостеле, санатории или в ином подобном месте, то опытные туристы рекомендуют зарегистрироваться в любом офисе Туристической организации в Черногории. Сделать это нужно в течение суток. И только в Будве регистрироваться можно в течение 72 часов. Кроме того, регистрацию можно оформить в отделе по работе с иностранцами в любом отделении полиции. При проживании туристов отелях и гостиницах администраторы делают это самостоятельно. Казалось бы, зачем нужны все эти формальности? Дело в том, что при выезде из Черногории, в случае отсутствия регистрации, могут оштрафовать на 200 евро.

Страховка

Если вы все-таки снимете апартаменты с кухней, то сможете готовить еду самостоятельно, а значит, у вас получится сэкономить. Приведем среднюю стоимость продуктов на рынках и в магазинах Черногории:

  1. Апельсины - 0,7 евро.
  2. Инжир - 2 евро.
  3. Яблоки - 1 евро.
  4. Виноград - 1,5 евро.
  5. Персики - 2,5 евро.
  6. Картошка - 0,6 евро.
  7. Томаты - 0,6 евро.
  8. Яйца - 1,5 евро.
  9. Вода - 0,7 евро.
  10. Молоко - 0,8 евро.
  11. Рис - 0,8 евро.
  12. Хлеб - 0,6 евро.
  13. Вино - от 4,5 евро.
  14. Креветки - 15-25 евро.
  15. Филе куриное - 5,8 евро.

Стоимость питания в кафе

Если вы се решитесь питаться в недорогих кафе, то завтрак на одного вам обойдется в 4 евро, обе - более 7 евро, а ужин не менее 10 евро. Рестораны среднего уровня предлагают завтраки от 5 €, обеды - не менее 11€, а хороший ужин обойдется более чем в 18 €.

Стоимость напитков приводим отдельно:

  1. Кофе или чай - от 1 €.
  2. Свежий сок - 2,5 €.
  3. Вода - 2,5 €.
  4. Вино (бокал) - 3 €.

Опытные путешественники, которые уже не один раз организовывают для себя поездку в Черногорию, рекомендую находить заведения, на которых имеется табличка - комплексное меню. Подойдя к официанту, можно поинтересоваться какие блюда есть в наличии. Как правило, в комплексное меню входят простая, вкусная и в тоже время сытная еда, которую обычно для себя заказывают местные жители. Например, вкусный гуляш обойдется в три евро.

Суточные расходы туристов

Для того чтобы понимать, сколько денег брать в Черногорию, нужно исходить из того, в каком отеле вы будете проживать и где питаться. Мы хотим привести минимальный пакет расходов туристов при условии бюджетного отдыха, который будет состоять из затрат на жилье, проезд и питание.

Отдыхая на любом курорте, у вас возникнет необходимость воспользоваться транспортом. Стоимость услуг:

  1. Литр бензина - 1,39 €.
  2. Проезд общественным транспортом - 0,5 €.
  3. Заказ такси - 1 €.
  4. Проезд на такси за каждый километр - 0,45 €.

Как мы уже упоминали, стоимость жилья на курортах очень разная. В центре города съем однокомнатной квартиры может стоить в месяц от 240 евро, на окраине такие же апартаменты обойдутся в 190 евро. Если учитывать стоимость проживания в бюджетной гостинице (от 16 € в сутки), расходы на транспорт и питание в недорогих заведениях, то в среднем можно говорить о том, что в сутки туристу необходимо иметь не менее 45 €.

Однако стоит понимать, что данная сумма выведена весьма примерно. На курорте, как правило, хочется что-то посмотреть или попробовать какие-то деликатесы. Все подобные расходы значительно увеличивают бюджет поездки.

Паломнические путешествия

Не стоит забывать о том, что существуют и поломнические поездки в Черногорию. Их особенность в том, что они ориентированы больше на осмотр многочисленных храмов и святынь, но в тоже время имеет место и пляжный отдых. Обязательным местом посещения являются города Цетинье и Подгородица.

