Усадьбы российской империи. Дворянские усадьбы россии. Усадьба Марьино, дворец Барятинских

История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец - философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов - господского дома и парков - дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком

«Манифест о вольности дворянства» или «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» - указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года, который освобождал дворянство от обязательной государственной службы.

Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину 18- начало 19 века. Усадьбы строились вокруг Москвы и в губерниях. После выхода “Манифеста о Вольности дворянства” строительство охватило практически всю европейскую часть России. В результате после 1762 г. владельцы крупных, средних и мелких поместий начали активно обустраивать свои усадьбы. В архитектуре русской дворянской усадьбы елизаветинских времен была популярной эстетика барокко. Фасады окрашивались в голубые, зеленые, красные, желтые оттенки. К середине 18 века планировка усадеб становилась регулярной с осевым построением, симметрией. Образцом дворянской усадьбы того времени является Ясенево, где во время Лопухиных был сооружен господский дом с флигелями. В Кускове граф Шереметев украсил парк павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурами.

После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики - например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции - усадьбы - Петровский дворец и Царицыно.

Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.

Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:

Alexdoomer2009 Заброшенная усадьба "Семёновское-Отрада". Встреча с мечтой. - Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего.

Сегодняшний отчёт будет посвящен одной из известнейших и крупнейших дворянских усадеб Московской области. В это место я хотел попасть с самого начала моего увлечения подобными путешествиями. Оно манило меня каждым новым отчётом, фотографиями, но съездить и посмотреть никак не удавалось. Как только я собирался отправиться - сразу возникали различные препятствия. Но вот, наконец-то, это случилось, и в апреле мы вместе с другом посетили это незабываемое место. Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдёт об усадьбе "Семеновское-Отрада".

"...Что ж, пусть минувшее исчезло сном летучим,
Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей..."

И.А.Бунин "Несрочная весна"

Читая строки произведения Ивана Бунина "Несрочная весна", посвящённые усадьбе, поражаешься, как точно писатель смог передать настроение поездки из Москвы в имение. Как метко он описал проблему противопоставления нового мира и старого, своеобразную антитезу Москвы и области. Всем советую ознакомиться с данным его произведением. Но это небольшое отвлечение, продолжим тему. Итак, усадьба Семёновское-Отрада представляет собой крупный архитектурный ансамбль. Он включает в себя роскошный дворец и охватывающие его по периметру флигели и службы, старинную церковь, мавзолей-усыпальницу, бывший ландшафтный парк, гидросистему из искусственных прудов, Лебединое озеро. Помимо этого раньше на территории располагались парковые павильоны, беседки и мостики, искусственные руины и фонтан, все теперь кануло в пучину времен... А кованые ворота работы Боссе, статуи львов на колоннах парадных ворот, позже исчезнувшие в неизвестном направлении? В своём отчёте я постараюсь показать нынешнее состояние дворца, сопоставить новые фотографии со старыми дореволюционными открытками и иллюстрациями об усадьбе. Можно писать долго о самом замке, но это будет сделано непосредственно по ходу рассказа с фотографиями. Вкратце - усадебный дом неумолимо разрушается, вода течёт через растерзанную крышу, печи раздираются на изразцы охотниками за наживой, почти вся лепнина и роспись стен уже исчезла, перекрытия постепенно приходят в негодность (им повезло, что они каменные! деревянные бы давно сгорели или рухнули). Территория сильно заросла, охраны санатория не видно, никаких заборов для отдыхающих нет. Впрочем, любой посторонний человек запросто найдет лазейку для попадания к усадебному дому снаружи. Да, я же забыл написать, теперь усадьба находится на территории санатория для отдыха сотрудников ФСБ. Поэтому там как бы охранный режим, забор с пиками, камеры, военные и т.д. На деле - гуляй не хочу, по крайней мере, мы бродили везде, где хотели, и никого так и не встретили. Погода, кстати, сначала была весенне-пасмурная, но потом на радость нам значительно улучшилась.
А теперь историческая справка об усадьбе и её владельцах.

"Основателем усадьбы "Отрада" в селе Семеновское был граф Владимир Григорьевич Орлов, один из пяти братьев Орловых, из которых Алексей был героем Чесмы, а Григорий был близок к Екатерине II. Получив заграничное образование в Лейпцигском университете, граф Владимир Григорьевич более тяготел к науке и тихой сельской жизни, чем к блестящей столичной, полной придворной суеты, жизни своих братьев. Пребывание в Лейпциге оставило в нем особое уважение к науке и ученым, за что императрица прозвала его философом. По возвращении из заграницы в 1766 году, 24-летний граф был назначен директором в помощь президенту Академии Наук графу Разумовскому, причем весь труд по академическому управлению выпал на его долю.

