Кромлех стоунхендж в великобритании - таинственное наследие древних. Каменный стоунхендж - самый загадочный памятник в англии Чарльз Дарвин сделал интересные открытия, изучая дождевых червей в Стоунхендже

Уже на заре развития цивилизаций люди начинали строить грандиозные сооружения, позже становившиеся известными на весь мир. Не исключением стал и кромлех Стоунхендж в Великобритании, возраст которого лишь слегка отстает от знаменитых египетских пирамид .

Что такое Стоунхендж? История и интересные факты

Кромлех – это древнее сооружение из камней, поставленных вертикально, образующих одну или несколько окружностей. К этому типу древних построек как раз и относится Стоунхендж в Англии.

Несмотря на все свое величие и древность, в классический список чудес света Стоунхендж попасть не смог. Да и вообще упоминаний в трудах греческих и римских ученых о нем нет, видимо груды камней не восхищали людей того времени.

Зарисовка конца XIX века

О строительстве комплекса Стоунхенджа у местных жителей ходили легенды. Его сооружение приписывали как Мерлину, так и допотопным гигантам. Жители древней Великобритании называли это сооружение «Пляской Великанов».

Исследования кромлеха Стоунхенджа начались еще при короле Якове I . А в 1655 году выходит в свет первая книга, посвященная этой постройке, автора Джона Уэбба. В 60-х годах XX века астроном Джеральд Хоукинс поставил точку в исследованиях Стоунхенджа. Он показал, что это каменное кольцо могло использоваться как очень точная обсерватория, позволяющая древним британцам проводить астрономические наблюдения и вычисления.

Реконструкция Уильяма Стьюнкли

Время постройки Стоунхенджа оценивается между 1900 и 1600 годами. На его возведения понадобилось не одно столетие и труд очень большого числа людей, хотя и в те времена в Великобритании людей было немного. На Солсберийской равнине в те времена были замечены сразу несколько народов: уиндмиллхиллские люди, бикеры, уэссекцы. Сейчас точно нельзя сказать, кто построил Стоунхендж из них. Некоторые исследователи предполагают, что к возведению сооружения приложили руки все эти народы.

Как строили Стоунхендж?

Камни Стоунхенджа, используемые в строительстве, имеют разную природу. Это и долерит, и вулканическая лава, и вулканический туф. Есть песчаник и известняк. Анализ местности показал, что часть камней доставлялась из участка, находящегося в 210 километров от места возведения. Их могли доставлять как по воде, так и на катках. Даже проводили исследования, которые показали, что группа из 24 человек способна перемещать камень, весящий одну тонну, на один километр в сутки. Самые же тяжелые камни доставляли сюда из более близкого места, находящегося в 30 километрах. Вес самых больших камней достигает 50 тонн. Подобные глыбы древние строители могли доставлять только за несколько лет.

Обработку камней вели в несколько этапов. Методом удара и обработки огнем и водой нужные камни подготавливали к транспортировке. А уже на месте проводилась тонкая обработка и шлифовка.

Реконструкция

Интересен и процесс установки камней кромлеха Стоунхендж в Англии. Так перед укладкой «кирпича» выкапывалась яма, отвесная с трех сторон и пологая с другой. Лунку обкладывали кольями и по ним закатывали камень. Далее с помощью веревок монолиты поднимали и подкапывали. Но если с вертикальными камнями все понятно, то остается вопрос, как были установлены перекладины. Предполагалось, что для их водружения были сделаны насыпи, по которым затаскивали глыбы. Но на подобную работу ушло бы времени больше, чем на сооружение всего комплекса, да и следов возводимых насыпей обнаружено не было. Еще одно из предположений - камни поднимались с помощью бревен. Ставились бревна, и на них перетаскивался камень. Рядом сооружалась более высокая куча бревен, и камень поднимался на нее и т. д.

По подсчетам на постройку ушло 300 лет непрерывной работы тысяч человек. Разумеется, всплывает вопрос, для чего построен Стоунхендж и зачем были нужны такие тяжкие усилия. Часть археологов предполагает наличие у древних британцев культа Солнца, другие же говорят только об использовании комплекса в астрономических вычислениях.

Стоунхендж притягивает толпы туристов. Особенно это происходит в день летнего солнцестояния. В этот день Солнце встает ровно над Пяточным камнем, что еще раз подтверждает догадки об использовании Стоунхенджа в качестве древней обсерватории. Возможности этого каменного круга позволяют даже предсказывать затмения.

И хотя Стоунхендж не попал в список древних чудес света, искусность его сооружения не уступает знаменитым постройкам и притягивает ежегодно взгляды миллионов людей.