Цетинье - очень древний город, который был основан еще в 1482 году. В нем находится монастырь Рождества Богородицы, в котором находится десница Богородицы, написанная святым Лукой, мощи Чудотворцев Острожского и Цетиньского.

Как правило паломнические туры предполагают посещение резиденции Зетских метрополитов, посещение Будвы, осмотр древнего побережья Адриатики, отдых на море. В ходе экскурсионных мероприятий туристы могут увидеть такие святыни, как шип от венца самого Спасителя, а также частичку ризы Пресвятой богородицы и многие другие предметы.

Кроме того, паломников, как правило, отвозят посмотреть Храм Воскресения Христова и в Подгородице. Программа мероприятий у разных туроператоров может немного отличаться, поэтому стоит уточнять маршрут и выбрать наиболее интересный для вас.

Что выбрать: самостоятельный отдых или путевку?

По мнению туристов, имеющих опыт самостоятельных поездок по курортам, в том числе и в Черногорию, можно сказать, что самостоятельно организованное путешествие имеет ряд преимуществ. Прежде всего то касается стоимости. Путевки в Черногорию хоть и не слишком дорогие, но все же самостоятельная поездка обходится дешевле. Вы имеете возможность сами подобрать жилье, а не отдыхать в отеле, который навязан вам турфирмой. Правда, стоит учитывать, что иногда туроператоры предлагают горящие путевка в Черногорию. Стоимость таких туров, порой, очень привлекательна, поэтому подобный вариант тоже стоит рассматривать.

Черногория – небольшая страна по европейским меркам, население едва превышает 600 тыс. человек и, при помощи автомобиля ее вполне реально объехать за один день. Большинство туристов для этих целей берут в прокат машину по приезду, либо отправляются в путешествие в Черногорию на своем автомобиле. Это действительно очень удобно, так как свой транспорт дает массу возможностей для самостоятельных экскурсий, без временных рамок. Но прежде чем отправиться в поездку, ознакомьтесь с некоторыми нюансами путешествием на авто по этой стране.


Если вы путешествуете на своем авто

Путешествие на автомобиле в Черногорию можно осуществить по нескольким маршрутам. Самый короткий и популярный путь лежит через Венгрию и Сербию, попутно касаясь Украины и Румынии. Но он осложнен, как в административном плане (полиция, визы, таможня), так и в физическом (узкие и извилистые дороги). Второй маршрут пролегает через Финляндию и Германию, он очень протяженный, поэтому подходит лишь жителям северной части России, но зато проще в административном плане. Самым оптимальным маршрутом является путь через Чехию и Хорватию. К тому же он может стать альтернативой для самостоятельного автопробега по Европе.

Чтобы пересечь границу Черногории вам нужно будет предъявить страховой полис (грин карта). Если у вас он отсутствует, то его можно будет оформить прямо на пограничном пункте. При въезде с вас также снимут экологический сбор, в размере 10 евро. Кроме того, с собой вы должны иметь загранпаспорт, водительские права и документы на автомобиль. Если вы гражданин РФ, то вам разрешен безвизовый въезд в страну на 30 дней.

Если вы берете авто в прокат

Если вы отправились в Черногорию на самолете, то можете сразу по прилету взять автомобиль в прокат, прямо в аэропорту. В стране есть всего 2 аэропорта: в Подгорице и Тивате. Аэропорт в Подгорице считается главным и более оснащенным, чем аэропорт в Тивате, но почему-то именно во второй летят все чартеры. Поэтому больше 80% клиентов берут автомобиль в прокат в Тивате, куда потом его и возвращают. Арендовать авто можно заранее через интернет, например на сайте auto-travel.me, или по приезду в любом большом городе. Здесь работают и местные фирмы, и международные прокатные компании. Чтобы воспользоваться этой услугой вы должны быть старше 21 года, иметь стаж вождения не менее 2-ух лет и владеть 150-300 евро залоговой суммы. Выгоднее всего брать машину в прокат на срок не менее 7 дней. В стоимость проката бензин не входит, его надо покупать за свой счет.