По выходе в отставку граф Владимир удалился в свое имение, занялся сельским хозяйством и постройкой отрадинского дома. Большой дом-дворец с различными службами, оранжереями, английским парком и другими затеями барских усадеб XVIII века строился не торопясь. Выложенный из розового кирпича, с белыми, четко вырисовывающимися колоннами, оконными наличниками и родовым гербом на фронтоне, главный корпус, не отличаясь особой изысканностью архитектуры, в то же время весьма типичен для построек XVIII века. Относительно обширные размеры жилых комнат, по сравнению с приемными и парадными, свидетельствуют, что главное внимание обращалось на комфортабельное житье большой семьи, а не на внешний блеск и приемы.

В двух боковых флигелях, примыкающих к дому, заключается ряд отдельных апартаментов для гостей. Один из них прозван Панинским и был специально отведен для гостей, приезжавших на продолжительное жительство. Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки, обращены на юг, а с севера их защищает высокий сосновый лес. Они славятся отличными персиками, которые начинают поспевать уже в конце апреля. В отдельном флигеле помещается физический и геологический или "рудный" кабинет; он напоминает о пребывании графа Владимира в Академии Наук и его сношениях с академиками Эйлером, Палласом, Гмелиным и др.

Проводя около полугода в своей Отраде, отстоящей в 80 верстах от Москвы, граф Владимир окружал дом всевозможными удобствами и держал много прислуги, все пристройки около главного дома постоянно были полны секретарями, конторщиками, музыкантами и артистами, из которых большая часть исполняли также служительские обязанности. Несмотря на совмещение должностей, оркестр был настолько хорош, что некоторые из солистов по смерти графа устроились в оркестрах московских театров. Прошло более века, и давно почили вечным сном и просвещенный основатель Отрады, и его блестящие братья, - но благодаря заботам их потомков старая екатерининская усадьба бережно и гордо хранит память о первом владельце.

После 1917 года в главном доме в Отраде существовал некоторое время музей дворцового быта, затем с 1918 по 1920 год в усадьбе располагался детский дом имени Карла Маркса, затем техникум и школа крестьянской молодежи, а в начале 40-х первая Московская школа НКВД... Сейчас усадьба находится на территории санатория "Семеновское".

А теперь непосредственно фотографии.

1. Как же всё начиналось? Приехав в село Семёновское, мы отправляемся обходить периметр санатория. Уже вскоре нам приходится преодолевать ручей, который преградил дорогу к усадьбе. Он был достаточно сильный, поэтому пришлось переставлять камни и прыгать по ним. Некоторое время спустя мы обходим по кругу забор и перемещаемся на территорию заброшенной военной части. Продираясь через дремучие заросли леса и небольшие речушки, уже совсем скоро оказываемся на территории усадьбы. Вскоре из-за деревьев начинает показываться главный усадебный дом...

2. Неужели мы на месте? Неужели сейчас мы увидим дворец графов Орловых? Да, это он. Тиха и пустынна площадка позади барского дома. Никого нет, только поют птицы, и слышен шум с реки. Двухэтажное здание с двумя прекрасными ротондами по бокам, фамильный гербовые картуши семьи Орловых под крышей. Отправимся дальше, ближе к зданию.

Предлагаем вам познакомиться с чудесным миром русской усадьбы, который покорит вас уникальной историей, прекрасной архитектурой, чудесными парками и уникальными художественными коллекциями. В России осталось еще немало старинных дворянских гнезд, хорошо сохранившихся до наших дней, что делает их отличным местом, куда можно поехать на выходные дни. Итак, наша статья посвящается трем дворянским усадьбам России: Архангельскому, Остафьеву и Глинкам.

