Что делать пассажирам вим авиа. «ВИМ-Авиа» отменила чартеры. Что делать пассажирам? . Я приехал в аэропорт, чтобы улететь с отдыха домой, где узнал, что мой авиаперевозчик «ВИМ-Авиа» задерживает рейс на неопределенное время, как мне быть

Все чартерные рейсы. Этому предшествовали массовые задержки рейсов, в результате которых тысячи туристов не смогли вылететь из аэропортов. Долги перевозчика оцениваются миллиардами рублей. У компании нет средств ни на компенсации для туристов, ни на замену отложенных рейсов..

С чего всё началось?

Первые трудности у компании начались еще в конце весны: 31 мая «ВИМ-Авиа» отменила сотни рейсов по всей стране. Спустя два дня были отложены чартерные рейсы в Турцию, Болгарию и ряд других популярных направлений. Только за неделю из-за срыва перевозок не смогли вылететь около 10 тыс. пассажиров. Большинство из них клиенты туроператоров «НТК Интурист», Coral Travel, ICS Travel Group и прочих.

Тогда же в Росавиации припугнули возможностью отмены чартерных рейсов в России, в случае если массовые задержки продолжатся. Позже эти сведения были опровергнуты. Часть обязательств «ВИМ-Авиа» по перевозке пассажиров взяли на себя турецкая Onur Air и болгарская Bulgaria Air.

«ВИМ-Авиа» устранила сбои в расписании полетов к середине июня. Впрочем, компания уже успела привлечь внимание правоохранительных органов. На перевозчика завели административное дело из-за задержки 173 рейсов за два месяца суммарно.

Почему задержки повторились?

Точечные сбои случались в расписании и летом. Но серьезно ситуация выстрелила 23 сентября. Тогда стало известно о многомиллиардных долгах компании, которые «ВИМ-Авиа» не в состоянии погасить. Так, перевозчик задолжал аэропорту Домодедово за обслуживание самолетов свыше 500 млн рублей, а также систематически не выплачивал зарплаты своим сотрудникам. Только бортпроводникам и летчикам недоплатили около 30 млн рублей. Суммарно долг перед персоналом 206 млн рублей. Кредиторская задолженность компании оценивается в пределах от 3 до 10 млрд рублей.

Прокурорская проверка, проведенная по факту массовых задержек, уже установила, что сотрудники компании продавали билеты пассажирам, заведомо зная, что те не смогут улететь. Общий объем хищений пока не определен, однако, по предварительным оценкам, пострадали свыше 140 тыс. туристов.

Несколько сотен пассажиров находятся в Домодедово в надежде на то, что их вылет всё же состоится. Многие пассажиры остаются в аэропортах Антальи, Римини и ряда популярных курортов и не могут вернуться домой.

Другие авиаперевозчики уже заявили, что не собираются выполнять перелеты вместо «ВИМ-Авиа». За лето силами сторонних авиакомпаний развезли свыше 220 тыс. туристов, купивших билеты «ВИМ-Авиа». В Российском союзе туриндустрии уже предупредили, что вывозить туристов в случае ухода самолетов ВИМ-Авиа будет не на чем. Свободных бортов на рынке практически нет. Ассоциация туроператоров России (АТОР) уже потребовала вмешательства правительства в ситуацию.

Что говорят в ВИМ-Авиа?

Изначально представители перевозчика связывали задержки с «традиционным сезонным спадом» и поздним прибытием воздушных судов с техобслуживания. Однако спустя несколько дней руководство компании призналось, что со значительными финансовыми трудностями и не в состоянии выполнять свои обязательства перед пассажирами. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации им видится возможный переход компании под внешнее управление. Об этом говорится на сайте компании.

24 сентября руководство «ВИМ-Авиа» обратилось к властям за предоставлением госгарантий по кредитам. На следующий день Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании в связи с задержками рейсов. Свою проверку проводит и Минтранс. Глава ведомства Максим Соколов пояснил, что проблемы с задержками затронули преимущественно чартерные рейсы. Регулярные уходят с минимальным отставанием от расписания. «Компания задержала ремонт ряда самолетов, и в этом случае под сокращение, естественно, попали чартерные программы - это международная практика», - отметил Соколов.

По итогам проведенных проверок, Минтранс и Росавиация решили приостановить чартерные программы «ВИМ-Авиа», а компанию обязали вывезти пассажиров с мест отдыха самостоятельно или с привлечением сторонних сил. Со вторника, 26 сентября, рейсы компании будет аэропорт Внуково.

Что происходит в аэропортах?

Рейсы «ВИМ-Авиа» вылетают с многочасовыми задержками. В Крыму пассажиры рейса Симферополь–Москва прождали в аэропорту семь часов.