Объект включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вот всем известный Стоунхендж (Stonehenge ). Как многим известно древнейший памятник и артефакт прошлых цивилизаций и верований. Однако, может быть кого то я и удивлю, мы можем практически во всех подробностях рассмотреть процесс строительства этого древнего монумента. А для начала давайте вспомним официальную историю памятника.

Стоунхендж, если верить принятым методам датировки, чуть моложе знаменитых египетских пирамид. Но в число античных семи чудес света он не вошел - о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к XII веку все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника. Кто его построил? Древние британцы называли Стоунхендж «Пляской Великанов». Молва приписывала его авторство великому магу Мерлину.

Другие предания говорили о живших когда-то, до первого Потопа гигантах - они-то якобы и построили Стоунхендж. Король Яков I, посетив его, был поражен увиденным и приказал архитектору Иниго Джонсу зарисовать план сооружения и установить доподлинно, кем и когда оно было создано. В 1655 году вышла книга Джона Уэбба «Самая замечательная древность Великобритании, именуемая в просторечии Стоун-Хенг, восстановленная» - первое издание, посвященное Стоунхенджу. А точку в исследованиях поставил в 60-х годах XX века астроном Джеральд Хокинс, доказавший, что Стоунхендж - древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Стоунхендж строили между 1900 и 1600 годами до н. э., и строительство его заняло чуть ли не столетия. Численность населения Британии была в те далекие столетия невелика. Начиная примерно с 3000 года до н. э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента - так называемые уиндмиллхиллские люди - по названию холма блих Стоунхенджа.

Именно благодаря им Солсберийская равнина стала средоточием ремесел и скотоводства. После 2000 года до н. э. здесь появились бикеры. Их приход совпал с началом бронзового века. А спустя триста лет сюда пришли уэссекцы, любители дальних путешествий - в их могилах особенно часто находят предметы из всех уголков тогдашней ойкумены - фаянс из Египта, янтарь с Балтики, выпрямители стрел из Микен, булавки германцев… От всех этих народов не осталось ничего, что могло бы пролить свет на их причастность к мегалитическим постройкам. Нам остается только гадать - кто из них? Хокинс считает, что все три народа приложили свою «руку» к строительству Стоунхенджа. Камни, из которых сложен Стоунхендж, разные. Главный строительный материал монолитов - долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Три вида - долерит, риолит и вулканический туф - встречаются только в одном месте - в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива. «Теперь уже нет сомнения, - пишет исследователь Стоунхенджа Р. Аткинсон, - что голубые камни были вывезены в Стоунхендж именно с этого очень ограниченного участка». Дистанция по прямой составляет 210 километров - три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, и это расстояние равно 380 километрам. Восемьдесят камней весят в совокупности до четырехсот тонн. Кто еще в древней Европе совершал такой необыкновенный рейд?

Пожалуй, никто. Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Кое-какие крупные камни собирали по дороге. Камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны тащить таким образом груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора вдень. На воде дело обстояло проще: несколько деревянных челнов, соединенных досками, выдерживали огромные тяжести и легко управлялись. А самые тяжелые камни - сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в тридцати километрах. Вес самых больших «серых баранов» (так прозвали эти глыбы) достигает пятидесяти тонн. Подсчитано, что тысяча человек доставила их к месту постройки за семь лет. Древние мастера умело обрабатывали глыбы еще до того, как везти их к месту строительства комплекса, используя технику удара и обработки огнем и холодом. После того, как на камне намечалась трещина, по ней выкладывали костер, а потом лили холодную воду и били каменными молотами. И уже после грубой обработки и доставки глыбы на место следовала более тонкая работа. Камни шлифовали очень чисто, просто ювелирно. Однако технику оценить сегодня, увы, невозможно - вода и ветер за столетия сделали свое дело.

Ученым оставалось выяснить, как устанавливались исполины. Оказалось, что сначала выкапывали ямы, длина которых равнялась длине той части камня, которую предполагалось зарыть. Длина и ширина лунки была сантиметров на девяносто больше, чем камень. Три стенки лунки делали отвесными, пишет Дж. Хокинс, а четвертой задавали наклон 45 градусов - это был приемный пандус. Перед тем как ставить камень, стенки лунки обкладывали толстыми деревянными кольями. Камень скользил по ней, не осыпая земли. Затем махину с помощью канатов и веревок ставили вертикально. Быстро-быстро - пока у тех, кто держал, хватало сил, - засыпали свободное пространство вокруг, лишь бы камень не завалился. Утрамбовав, оставляли в покое на несколько месяцев, пока почва не просядет и не спрессуется. Важная деталь: нижние концы вертикальных камней были оббиты на тупой конус - чтобы после того, как их спустили в лунку, камни можно было поворачивать и устанавливать поточнее.