Дорожная ситуация


Подавляющая часть дорог Черногории находится не в идеальном состоянии, хотя покрытие на горных полосах хорошее, имеется четкая разметка. Обязательным условием для автопутешествия будет запастись навигатором и картами, так как иногда на улицах отсутствуют таблички с наименованиями, а также некоторые дорожные знаки.

В Черногории есть несколько скоростных автомагистралей: магистраль Е65/Е80, проходящая через Адриатическое побережье и центральную часть страны; магистраль Е763, пролегающая через северную часть страны; магистраль Е76, тянущаяся от юго-востока до северо-запада.

Скоростные ограничения следующие: движение в населенном пункте не должно превышать 40 км/ч, за пределами жилого массива – 80 км/ч, на трассе -100 км/ч (если есть прицеп – 80 км/ч).

Скоростной режим в Черногории практически никто не нарушает, но все равно вы должны быть бдительны на дороге, так как в чужой стране есть свои особенности ПДД. Вот, самые главные из них:

  • Международное водительское удостоверение не требуется

В соответствии со статьей 176 закона Черногории «О безопасности дорожного движения», вступившем в силу в январе 2013 года, граждане РФ и стран СНГ имеют право управлять автомобилем на территории Черногории при наличии лишь действительного национального водительского удостоверения.

  • Разрешенное содержание алкоголя в организме 0,3 промилле

Полиция Черногории ревностно следит за этим правилом и поблажек водителям не дает. К примеру, за 100 г. водки вам могут выписать штраф в размере 2000 евро или лишить свободы на 2 месяца.

  • Ближний свет фар должен работать в постоянном режиме

За нарушение или любую другую неисправность световой сигнализации штраф до 80 евро.

  • Автомобиль на круговом проезде имеет преимущество перед въезжающими авто на круг.

Будьте особо внимательны перед въездом на круг, так как даже местные водители иногда пренебрегают этим правилом.

  • Светофоры с дополнительной секцией

Дополнительной секцией называется зеленый цвет светофора со стрелкой. Если он загорается, то значит, разрешает движение по указываемому направлению.

  • Особенность регулировки движения по пешеходному переходу

Если загорелся зеленый сигнал светофора со стрелкой, и вы начали движение по направлению, а перед вами «зебра» с идущими по ней пешеходами, то пропустите их, так как они также идут на зеленый цвет, а вы обязаны приостановиться.

Блюстителей порядка в Черногории уважают и вполне заслуженно. Полиция здесь строгая, спорить и препираться с ней не имеет смысла. Но вам не стоит ее бояться встретить, так как патрули в основном находятся в тех местах, где чаще всего происходят нарушения ПДД, влекущие за собой аварии. Поэтому, полиция чаще всего располагается в населенных пунктах, на опасных дорожных участках, на мостах и намного реже на трассах, где следит за превышением скорости вне жилых массивов.

Штатных постов полиции в стране нет, весь контроль осуществляется силами мобильного патрулирования.

Как найти жилье

Искать жилье лучше через интернет, так как представьте сами, у вас чемоданы в руках, вас ждет такси со счетчиком, на улице жарко, все купаются, а вы ходите по неизвестным переулкам и рассматриваете варианты. Другое дело, сидя дома, заранее, найти и оценить 50 вариантов за один час. На месте за то же время вы успеете рассмотреть только 3 предложения.

Это, во-первых, во-вторых – все самые хорошие, интересные, дешевые и не удаленные от моря варианты жилья бронируются заблаговременно, как правило, за 3-5 месяцев до начала летнего сезона.

Поэтому, если вы явитесь в Черногорию без заранее выбранных апартаментов, то вам придется довольствоваться тем, от чего отказались более расторопные туристы.