Отложили как внутрироссийские рейсы (в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Благовещенск, Магадан), так и рейсы международных направлений (Дубай, Анталья, Салоники, Римини, Ереван). В зарубежных аэропортах свыше 43 тыс. клиентов авиакомпании.

Оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов - клиентов «ВИМ-Авиа» в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм). Служба получит данные о клиентах, находящихся за рубежом, и определит сроки вывоза туристов.

Смогут ли туристы вернуть деньги?

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для туристов, связанные с возмещением убытков. В сложившихся обстоятельствах пассажир вправе отказаться от полета и получить деньги даже за невозвратный билет. Отказ от полета в данном случае признается вынужденным.

Более того, клиенты авиакомпании вправе требовать компенсацию морального вреда и возмещение убытков из-за задержки рейса. Кроме того, пассажиры могут потребовать предоставления отеля при задержке свыше восьми часов. Если вылет отложили на четыре и более часов - клиентам должно быть предоставлено бесплатное горячее питание. Также, по правилам, после двух-трех часов можно попросить прохладительные напитки.

В большинстве случаев вопросы с отменой чартерных рейсов можно решить через туроператора. Чартерные рейсы обычно не выгодны для самостоятельных путешественников, ими летают преимущественно по пакетным турам. Крупные туроператоры, как правило, без проблем находят альтернативную авиакомпанию для осуществления перелета. Компания может предложить другие варианты отдыха или же обязана полностью компенсировать стоимость тура. В АТОР предполагают, что даже в случае банкротства «ВИМ-Авиа» ситуация не станет критической для туристического бизнеса.

Всё же в АТОР считают , что вернуть такое количество туристов своими силами российским туроператорам не по карману.

«Все чартерные программы «ВИМ-Авиа» до конца сезона в полном объеме были оплачены туроператорами. Выделить же средства на повторную оплату рейсов (а это, по предварительным оценкам, - не менее $10 млн) без угрозы нарушения стабильной работы туроператоры сегодня не имеют технической возможности», - говорится в письме ассоциации.

Если же билет куплен самостоятельно, то получить компенсацию можно, лишь обратившись напрямую в авиакомпанию. Не лишним будет следить за сообщениями Росавиации и Минтранса. Для отмененных полетов в страны ЕС существует система компенсаций, благодаря которой можно вернуть до €600 за отмененный перелет.

В сервисе Сompensair, который как раз специализируется на получении компенсаций за задержку и отмену рейсов, рекомендуют сохранять хладнокровие, а заодно подготовить ряд документов, которые могут в дальнейшем облегчить процедуру возврата средств. Так, например, если пассажир узнает об отмене рейса уже находясь в аэропорту, ему стоит получить письменный комментарий авиакомпании или справку об отказе от полета.

«Рекомендую собрать контакты всех пассажиров с рейса. Это позволит предъявить авиакомпании коллективную жалобу, а затем иск. В соответствии с законами РФ первое, что однозначно стоит требовать от авиакомпании,- выполнение обязательств по перевозке. Компенсацию за задержку или отмену вряд ли удастся получить напрямую у авиакомпании, поэтому я рекомендую пассажирам объединяться для обращения в суд», - рассказал генеральный директор компании Роман Гильманов.

Авиакомпании «ВИМ-Авиа» застали врасплох несколько сотен туристов. Начиная с пятницы, 26 мая, проблемы с вылетом произошли более чем на 20 рейсах. Больше всего это коснулось турецкого и кипрского направлений. Туроператоры пересаживают людей на другие борта и терпят убытки, а туристы блокируют информ-стойки перевозчика в аэропорту, так как не знают, что делать. Корреспондент HotLine.travel обратился за комментариями к юристам.

Записывайте не только на видео

Главное правило для туристов, которые попали в ловушку в аэропорту, – всё фиксировать. Причем не на видео и фото – по словам юристов, это плохо работает в суде, – а на бумагу. Записывать надо досконально: во сколько должны были улететь, на сколько рейс перенесли, предоставили ли еду, прохладительные напитки, интернет, комнату матери и ребенка, гостиницу (от 8 часов). Также юристы рекомендуют самостоятельно обращаться за предоставлением всего вышеперечисленного и за достоверной информацией о причинах невылета и точным временем отправки к авиакомпании и туроператору и просить подписать их ответ на том же акте. Если официальных представителей исполнителей нет или они отказываются ставить автографы, – собрать побольше свидетелей (лучше из числа своих земляков) и подписать всё самим, с указанием ФИО и телефонов. Всё это поможет впоследствии отстоять свои права в суде.

«Большое значение здесь будет иметь причина задержания рейса. У нас есть правила безопасности, неисправности воздушного судна, метеоусловия и т. д., но я так понимаю, что с «ВИМ-Авиа» не тот случай. Это скорее системный сбой, плохая организация работы авиакомпании. А раз это не какой-то форс-мажор, они должны нести гражданско-правовую ответственность, в том числе возмещать убытки», – отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева .

В отпуск

Туристам, которые полетели на «ВИМ-Авиа», так как купили турпакет, юристы рекомендуют обращаться к туроператору. Уже после того как вылет всё-таки состоится и туристы прилетят на отдых, организатор тура наверняка постарается урегулировать все проблемы на месте, чтобы избежать судебных претензий в будущем.

Если задержка рейса оказалась настолько значительна, что привела к изменению даты заселения в отель, по прибытии на отдых туристам, скорее всего, постараются как-то компенсировать неудобства. Это может быть дополнительная экскурсия, улучшение типа номера или еще какой-либо бонус на усмотрение принимающей стороны. Если договориться на месте не удалось, следует предъявить письменную претензию туроператору уже по возвращении с отдыха. Если переговоры зайдут в тупик и на этом этапе, остается обращаться в суд, причем не факт, что судья встанет на сторону туристов.

Семейная пара из Москвы Иван Волощенко и Екатерина Демидова почти двое суток не могут улететь в Москву из региона Фетхие в Турции.

Они приобрели пакетный тур в НТК «Интурист» и 17 сентября прилетели авиакомпанией «Ямал» в аэропорт Даламан, а затем заселились в отель Sentido Lykia Resort & Spa.

Улететь домой Иван и Екатерина должны были 25 сентября авиакомпанией «ВИМ-Авиа» рейсом 9304 из аэропорта Даламан. Однако сначала рейс переносили, а сейчас новых сведений о вылете и вовсе нет. «Нам не хватает информации, хочется понимать, что происходит, - делится Екатерина. - Вчера собрали вещи и до самого вечера не знали, где будем ночевать».

Семья ожидает новостей на территории своей гостиницы. Расходы на проживание и питание в эти дни взяла на себя турфирма. Однако паре пришлось переселиться в домик на окраине отеля. Предположительно, он рассчитан на персонал гостиницы.

«Ждать здесь, конечно, лучше, чем в отеле при аэропорте, но мужу еще 26 сентября нужно было выйти на работу. У него сорвались важные встречи, и руководство недовольно», - сетует Екатерина.

Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье»

В принципе, если семейная пара оказалась в Турции по «путевке», то есть купив туристический продукт у туроператора или через его посредника, то обращаться им в первую очередь необходимо именно к оператору или агенту.

В сложившейся ситуации по возвращении на родину можно подать иск в адрес авиаперевозчика с требованием компенсировать фактически понесенные убытки, дополнительные расходы, связанные с пребыванием на курорте и, если супруги решат купить билет обратно за свой счет, оплатой обратного перелета.

Понятно, что с учетом масштабов проблемы сразу деньги они не получат, даже после вынесения решения судом в их пользу. Однако в дальнейшем при вполне вероятном банкротстве компании их требования вполне могут быть внесены по решению управляющего в реестр требований к перевозчику. Следовательно, удовлетворить их требования полностью или частично можно будет только по завершении конкурсного производства, а если посмотреть на пример «Трансаэро», случиться это может через год-два. Собственно, в этой ситуации иного выхода я не вижу. Денег у перевозчика нет, требования к нему предъявляют не только рядовые пассажиры, но и кредиторы, и сотрудники, и аэропорты.

Дмитрий Хаванский, менеджер по развитию Skyscanner в России

Как добиться компенсации за отмену или задержку рейса

В России, согласно 126-й статье Воздушного кодекса РФ, вы можете предъявить претензии к перевозчику в течение шести месяцев со дня отмены или задержки рейса.

Чтобы получить деньги за перенос рейса, нужно к заявлению на имя авиакомпании (которое нужно отправить заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений) приложить копии следующих документов:

Авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;

Чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;

Билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма - все это, согласно п. 2 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1, может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель - например, концерт редко выступающей группы, футбольный матч, свадьба друга или встреча с тяжелобольным родственником.

Авиакомпания обязана вынести решение по вашей претензии в течение 30 дней с момента получения (п. 1 ст. 128 ВК РФ).

Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, вы можете подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки или отмены рейса (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Пакет документов в этом случае выглядит так:

Исковое заявление;

Копия проездного документа с отметкой о задержке вылета или отмене рейса;

Счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;

Документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;

Письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;

Ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).

Что авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру при задержке рейса?

В 99-м пункте Федеральных авиационных правил четко определено, как авиакомпании должны компенсировать неудобства, вызванные переносом рейса.

При задержке рейса более чем на 2 часа вы имеете право на 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка, если вы летите с детьми младше 7 лет.

Если рейс задержан более чем на 4 часа, вам должны предоставить бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить вас должны каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное.

Пассажиров, чей рейс перенесен более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью, авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом по закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми.