А как очутились наверху многотонные перекладины? Не вертолетами же их туда поднимали. Может быть, по земляным насыпям? Именно такой способ в качестве гипотезы предложил еще в 1730 году один из самых первых исследователей Стоунхенджа С. Уоллис. Но на сооружение и размонтирование такой насыпи для всех тридцати пяти перекладин потребовался бы гигантский труд - больше, чем работа, затраченная на весь комплекс. К тому же остатков земляных насыпей не обнаружили, и версия эта была оставлена. А что, если действовали методом перекидывания с помощью штабелей из бревен? Приблизительно так: каменную перекладину клали на землю у подножия ее будущих опор, а потом перпендикулярно к ней укладывали слой бревен, переваливали ее на бревна, а на то место, где она перед этим лежала, клали уже двойной слой бревен, но уже параллельно и перпендикулярно: туда-сюда, туда-сюда… И вот каменная крыша уже на самом верху. Последней задачей было перевалить ее на уготованное место - чтобы все гнезда ее легли на шипы опоры.

Подсчитано, что такая башня из продольных и поперечных слоев древесины потребовала бы пятнадцать кубических километров бревен с заранее вырубленными пазами. И еще подсчитали: для строительства Стоунхенджа понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, всего же затрачено полтора миллиона человеко-дней физического труда. Во имя чего все это? Для чего строили Стоунхендж? …В день летнего солнцестояния в Стоунхендж съезжаются толпы народа - наблюдать восход Солнца над Пяточным камнем. Зрелище это действительно впечатляет. Сквозь сиреневый туман, обычно клубящийся в долине в этот ранний час, вдруг пробивается яркий луч - как раз над вершиной Пяточного камня! Точно закрепленные лучи зрения, по мнению астрономов, заставляли наблюдателя смотреть на строго определенные участки неба, задавали направления, где происходили ожидаемые явления.

Таким образом, Стоунхендж можно считать древней обсерваторией, которая использовалась для предсказания времени начала полевых работ и, как предположил Дж. Хокинс, - для предсказания затмений. Хокинс обратил внимание на пятьдесят шесть так называемых «лунок Обри», входящих в древний комплекс. «Я заметил, - писал Хокинс, - что эти лунки расположены вдоль правильной окружности на равном расстоянии друг от друга. Лунки глубиной около полутора метров вырыты в мелком грунте и затем снова заполнены толченым мелом. Жрецы могли предсказывать год затмения, скажем, зимней Луны, перекладывая камушки из лунки в лунку по окружности, по одной лунке в год». Имелись у них и другие приспособления для таких прогнозов. …

Пять из семи чудес света - египетские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Дианы в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк на острове Фарос были сделаны из камня. Но нигде, пожалуй, камень не был применен так искусно для интеллектуального поиска древних, как здесь, в Юго-Западной Англии, на Солсберийской равнине.

Есть вопрос, а как Стоунхендж был построен? И опять, к сожалению, точного ответа нет. Известно только, что каждый каменный блок был доставлен почти за 350 км. По мнению одного испанского инженера Гарри Лавина, эти блоки доставляли с помощью специальных корзин, которые не носили, а элементарно перекатывали по земле.

Лавин так же утверждает, что строители с помощью брусьев производили обкладку каменных блоков, а также оплетали их упругими ветками. Получались специальные коконы, которые и перетаскивали с одного места на другое. Для транспортировки блоков были использованы домашние животные, такие как лошади и волы. Свою гипотезу инженер решил проверить на практике. Сначала он оплел, а потом покатил каменный блок, диаметр которого был меньше одного метра. После этого Лавин пригласил несколько своих друзей, и с их помощью ему удалось перекатить тем же способом каменный блок, масса которого была одна тонна.

В своих планах инженер собирается поставить эксперимент с каменными блоками, которые будут аналогичны блоком Стоунхенджа. Так же он хочет переместить их на расстояние 350 км. Часть этого пути он собирается сократить за счет воды. Ведь известно, что оплетенный древесными ветками каменный блок обязательно поплывет. Нужно только правильно все рассчитать.

Так выглядел Стоунхендж в 1575-м году, если верить этой гравюре:

А вот так запечатлел эту «древность» художник Джон Констебл в 1835-м году, как говорят, с натуры:

Первые реставрационные работы в 1901-м году, когда как утверждается якобы подняли только один камень:

Этот снимок, на котором работники на месте реставрации в 1901 году случайно попал в прессу и вызвал волну негодования в то время, но об этой истории далекой от легенды редко говорится в официальных путеводителях Стоунхенджа.

Полосы газеты «Times» были полны посланий с жалобами, и требованиями прекратить этот вандализм, но первый этап «восстановления» памятника продолжался, не смотря, ни на что. А некоторые маститые журналисты, такие как Джон Раскин, с пафосом заявляли, что «восстановление исторического памятника является ложью».