Дворянская усадьба Архангельское – находится в пяти километрах от Москвы. Считается, что Архангельское – самая известная дворянская усадьба России, богатая и отлично сохранившаяся, даже несмотря на ее разграбление, случившееся в 1812 году, а также пожар 1820 года. Самое первое упоминание об Архангельском встречается в документах тридцатых годов шестнадцатого века, где его называют «сельцом Уполозы на реке Москве». Сама же дворянская усадьбы выросла тут немного позже – в семнадцатом столетии. Долгое время она постоянно меняла владельцев, переходя из рук в руки, пока в 1810 году ее не купил князь Н. Юсупов. В Архангельском часто бывали в гостях поэты и писатели. Герцен писал об усадьбе Архангельское, что «в этих местах из естественной красоты сделали красоту художественную, очеловечив ее». При Юсупове дворянская усадьба Архангельское стала популярным центром светской жизни столицы России. Гостями тут бывали даже российские императоры, дворяне знатных родов, выдающиеся политические деятели. Князь Юсупов был богатейшим человеком России того времени, а также страстным коллекционером. Благодаря ему в здешнем музее хранится пятьдесят тысяч экспонатов, в том числе картины известных мастеров семнадцатого-девятнадцатого столетия, коллекция редких книг, насчитывающая до шестнадцати тысяч экземпляров. Туристов в усадьбу влекут не только красоты здешних мест, прекрасная архитектура строений и уникальная музейная экспозиция, но еще и возрождение старинных традиций, вечера классической музыки под открытым небом. Усадьба работает с десяти утра до восьми вечера, но экспозиции можно посетить до пяти вечера. Начало экскурсий в усадьбе Архангельское – с часу дня.

Дворянская усадьба Остафьево – была заложена в середине восемнадцатого столетия в Москве, сегодня ее называют «Русским Парнасом», за красоту. Здесь отлично сохранился главный двухэтажный дом, построенный в стиле классицизма, с боковыми флигелями, которые соединены колоннадами, а также красивая Троицкая церковь, постройки 1781 года и старинная липовая аллея. Последним владельцем этой изумительной дворянской усадьбы России был граф С.Д. Шереметев, установивший на ее территории памятники А.С. Пушкину, П.А. Вяземскому, В.А. Жуковскому, Н.М. Карамзину. Кстати, Карамзин гостил в усадьбе Остафьево долгих двенадцать лет, и за это время написал восемь томов своего знаменитого труда «История государства Российского». Сегодня усадьба не пустует: ее посещают многочисленные туристы. А в Овальном зале музея Остафьево, с его чудесной акустикой, идеальной для выступлений музыкантов и артистов, проводят международные конкурсы русского романса, концерты старинной музыки, классической оперетты, а также оперы, при участии известных музыкантов и исполнителей.

Дворянская усадьба Глинки – находится рядом со станцией «Монино», добраться до которой можно из на электричке, идущей от Ярославского вокзала. Эта удивительная усадьба всегда имела ореол таинственности, появившийся благодаря ее загадочному владельцу, которого именовали «Русским Фаустом» - Якову Вилимовичу Брюсу. Этот человек в свое время бывший сподвижником императора Петра Первого, в 1727 году ушел в отставку и принялся за возведение дворянской усадьбы «Глинки» под Москвой. Говорили, что он строил свое убежище, чтобы сосредоточиться здесь над любимыми науками – алхимией, магией и чародейством. Современники Брюса, называли его «сам Черт», а его слуги уверенно именовали хозяина -чернокнижником, проводившим в усадьбе необычные, а порой, пугающие опыты. Тут он летал на «железном драконе», «производил живую воду», замораживал посреди лета пруд, чтобы кататься на коньках, кстати, последний факт был зафиксирован «высоким начальством из Петербурга». На самом деле, Брюс был великим ученым, родившимся раньше своего времени, но аура тайны так и висит над Глинками. Суеверные владельцы усадьбы, купившие ее после смерти Брюса, из-за мнимых страхов и пожара в здании после удара молнии, практически разрушили чудесный парк, с многочисленными статуями, вырубили деревья. В последнее десятилетие, в эту загадочную дворянскую усадьбу России, как «мухи на мед», съезжаются специалисты по энергетике, экстрасенсы, чтобы разгадать ее тайны. В усадьбе работали специалисты по биолокации с традиционными «рамками», которые зафиксировали массу аномалий местности, что свидетельствует о существовании под толщей земли и зданием усадьбы Глинки, подземных тоннелей и комнат. Если вы тоже желаете приподнять завесу таинственности над бесконечными вопросами без ответов, связанными с этим дворянским гнездом, то обязательно посетите этот оригинальный музей. Но часы работы здесь строго ограничены: каждое воскресенье, с десяти утра до двух дня.