Росавиация начала внеплановую проверку “ВИМ-Авиа ” , которая за последние дни задержала десятки рейсов. Перевозчика также проверяют прокуратура и Следственный комитет. Со вторника Домодедово - базовый аэропорт “ВИМ-Авиа ” отказался обслуживать авиакомпанию в долг, в частности, снабжать топливом. По данным “Ведомостей ” , перевозчик должен воздушной гавани около 500 млн рублей. Ранее против “ВИМ-Авиа ” возбудили дело из-за долгов по зарплате более чем на 200 млн.

В Российском союзе туриндустрии пояснили, что компания продавала слишком много билетов и не может обеспечить столько полетов.

"У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Как только произошел сбой по их летной программе (по их объяснениям - какие-то борта не вышли из ремонта), все посыпалось. Как говорится, жадность фраера сгубила" , - сказал председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Когда летом полетная программа начала “сыпаться ” , туроператоры сильно пострадали, добавил он.

У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Это объясняется одним простым словом - жадность.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров посоветовал клиентам перевозчика, которые купили билеты на ноябрь-декабрь, сдать их.

"Если будет принято решение о приостановки работы “ВИМ-Авиа ” , тем, кто покупал билеты на ноябрь-декабрь, лучше сдать билеты сейчас. А тех, кто купил билет на ближайший месяц, скорее всего, перевезут другие компании. Думаю, что пассажиров не бросят, а передадут другой компании, которая их перевезет. “Трансаэро ” была огромной, в сложной ситуации оказались 2 млн пассажиров. “ВИМ-Авиа ” значительно уступает ей по объему" , - считает он.

По словам эксперта, если авиакомпания в летнем сезоне не заработала денег, шансы пережить зиму у нее минимальные. "Все будет зависеть от готовности правительства пойти на какие-то меры поддержки, например, предоставить гарантии по кредитам, и от готовности кредиторов дать деньги под эти гарантии. Еще один важный момент - сможет ли руководство компании предложить всем сторонам некую программу выхода из сложной ситуации, в которую бы все поверили. Если программа выхода из кризиса будет реальной, перевозчик сможет какое-то время просуществовать" , - пояснил он.

Главный редактор журнала Авиатранспортное обозрение Алексей Синицкий отметил, что осень - сложный период для всех перевозчиков. "В августе-сентябре объемы перевозок еще большие, продолжается высокий сезон, перевозчики работают по летнему расписанию, а продажи уходят в зимнее расписание - их объемы сокращаются. У любой компании этот период напряженный и требует дополнительного финансирования" , - сказал он.

Ранее в Минтрансе заявили, что “ВИМ-Авиа ” могут запретить летать за рубеж. В ведомстве отметили, что компания регулярно задерживала рейсы в течение всего отпускного сезона, и в сентябре все повторяется. По данным Генпрокуратуры, с начала года компания задержала около 12% своих рейсов.

В минувшую субботу перевозчик не выполнил по расписанию более десятка рейсов. Накануне были задержаны пять рейсов “ВИМ-Авиа ” в Анталью из Домодедово и Пулково.

/ Понедельник, 25 сентября 2017 года /

темы: Преступность Аэропорт

Федеральное агентство по воздушному транспорту (Росавиация) начало внеплановую проверку авиакомпании “ВИМ-Авиа ” из-за задержек десятков рейсов, заявил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. Об этом сообщает ТАСС.
Ранее Генпрокуратура внесла руководителю Росавиции представление об устранении нарушений законов при контроле за деятельностью авиаперевозчиков с требованием дать оценку соответствия “ВИМ-Авиа ” сертификационным требованиям.
. . . . . Кроме того, компании могут запретить летать за рубеж, заявили в Минтрансе.
16 сентября перевозчик не выполнил по расписанию свыше десятка полетов. . . . . .
В компании задержки объяснили сезонным спадом: это связано с задолженностью перед топливно-заправочными организациями. Однако есть финансовые организации, готовые поддержать “ВИМ-Авиа ” . Частично долги перевозчик действительно погасил.



Генеральная прокуратура России внесла представление руководителю Росавиации в связи с задержками рейсов "ВИМ Авиа" и с задержками зарплат сотрудникам этой авиакомпании. Об этом сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной, передает ТАСС.
"18 сентября Генеральная прокуратура внесла руководителю Росавиции представление об устранении нарушений воздушного законодательства при осуществлении контроля за деятельностью авиаперевозчиков с требованием дать оценку соответствия ООО "Авиакомпания "ВИМ Авиа" сертификационным требованиям", - сказал он, отметив, что рассмотрение представления находится на контроле надзорного ведомства.
. . . . . Также в отношении перевозчика начали проверку в связи с многочисленными задержками авиарейсов.
Также отмечалось, что компании “ВИМ-Авиа ” могут запретить летать за рубеж. О таком праве заявили в Минтрансе, комментируя ситуацию с перевозчиком. . . . . .