Снимок 1911 года.

Но сами реконструкторы оправдывались, что они пытаются лишь поставить на место один монолит, который якобы упал во время бури. Якобы речь идет лишь об одном камне, а не о систематическом передвижении практически всех камней. И тем не менее, несмотря на сопротивление общественности, макияж Стоунхенджа, будучи тайной за семью печатями, только набирал обороты. И еще большие работы проводились в 1919 – 1920 годах

Фотография начала 20 века.

А вот серия фото с якобы реставрации 1958-64 гг, когда по словам «учёных» подняли «на место» ещё несколько камней. Но при этом на фото почему-то видна разметка мелом мест, где должны стоять камни. И эта разметка имеет такой вид, будто до этого там вообще никаких камней не было:

Совершенно не тронутая девственная почва. Аккуратно снят верхний слой точно по контуру установки мегалита. Начато рытье под фундамент. Шутка ли? Тяжелейшие камни им нужен фундамент.

И вот уже аккуратно дёрн снят и ямки под камни выкопаны, а грунт из ямок рядом в кучке:

Разгружают «камушек», а он почему-то штукатуреный…

Зачем-то под мегалиты закатывают бочечку…

А вот этот «камешек», похоже, мастерком ровняли:

Таким способом на камнях делали «древние» надписи:

Прошло 50 лет и… оба-на! Штукатурка отпала, и в основе проявились бетонные блоки «старины»:

Масштабы реставрации, предпринятой в 1901-1965 гг., стали предметом резкой критики и даже журналистских расследований в начале XXI века. Тем не менее, Кристофер Чайппиндэйл, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете, признал, что «почти все камни были тем или иным образом перемещены и теперь стоят в бетоне»

Это - одна из темных страниц истории археологии, о ней предпочитают не говорить. Друиды работали так:

А то чем поднимали огромные мегалиты, на подъем которых не способна современная техника выглядит так:

Итак, с начала восстановления Стоунхенджа прошло 111 лет. Упавший от урагана менгир выпрямили и усадили на место, да еще и бетоном укрепили. Это в 1901 году. Еще шесть камней в 1919 и 1920-м, еще три камня в 1959-м и четыре камня в 1964-м. В 1958 году откуда-то откапали каменный жертвенник и повторно монтировали центральные трилитоны.

Первая реакция отдельных читателей, продолжающих что-то говорить про «выемку», «реставрацию», «замену» «древних мегалитов», убедила, что без пояснения все-таки не обойтись. На фото, начиная с 1-го, который выше, вы видите белые круги, обозначающие места для будущих «мегалитов». Это «фронт работ» для строителей. Разметка объекта от заказчика , выполненная известью в лунках, на ровном, нетронутом газоне. «Мегалиты» не выдергиваются как морковки, не оставляя ни малейшего следа от этой процедуры.

Далее, если рассмотрите снимки повнимательней, то найдете и военных, и колючую проволоку в окрестностях, и другие детали, говорящие о том, что с определенного момента будущая «циклопическая постройка» древних друидо-атланто-асуро-сириянто-ариев была охраняемым режимным объектом . Увидите «представителей заказчиков», не являющихся чиновниками, строителями, рабочими, окрестными жителями. Найдете «посвященных» с кое-какими закладками, оборудованием.

Стоунхенджу - «космическому порталу», «энергетическому кристаллу» и т.д., и т.п. отводилась важная роль в представлении, связанном с «апокалиптикой», «скачками» и прочим; об этом позаботились при закладке.

Если вы присмотритесь к современным фотографиям Стоунхенджа (и сопоставите их с несколькими старыми фото манипуляций, не имеющих отношения к строительному делу), то вы без труда найдете потеки рыжей субстанции, повсеместной в «циклопическом» и «мегалитическом» литье (отсюда многочисленные мероприятия с огнем и электричеством), и уж совсем легко увидите современное назначение сооружения.

Стоунхендж, конечно, раскурченное место, потому и в центре внимания. А вот Эйвбери, что 32 км к северу от Стоунхенджа, менее, но если немного истории, то построил его Александр Кейллер миллионер и любитель древностей в 1930 г. Он просто купил это место, а через некоторое время здесь тоже появился доисторический памятник.

Дэвид Батчелор, главный археолог Английского наследия, говорит: «…представления о степени восстановления соответствующих древних памятников меняются. Некоторые памятники были более серьезно восстановлены. Но мы не думаем о том, что Стоунхендж был реконструирован . Надеюсь теперь восстановление пойдет только в лучшую сторону, потому что дальше уже некуда ”. Но и тут он кривит, говоря, что Стоунхендж не причем, свое защищает.