Поэтому, ищите жилье заранее через интернет. Есть множество сайтов с хорошими предложениями, но здесь высок риск нарваться на посредника. Можете расспросить знакомых, которые уже отдыхали в Черногории, возможно у них сохранились контакты владельцев вилл. Но какие бы вы меры не предпринимали, знайте что, если вы даже разыщите телефоны хозяев апартаментов, то не факт, что они вам предложат цену ниже, чем посредники. Ведь посредники бывают разные: кто-то берет оптом и дешевле, кто-то умеет находить недорогие и удобные апартаменты, у кого-то хорошо налажены контакты с владельцами жилья. Поэтому, поиск осуществляйте по всем направлениям – и напрямую, и через посредников, и через туристические агенства. Сравнивайте цены, может вам повезет. Можете воспользоваться самой большой базой частных апартаментов в Черногории через портал www.chernogoriya-club.ru.

Курорты Черногории

Черногория богата своими достопримечательностями. Причем, это не только культурно-исторические памятники, но и уникальная, первозданная природа. Вот, основной список курортов, ознакомившись с которым, вы уже будете представлять, на что стоит рассчитывать:

  • Будва, Петровац, Рафаиловичи, Бечичи — средоточие туризма в Черногории. Наибольшее скопление туристов, отелей, дискотек, магазинов, развлечений и других сопровождающих услуг. Почти все программы русских экскурсий берут начало именно отсюда. Обширные песчано-галечные пляжи.
  • Бар, Тиват, Шушань, Свети Стефан, Яз, Добры Воды, Чань, Сутоморе — множество туристов (в основном сербов) и мало туристической инфраструктуры. По своей сути, это деревни на побережьях. Исключение только Бар и Тиват, которые по местным меркам являются крупными городами, остальные населенные пункты просто места для спокойного отдыха. Чань, вообще, детский морской лагерь. Пляжи здесь узкие и небольшие, галечные и каменные, но очень красивые.
  • Бока-Которский залив (Пераст, Котор, Герцег-Нови, Прчань и т.д.) — уголочек Европы. Мало туристов, неразвита инфраструктура. Но много старинных зданий, древних церквей, каменных улочек, памятников и достопримечательностей. Идеальное место для культурного отдыха. Обустроенных пляжей нет, в воду заходят с каменных набережных.
  • Ульцинь, Велика Плажа — албанско-мусульманский край Черногории, где присутствуют: набаты, минареты, чалмы, непонятный язык и… специфический менталитет. Ульцинь представляет собой город, Велика Плажа является огромным пляжем по соседству, протяженностью 13 км. Пляж песочный, причем черного цвета. Дно моря ровное, как и берег, воды по пояс на расстоянии до 50 метров от побережья. Туристов достаточно, кроме русских, развита инфраструктура. Имеется кайтсерфинг.

По большому счету, это основная информация, которую вам следовало знать перед поездкой в Черногорию. Приятных вам впечатлений об этой стране!

Экскурсии на Скадарское озеро, продаваемые в турагенствах Черногории и на набережной Будвы, меня не впечатляют… Проводят их банально, без погружения в местный быт, а ведь вокруг водоема расположилось много поселений. И самое обидное — не показывают настоящие красоты озера. Я постараюсь исправить ситуацию, описав несколько маршрутов на авто самостоятельно по Скадарскому озеру. Взять машину в аренду в Черногории советую в MyRentaCar.com

Сегодня расскажу о панорамном маршруте Будва — Бар — Острош — Муричи — Годинье — Вирпазар . Он займет весь день, плюс требует опытного водителя, местами будут узкие серпантины с глухими поворотами. Маршрут вдоль Скадарского озера из Будвы на карте .


Если вы впервые в Черногории, то посмотрев все и ее ривьеры, отправляйтесь в старый Бар. Здеcь чувствуется восточный колорит во всем- в посуде, еде, подаче кофе, в присутствии мечетей… недаром Османская империя 300 лет правила этим городом.