К огромному сожалению, из семидесяти дворянских усадеб Москвы и трехсот двадцати дворянских усадеб Подмосковья, многие великие памятники российской архитектуры несправедливо забыты и заброшены. На сегодняшний момент, лишь немногие дворянские гнезда России восстановлены и превращены в музеи, чтобы радовать своим видом многочисленных туристов. Мы рассказали лишь о трех красивейших русских усадьбах, расположенных в Москве и Подмосковье, но вы можете проложить свои собственные маршруты по историческим местам нашей страны.

В России находится около 7000 старинных усадеб, которые требуют реставрации. Сумма восстановления одной исчисляется в нескольких миллионах долларов. Каждая постройка нуждается в меценатах, чтобы сохранить свой вид для других поколений. И именно в меценатах, а не инвесторах, поскольку деньги, потраченные на реставрацию, не всегда удается вернуть.

Чтобы спасти старинные усадьбы России , в Минкультуры разработали программу «Зеленый коридор», по которой заброшенные усадебные дома будут распродавать на аукционах. Оформление документов будет ускорено, но стать полноценным владельцем постройки возможно будет только после полной ее реставрации – такое обязательное условие программы. Именно полноценной реставрации, а не современного ремонта.

Небольшой перечень старинных построек, которые требуют реставрации:

Замок Шаакен (п. Некрасово, Калининградская область)

Редкое сооружение 13 века на территории России, которое неплохо сохранилось до наших дней. Требуется реконструкция части здания и восстановление уцелевших стен. Замок построен тевтонским орденом из кирпича и камня, но местами можно увидеть и современную кирпичную кладку. Заброшенным его назвать сложно, поскольку арендаторы сделали все для того, чтобы замок не пустовал и привлекал меценатов. У самих предпринимателей, которые арендуют постройку, денег таких нет, но они решили проблему в иной способ – организовали здесь экскурсии, сделали музей инквизиции в подвале, тематическое кафе рядом, а также разнообразные развлечения на территории: катание на лошадях, стрельба из лука, исторические костюмированные реконструкции – все, что связано с эпохой Средневековья и рыцарями.

Усадьба графа Строганова (д. Волышево, Псковская область)

Строгановы были богатейшим дворянским родом в России. Поэтому отделку и инженерные новшества для своей усадьбы они могли сделать не хуже, чем в Зимнем дворце. По словам современников это была дворянская усадьба небывалой красоты. Спроектировал эту роскошь Михаил Макаров. Именно за эту работу еще в молодые годы он получает звание академика. Изначально сооружение было деревянным, но после под наблюдением уже другого архитектора – Карла Шмидта, он был увековечен в камне. Основным стилем для усадьбы был выбран ранний классицизм, но проект был настолько эклектичным, что нельзя не упомянуть другие стилевые решения – барокко, византийский, древнерусский.

В здании была дорогая отделка и наполнение – паркет из редких пород древесины, мраморная лестница итальянской работы, лепнина и уникальные предметы искусства, которые украшали комнаты. Предметы интерьера давно были вывезены, но куда – неизвестно. Были сделаны уникальные водопроводные и отопительные системы. На территории также были сооружены небольшой храм и конный завод, а также обустроен парк с редкими деревьями. Конный завод до сих пор используется по назначению: он в неплохом состоянии. После массового сруба достояния парка в советские годы и последствий урагана осталось всего 20 % того парка, который когда-то был создан Строгановым. Среди уцелевших деревьев – карликовые дубы, псевдотсуга мензиса, гигантская туя и ивы.

Усадьба Ляхова (д. Ляхово, Московская область)


Еще 30 лет назад усадьба дворянского рода Васильчиковых в Ляхово была в отличном состоянии и смогла быть увековечена в фильме «Формула Любви», но сегодня она превращается в развалины из-за человеческого фактора. Этот дом с мезонином, как в рассказе Чехова, является ярким примером усадеб 19 века: небольшая по габаритам, построена в стиле классицизм, со стандартной планировкой того времени. Здание сделано из кирпича и оштукатурено. Штукатурка уже почти вся слезла. Внутренняя отделка из дерева и керамики почти вся разобрана. Возле дома еще сохранился уютный липовый парк с каскадной системой прудов. Как и другие заброшенные усадьбы , усадебный дом Ляхова был выставлен на аукцион. Стоимость реставрации оценивается в 300 млн. рублей. Срок выполнения – до 7 лет.

Подобная архитектура просто необходима для нашей истории, туризма и кинематографа.