Английское наследие готовится к изменениям, чтобы отразить новое настроение. В частности Хендерсон сказал: «Существует растущий интерес к тому, как исторические памятники были восстановлены. Когда мы обновим путеводитель, мы постараемся включить больше материала, о том, как реставраторы взаимодействуют с памятником ».

Бен Брэдшоу, государственный секретарь по культуре и спорту Великобритании, объявил об инвестировании правительством 10 млн. фунтов стерлингов в развитие центра для посетителей в Стоунхендже. Так что, какая к черту история, когда на кону такие деньги!

Вообще сторонники заговора говорят вот что:

Конечно же ключевая фотография, где на фотке засвечен лейбл компании Premix.

Всего в мире известно 72 дубликата Стоунхенджа. По дате постройки и территориальному расположению вы легко исключите лишнее, а остальное проверите Здравомыслием.

1. Впервые в районе Стоунхенджа военные учения были проведены в 1898 году.

2. С того времени и до Второй Мировой войны Министерство обороны скупало большие участки земли в том районе.
3. В настоящее время Министерство Обороны владеет 390 квадратными километрами (!) в непосредственной близости от Стоунхенджа, часть из которых закрыты постоянно, на другие доступ сильно ограничен. (По карте граница ближайшей военной базы — в полутора километрах от этих камней к северу, а военная взлетная полоса — в 5 километрах на юго-восток).
4. В прошлом в непосредственной близости от Стоунхенджа были проведены ветка железной дороги и аэродром, оба впоследствии были демонтированы (есть и другие источники, что военный аэродром находился гораздо ближе, на расстоянии всего одной мили от Стоунхенджа).
5. В 1943 село Imber (в 15 километрах от Стоунхенджа) и деревушка Par Hinton были выселены. В статье про Imber написано, что и по сегодняшний день село находится под контролем военных.
6. В 2 километрах к северу от Стоунхенджа расположено Королевское артиллеристское училище, которое проводит реальные стрельбы 340 (!) дней в году.
7. В 9 километрах на юго-восток, за военным аэродромом, расположена Оборонная Лаборатория Науки и Технологии, работы которой в основном засекречены.
8. Еще в 17 километрах на запад от Стоунхенджа расположена база военного авиакорпуса и вертолетный аэропорт боевых «Апачей».
9. В районе Стоунхенджа не ведется сельскохозяйственная деятельность из-за опасности нарваться на неразорвавшийся снаряд, которых за столетие скопилось немало. Из-за этого зеленые луга вокруг Стоунхенджа приобрели научную ценность (Site of Special Scientific Interest) так как представляют собой последние естественные газоны в Англии, а возможно — и во всей Европе.

Итак, суммируя:
- Вокруг Стоунхенджа на протяжении более 100 лет — закрытая территория, охраняемая военными, патрулируемая военными самолетами и вертолетами, с ежедневными артеллеристскими стрельбами.
- Местных жителей выселили еще во время второй мировой войны под предлогом учений; деревеньки взяли под контроль военные, такое положение сохраняется по сей день.
- Селькохозяйственная деятельность на большой территории равнины, где расположен Стоунхендж, запрещена.
- На территории существовала инфраструктура, позволявшая масштабное строительство (включая аэродромы, ветку железной дороги), которая впоследствии была упразднена за ненадобностью.

Мы связывались с руководством этого клоунского места иверов в 2001 году (цирковая площадки Аркаима из той же оперы, высасанная из пальца, для ГДЛБ туристов) и отчетливо увидели выдуманность этого сооружения, как и безсмысленность траты времени на коммуникацию с людьми самомнения.

Для себя пометьте, что «ТУРИЗМ» — это совершенно очаровательная иверская матрица демонизма. Туризм, как таковой, — это вполне успешный проект иверов, который ОНИ крышуят и доят гаввах и средства семей по всему миру, а ГДЛБ, вместо того, чтобы строить Малую Родину, как проекцию всего вида животных и растений на отдельном участке Родового Поместья, ведутся на магнетизм выстроенных иверами по всему миру типа »архитектурных» памятников, а в реали, созднанных рукотворно иверами совсем недавно. Одни экспоняты музеев по миру, будь то Эрмитаж, Лувр или Лондонское хранилище, чего стоят. Пора гоям знать правду об Иверской действительности и ее совершенной тварности, и об ИХ деяниях на Земле.

Другими словами, все предельно понятно. На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший (не сам собой, ясно дело) важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности», Духа Овна.

Нет сомнений, что и у самого «наследия человечества», и у «духовности», важным атрибутом коей является данное «наследие», и у «науки», развернувшей вокруг оного «наследия» в колоссальных масштабах свои «исследования», один заказчик.