Вход в старый Бар за крепостные стены платный — 2 евро. Сегодня город нежилой, является музеем под открытым небом. При нажатии фото — открывается галерея


Обязательно прокатитесь к набережной Бара, она широкая и приятная для прогулок. А по вечерам тут шикарные закаты.


На набережной стоит дворец короля Николы. Но вместо скучного музея я бы посоветовала присесть на кофе с пирожным и насладиться морским бризом. Из Бара путь держим на объездную дорогу, уходящую в сторону албанской границы. По пути встречаются живописные деревеньки с садами и огородами. Угостились спелыми гранатами, свисающими над дорогой.

Проехали поселок с красивым названием Владимир, который местное население на албанском называют совсем иначе и повернули к ресторану Panorama . Обедать там не стали, торт насытил нас до вечера 🙂 Но вам советую — кухня национальная, есть домашние сыры и оливки, роскошные виды на Албанию, Черногорию, Большой Ульцинский пляж и деревни


Дорога узкая, но асфальтированная. Приведет вас прямиком к воздушной границе двух стран. На карте точка обозначается Viewpoint Štegvaš — передо мной видно практически в полном объеме Скадарское озеро с небольшими островками. А за спиной — вид на зеленые поля и морское побережье.


Тут же стоит огромный плакат — «панорамный маршрут между двух живописных берегов». Я на фото выше в самой правой верхней токе. Потом мы поедем налево вдоль озера, в сторону Вирпазара. Сразу предупреждаю — дорога не для слабонервных 🙂 Если у вас нет опыта езды по узким серпантинам, то лучше возьмите водителя, гида либо ограничтесь экскурсией на лодке


На другом берегу — албанские поселения. Озеро на 1/3 принадлежит соседней стране


Наша следующая остановка — поселение Острош с этническим албанским населением. Читала про него 3-хлетней давности новости, что жители постепенно уезжают отсюда, водопровод не проведен, дорогу новую не строят, Интернета нет, врачи приезжают изредка, в школе детей в 4 раза меньше, чем во времена Югославии… Эх, жалко, такой красивый край пропадает, а какие каштаны здесь вкусные! Подпишитесь на Инстаграм — VisitKraja если любите подобные деревушки и природу.


К нам подошел местный житель, сказал, что каштановые леса поделены на участки между жителями. Тут их жарят на гриле, в сыром виде я часто вижу в продаже в супермаркетах. Только имейте в виду, что не все каштаны в мире съедобные 🙂 Кстати, в Которском заливе в Столиве можно сейчас пособирать их, в ноябре там будет устроен праздник в честь каштанов


В конце октября сюда пришла настоящая осень, учитывая что мы на какой-то высоте над уровнем моря, да еще и во влажной области, то природа совершенно иная, нежели на море. На фото — покрасневшее дерево хурмы. Через месяц оно полностью скинет листву, оставив оранжевые плоды. По-черногорски хурма — «япанско ябуко»


Около часа мы ехали по каштановому лесу, в нем было много грибов, но я не рискнула собирать. Здесь встречаются каштановые деревья, которым 500-1000 лет


С фруктами, медом, каштанами в этом крае все хорошо! Да и козий сыр с Остроша я ела в разных ресторанах — он невероятный! Еще в том регионе можете увидеть остатки старинной православной церквиПречиста Краинска 10 века постройки


И узкая асфальтированная дорожка ведет на горку к 12 колодцам, если не знать точно локацию — не найти. Народ живет над огромной водной гладью Скадарского озера, но деревня долго жила без воды, за ней ходили на пригорок… По сей день 2 колодца используют по прямому назначению


Над поселком Муричи часть нашей компании закупилась у бабушки домашними специалитетами. Дорога все время виляет. Панорамы на озеро открываются через раз. Но и деревеньки интересно поразглядывать. Можете спуститься летом в Муричи , там есть пляж, работают рестораны, кэмпинг для палаток, можно на лодке или байдарке сплавать до соседних островов, посетить средневековый монастырь Бешка