На фоне четкой границы, где соединяется бесконечная глубина неба и сочность просторной равнины Солсбери, вырисовываются овеянные тайной «танцующие камни» Стоунхендж. Эти гиганты, излучающие прохладу, были лишь мелкими кубиками в детской игре великого колдуна Мерлина или строением, возведенным прилетевшими на Землю пришельцами для спасения планеты от страшной гибели. А может, мегалит построен все тем же Мерлином в честь короля, одержавшего победу над саксами?

Не только невероятное количество неразрешенных тайн, но и красота каменного сооружения на сегодняшний день привлекает как великих ученых, так и простых путешественников.

Общие сведения о Стоунхендже

Построен комплекс каменных сооружений в III тысячелетии до н. э. на юге Великобритании. По соседству с ним расположилось не менее мистическое графство Девоншир, всего в 2 часах езды от английского города Лондона. Поняв, где находится строение, узнать его несложно, ведь культурный памятник бронзового века и неолита имеет характерные особенности:

  • 82 мегалита, образовавшиеся путем кристаллизации магмы. По последним исследовательским работам специалистов из Национального музея Уэльса стало известно их месторождение. Больше половины «синих камней» добыты в 240 км от древнего сооружения, на холме Карн Менин. К сожалению, до сих пор неизвестно, как именно добывался материал и за какой промежуток времени доставлялся до конечной точки;
  • 30 блоков, представленных в виде каменных глыб, с весом в 25 тонн. Неизвестные создатели соорудили попарно четырехметровые камни по диаметральной схеме с поперечным перекрытием. До нашего времени дошла не вся радиальная конструкция, а лишь дуга из 13 глыб, соединенных поперечными блоками сверху;
  • 5 архитектурных элементов, изображающих нечто в виде подковы, состоят из трех гигантских камней общим весом в 50 тонн. Установлены трилиты абсолютно симметрично с постепенным возрастанием от 6 м до 7,3 м к главной триаде камней. Время беспощадно к такому виду построек, поэтому экспертам пришлось восстановить трилит, находящийся на северо-западе Стоунхенджа, и выровнять опору, воссоздав первоначальный вид центрального сооружения.


Для более детального изучения памятника следует обратиться к картинке, изображающей схему Стоунхенджа с описанием значимых объектов.

Для чего строили Хоровод великанов

Местные жители, да и просто проезжающие мимо, частенько грешат вандализмом, откалывая небольшой кусочек от старинного сооружения для использования его в качестве талисмана, ограждающего от темных сил. Английский историк и писатель Том Брукс считал, что мегалит был навигационной системой древности.

А большинство любителей природных загадок называют памятник гигантским кладбищем. И это неудивительно, ведь на территории комплекса найдено немало захоронений, а самое раннее совпадает с периодом возведения первой фазы мегалита.

Однако основные версии строительства Стоунхенджа более просты, нежели предположения. Считается, что Хоровод великанов был своеобразным календарем для определения точных дней солнцестояния, затмения и равноденствия. А многие ученые полагают, что при помощи сооружения можно было просчитать точный орбитальный период Луны. Одним словом, Стоунхендж – каменная обсерватория древних времен.

Каким способом возводили Стоунхендж

Над постройкой такого грандиозного для тех веков сооружения работало немало людей всех народов, проживавших в этой местности. А в качестве материалов были взяты:

  • вулканическая лава;
  • вулканический туф;
  • песчаник;
  • известняк;
  • долерит.


Интересно: чтобы доказать, как строили и как именно доставлялись камни с отдаленных расстояний, учеными был проведен эксперимент. За одни сутки группа из 24 человек смогла преодолеть расстояние в 1 км, перемещая вместе с собой однотонную глыбу. Это показало, что на строительство комплекса ушло огромное количество времени.

Для получения необходимого вида мегалита камни обрабатывались в несколько этапов:

  1. Многотонные блоки подвергались ударам, огненной и водной обработке.
  2. На месте, где и установлен Стоунхендж, гигантские камни шлифовали.


В течение многих лет ученые пытались выяснить, на какой век пришлось строительство Стоунхенджа, кто построил его и для чего. Благодаря современным методам радиоизотопной датировки для определения возраста исследуемого образца выделяется углерод от сжигания фрагмента. После чего уровень радиоактивности сравнивается в соотношении с изотопами, которые и указывают на необходимые данные. Таким способом в конце XX века были установлены временные фазы строительства «танцующих камней».

  • Первая фаза . Первым в строительстве мегалита, заложившим основу всего Стоунхенджа, стал ров, в котором во время раскопок были найдены оленьи рога со следами износа, благодаря чему появилось предположение, что образование рва произошло после смерти парнокопытных млекопитающих. С помощью метода расщепления углерода выявлен приблизительный временной диапазон ― 3020–2910 гг. до н. э.
  • Вторая фаза . Во время 2 фазы строительства был вырыт еще один ров и 56 ям, заполненных дробленым мелом. Сегодня эти отверстия получили название «лунки Обри» в честь британского исследователя древностей Джона Обри. В 2008 году, во время археологических раскопок седьмой лунки, были обнаружены останки 200 человек. Проведя радиоуглеродный анализ, определили период жизни захороненных людей – 3100–2140 гг. до н. э.
  • Третья фаза . В эту фазу, а именно с 2440 г. по 2100 г. до н. э., были построены каменные кольца из 30 голубых камней из песчаника.


Задаваясь вопросом, как именно людям того времени удалось собрать огромные плиты, достаточно взглянуть на фотографии, и сразу отпадают сомнения в их возможностях. Использовались различные катки, рычаги и плоты, с помощью которых подобное строительство уже не кажется таким неосуществимым.

Современный Стоунхендж

Если ознакомиться с полотнами Джона Констебля, то среди его живописи можно найти картину, написанную в 1835 году с натуры каменного комплекса. Пейзаж древнего наследия изображен в виде сваленной груды камней, и именно так он выглядел до начало XX века. Мало кто знает, что мегалит подвергался долгой и плодотворной реставрации. На фото можно увидеть репродукцию английского художника-романтика.

Первый этап воссоздания былого чуда прошел в 1901 году, а закончился только к концу 1964 г. Интересно, что строительные работы были загадочным способом скрыты от общественности, что в будущем породило множество противоречивых мнений и высказываний.

Как и любое древнее сооружение, обладающее уникальной историей, загадочные камни обросли удивительными фактами, помимо тех, что описаны выше.

  1. Какое-то время Стоунхендж имел иное назначение ― первый крематорий в Европе.
  2. Знаменитый Дарвин вторую половину жизни занимался изучением дождевых червей, и в качестве объекта наблюдения он выбрал беспозвоночных именно этого района. Благодаря увлечению он смог сделать несколько археологических открытий на территории каменного комплекса.
  3. Целых 3 года Стоунхендж был собственностью Сесила Чабба, который в 1915 году преподнес мегалит в качестве подарка своей жене, после чего Чабб передал памятник государству.


Информация для туристов

Для знакомства со знаменитой достопримечательностью следует начать путешествие из столицы Англии, посмотрев перед этим на . Посетить великий памятник истории можно как в рамках экскурсии, так и самостоятельно, что позволит свободно перемещаться по территории и досконально изучать каждый уголок мегалита. Расстояние до музея под открытым небом небольшое, всего 130 км. Как добраться из Лондона, каждый путешественник выбирает самостоятельно:

  • заказать такси;
  • арендовать автомобиль;
  • использовать рейсовый автобус с пересадкой в населенном пункте Солсбери;
  • железнодорожный транспорт, который отходит с вокзала Ватерлоо с остановкой в Солсбери. Цена на билет обходится в £ 33. Поезд отходит каждый час.


Выбрав общественный транспорт, стоит обратить внимание, что на конечной остановке можно пересесть на автобус, который доставит до памятника природы всего за 30 минут.

Великий Стоунхендж привлекает и притягивает, словно магнит, красотой и историей. Самое лучшее время для посещения – это день летнего солнцестояния, когда языческий праздник отмечается тысячами людей, стекающимися к мегалиту, чтобы прикоснуться к символу древнего могущества.

Монументальному сооружению Стоунхендж уже не одна тысяча лет, но ученые до сих пор не могут раскрыть все его тайны. Давайте вместе разберемся как именно создавался этот грандиозный памятник древности и в чем заключалось его предназначение.

Достопримечательность расположена на территории Англии в графстве Уилтшир в 3,2 км от города Эймсбери и в 13 км к северу от города Солсбери. От столицы страны монументальное сооружение расположено в 130 км. С 1986 года объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Стоунхенджа

После длительных исследований ученые пришли к согласованию и сделали вывод, что монумент был создан в промежутке между 3500 г. до.н.э и 1600 г.до.н.э. Строительство продолжалось в несколько этапов с перерывами в два-три века. Существует легенда, по которой Стоунхендж построил Мерлин, знаменитый волшебник, живший во времена процветания Камелота и правления короля Артура. По легенде он всего лишь за одну ночь переместил камни из западного Уэльса.

По одной из версии создателями каменного памятника были кельты. Но со временем ученые опровергли данную теорию, объяснив это тем, что уровень развития кельтов не позволил бы им соорудить такое сооружение. В период Средневековья полагалось, что монумент построили либо швейцарцы, либо германцы. Какая из версии правильная, можно только догадываться, но точно ясно одно, такое место могла построить только развитая цивилизация.