Следующий интересный пункт маршрута — деревенька Годинье , известная частными винодельнями

Покажу летние фото с этого места. Godinje делится на нижнее поселение, появившееся после землетрясения 1979 г, и на верхнее старое. Всем советую заехать именно на горку, прогуляться по каменным лестницам, заглянуть в заброшенные домики


Дома построены встык к друг другу, по тоннелям люди могли попасть в другой конец деревни, не выходя на улицу и убежать так от турков, к примеру


В туннелях сохраняется прохлада около +20 даже летом, там обычно хранили бочки с вином, овощи

У меня есть давнее желание прокатиться по Балканам на автомобиле, но как-то оно не складывается все время, потому что хочется делать это не спеша, а зачастую у меня не получается выделить на поездку даже пару недель, все чаще получаются небольшие вылазки в страну с обзорным знакомством. Вот и в этот раз, удачно отхватив билеты до Тивата, я решил немного прокатиться по Черногорию, заодно почувствовать вкус Балкан, что приведет к более активной реализации своего путешествия по ним. Начну я свой рассказ с краткого рассказа, что надо знать при поездки по Черногорию на автомобиле, а также какие трудности с этим у меня были связаны.

Свою поездку я решил начать прямо от аэропорта и все это в итоге вылилось вот в такой маршрут:

Перед тем как отправиться в Черногорию я долго выбирал, где бы арендовать машину, просматривал различные крупные компании, но в итоге наткнулся на русскоязычных ребят, которые занимаются прокатом машин в Черногории. В итоге это был очень правильный выбор, условия оказались шикарными, получение и передача машины быстрые и вообще всем буду их рекомендовать. Но чтобы никто не заподозрил меня в продажности, ссылку ставить не буду, хоть они ее и достойны.

Выбрал я такого малыша с однолитровым двигателем и механической коробкой передач и всего 100 км пробега на одометре. В принципе у меня не было особых проблем за все время своего автопутешествия, хотя мне бы заранее стоило учесть пару моментов. Во-первых, я пару лет катался только на механики, и первые пару часов я очень тяжко вспоминал, что существует еще педаль сцепления и надо самому переключать передачи. В начале это доставляло дискомфорт, но потом навыки вернулись и уже первый день по возвращению в Россию я пытался вручную переключать автомат, а ногой искал третью педаль. Во-вторых, 1 литр двигателя бензина хоть жрет мало, но все же маловат для быстрого маневрирования по серпантину, особенно тяжело машине давались затяжные подъемы, когда я ехал в самое высокогорное поселение Балкан - город Жабляк. В-третьих, машина была компактная, что было удобно при поездках по городу и поиску парковочных мест, но в последний день выдалась непогода с сильным ветром, который заметно так влиял на мое движение по серпантину вдоль побережья, особенно в момент выезжания из-за горы или попадания на другой открытый участок, я даже начал немного из-за этого нервничать, но все прошло отлично. Зато ее малолитражность позволила значительно сэкономить на топливе.

Кратко, что стоит знать о правилах дорожного движения. В городе можно ездить со скоростью 50 км/ч, за городом - 80, не штрафуется превышение на 9 км. На самом деле важно обращать внимание на знаки, т.к. небольших деревень попадается много, поэтому особенно длинных участков дороги с большой скоростью ехать не получалось. Опять же Черногория страна холмистая, а на серпантинах резво катаются только местные, да и ограничения там тоже зачастую меньше максимально разрешенных скоростей.

За все время мне нигде не попалось камер фиксации скорости, обычно это были типичные сотрудники полиции с «фенами» в руках. Я старался везде кататься так, чтобы меня не за что было штрафовать, но один раз меня все равно остановили, но это было из-за того, что я как-то неудачно петлянул на дороге прямо перед сотрудниками, чем и вызвал их подозрение. Говорят, что в стране допускается 0,3 промилле алкоголя, что позволяет сделать в обед пару глотков пива, но я таким не злоупотреблял. В общем меня остановили, что-то сказав на местном, я, разумеется, ничего не понял, но протянул комплект документов на машину + международные права. Интересно, что в Черногории можно спокойно кататься с нашими российскими правами, но я сделал себе международные, потому что в планах на год есть не только поездки по Черногорию. Однако международные права не понравились инспектору, и он потребовал с меня другие, в итоге, показав ему отечественные я был отпущен с наставлением в следующий раз не давать что-то другое, кроме российских прав. А я даже думал, что их не надо с собой брать.

Еще их интересных особенностей правил в Черногории можно отметить запрет на использование противотуманных фар, то есть при езде должны быть включены ходовые огни или ближний свет, а противотуманки можно использовать только по их прямому назначению. При заездах в многочисленные туннели, народ дружно включает свет, который потом также дружно выключает.

В остальном правила схожи с нашими, надо быть пристегнутым и нельзя разговаривать по телефону. Из особенностей вождения можно отметить то, что включать поворотники здесь почему-то очень не любят, разве что на светофорах в городе.

С бесплатными парковками здесь большие проблемы, поэтому иногда приходилось парковать за несколько кварталов от места, куда мне надо. Есть платные парковки, но одно дело, когда там стоит шлагбаум и живой человек берет 0,8 евро за каждый час стоянки, а другое дело, когда попадаешь на платную парковку в Подгорице, где надо оплатить при помощи SMS, которые можно отправить только с местного номера. В конечном итоге я везде умудрялся припарковаться бесплатно.

Одной из проблем оказалось планирование автомобильных маршрутов по Черногорию, сидя за ноутбуком в Туле очень просто построить маршрут, прикидывай сколько километров за день ты будешь проезжать, сколько мест посетишь и прочее. На деле же навигатор показывает время движения, совершенно не беря во внимание, что вся дорога проходит со серпантину, а еще будет туман и возможен дождь. В итоге, даже не смотря на отличные дороги, расстояние, которые ты планировал преодолеть за 1 час, ты едешь 2,5 часа, в кафе ты ждешь обед на полчаса дольше, а потом сидишь и грустно думаешь, какую следующую точку из первоначального маршрута стоит удалить. По этой причине я не попал в несколько мест, которые планировал первоначально.

Это, наверное, все, что касается использование автомобиля в Черногории, дальше будут уже стандартный для набор постов из поездки, в которых я также постараюсь рассказать, где я зря потратил время и деньги, что можно было бы и не смотреть, посетим заброшенную резиденция знатного рода Бизанти, куда уж без этого, и, конечно же, где в Черногории спрятался очередной шарокот 😊

Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.

Предисловие

После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?

Аренда машины в Черногории

Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.

Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.

На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.

Подгорица

Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.

Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился

Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.

Прошлись про трем мостам через Морачу

Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.

Колашин

На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.

Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.

В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно

Плав

После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.

Собственно, та самая Черная гора

В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.

Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру

Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.

Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.

В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.

Беране, Рожае, Бело Поле

В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.

В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".

Парк "Биоградская гора"

Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.

Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.

Дождевички надел — и вперед!

Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!

Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь

В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.

Жабляк

Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.

Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час

Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.

В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни

Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.

Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги

Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.

Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена

Никшич

День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.

Херцег-Нови

От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.

В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.

Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.

В Испанском форте своя атмосфера

Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!

Пераст, Котор

На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.

Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.

Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.

Ну говорю же, дико узко!

Тиват, Луштица

На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.

Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный

Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.

Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.

Будва

В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.

На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай

На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.

Цетине

Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.

Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги

Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.

Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело

Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).

И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!

Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.

Бар, Ульцинь

Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.

Кусочек старого Бара

Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.

Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.

Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек

Скадарское озеро

А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!

Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды

Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.

Подгорица

Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!