Достопримечательность состоит из комплекса громадных камней, расположенных в вертикальном положении. В совокупности камни образуют несколько колец. В состав сооружения входят: 82 камня, массой по пять тонн; 30 глыб по двадцать пять тонн; пять трилитов, весом по пятьдесят тонн каждый. В центральном кругу расположены трилиты — два стоящих камня перекрытых сверху третьим. Они образуют арки, что указывают точно на стороны горизонта. У самого входа в комплекс расположен шестиметровый камень, который называют «Пяточный».

Именно над этим камнем в день летнего солнцестояния можно наблюдать за восходом Солнца. Благодаря исследованиям было установлено, что часть камней была доставлена из каменоломен, расположенных в трехстах километрах от комплекса. Самые тяжелые монолиты перемещались с расстояния в тридцать километров.

С помощью эксперимента установили, для перемещения одной глыбы весом одну тонну нужно 24 человека и сутки времени. За такое время люди смогут переместить камень всего на один километр. Представьте сколько потребовалось времени у древних людей, чтобы перетащить в нужное место все камни. Примерно триста лет потребовалось на то, что построить комплекс полностью. Восхищаться можно не только размерами комплекса, но и тем, что во время его создания были учтены возможности землетрясений, и во время строительства под камнями были заложены специальные платформы, способные сглаживать толчки.

Камни Стоунхенджа

Каменные глыбы, которые использовались при строительстве имеют разное происхождение. Трилиты и громадные одинокие камни — это известняковый песчаник серого цвета и известняк. Присутствуют также глыбы из туфа и долерита — это минералы вулканического происхождения. Данные камни были доставлены на место строительства из карьера, расположенного в 210 км.

Перемещались глыбы по суше, на катках — это деревянные бревна, и по воде. С учетом громадной массы камней, до 50 тонн, на их транспортировку могло уходить несколько лет. Шлифовали глыбы огнем, водой и механическим способом. Перед непосредственной установкой блоков на нужное место камни подвергались более кропотливой шлифовке.

Загадки Стоунхенджа

В чем же заключается предназначение комплекса? Ведь не зря люди приложили столько усилий для его строительства. Существует много теорий, но самая популярная среди них — это то, что Стоунхендж был первой обсерваторией под открытым небом. Данную версию подтвердили с помощью компьютерного моделирования.

После тщательных исследований удалось установить, что сооружение — это точная копия Солнечной системы, только состоит она не из девяти планет, а из двенадцати. Данная модель соответствует представлениям о Вселенной древних шумеров, египтян, и выступает подтверждением современной астрономической гипотезы. Создатели мегалитического сооружения обладали колоссальными знаниями с астрономии. Они точно знали все про орбитальный период спутника Земли — Луны и длительность солнечного года.

Трилиты — конструкции из трех камней выступали в роли астрономических приборов. 23 декабря — в день зимнего Солнцестояния через один из них хорошо просматривается восход Солнца. Через остальные трилиты просматривается закат небесных тел. Предполагается, что комплекс был создан для предсказания затмений и для того, чтобы знать, когда можно начинать сельскохозяйственные работы. Некоторые ученые предполагают, что место служило особым святилищем для друидов, которые поклонялись Солнцу.

Версии предназначения много, и каждая из них подстроена под какое-то мистическое событие или религиозное предназначение. Считается, что место могли построить римляне в честь своих древних богов или что именно здесь были захоронены местные влиятельные вожди. Древние люди верили, что в Священном месте можно излечится от разных болезней и именно поэтому сюда приходило много раненых и искалеченных людей со всей округи. Во время раскопок были обнаружены люди со следами тяжелых травм. В народе до сих пор пересказываются легенды о том, что пыль от голубых камней Стоунхенджа обладает целебными свойствами.

Малоизвестные факты о Стоунхендже

  1. Строительство комплекса длилось 1,5 тыс.лет. Самые древние участки строительства датированы 3000 г.до.н.э. Именно в этот период начали рыть канавы двухметровой глубины, чтобы сформировать внешние черты круга. Установка камней началась примерно в 2500 г.до.н.э. Закончилось строительство примерно в 1500 г.до.н.э.


Стоунхендж в наше время

В наше время комплекс внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, также он находится под государственной охраной. Сотни тысяч туристов приезжают со всего мира, чтобы посмотреть на данное чудо, созданное руками человека в эпоху, когда не существовало ни техники ни высоких технологий.

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом «чуде света» почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты

Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты

Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги «Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века» утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая «рабочая» версия.

Версия № 3. Мерлин

В Средние века была популярна легенда, изложенная в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, «сработанная» в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество «сенсационных» фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая «база»: якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности"».

Версия «горячая», но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория

На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем.

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики

В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс

Четырехлетнее исследование, проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. «Дискотека»

Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя «дискотека».
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж «уже не тот», но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.