Организация использования воздушного пространства предусматривает. Организация использования воздушного пространства. Правила использования воздушного пространства

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка высококвалифицированных специалистов, контролирующих и обеспечивающих безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, а также оказывающих необходимую помощь летным экипажам.

Основным заказчиком диспетчеров является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , структурные подразделения которой осуществляют организацию воздушного движения по всей территории России. Для подготовки специалистов Госкорпорация организует целевой набор курсантов во многих регионах России, что дает возможность поступить в институт на льготных условиях, выплачивает курсантам-целевикам дополнительную стипендию, обеспечивает их преддипломную практику и трудоустройство.

Авиадиспетчеры – это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и т. д.

В наши дни работа диспетчера УВД считается одной из самых интеллектуальных, ответственных и интересных.

У курсантов имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники поступают на работу в центры ОВД (организация воздушного движения) - структурные подразделения основного работодателя - ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ", где они приступают к стажировке для работы в качестве диспетчера определенного диспетчерского пункта. После окончания стажировки (в среднем, через 3-4 месяца) они получают допуск к самостоятельно работе. Через 5-8 лет, набравшись практического опыта работы в различных условиях, диспетчеры, при условии соответствия определенным критериям, получают 2 или 1 класс квалификации, допуски к работе инструкторами, страшими диспетчерами, руководителями полетов.

В международной гражданской авиации существует такое понятие, как организация воздушного пространства. Этот термин включает в себя:

Определение и обозначение частей воздушного пространства, в которых будет предоставляться соответствующий вид обслуживания воздушного движения, (установление элементов структуры воздушного пространства ОВД);

Классификацию элементов структуры воздушного пространства ОВД;

Создание и определение органов ОВД для предоставления конкретных видов обслуживания воздушного движения в пределах установленных границ конкретных элементов структуры воздушного пространства ОВД и на контролируемых аэродромах.

Кроме того, в международной гражданской авиации существуют термины: «Общее воздушное движение (General Air Traffic, GAT)» – все полеты, выполняемые в соответствии с правилами и процедурами, установленными ИКАО и/или национальными законодательными актами в области гражданской авиации.

«Операционное воздушное движение (Operational Air Traffic, OAT)» - все полеты, выполняемые не в соответствии с правилами и процедурами, установленными для общего воздушного движения, для которого правила и процедуры установлены соответствующими национальными полномочными органами.

Другими словами, вначале устанавливаются элементы структуры воздушного пространства ОВД, в пределах которых будут выполняться полеты ВС, относящиеся к общему воздушному движению, затем эти элементы классифицируются и, далее определяются органы ОВД, зоной ответственности которых будет каждый из элементов структуры воздушного пространства ОВД.

В соответствии с пунктом 8. ФП ИВП РФ структура воздушного пространства Российской Федерации включает в себя следующие элементы:

а) зоны и районы (зоны и районы Единой системы, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны);

б) маршруты обслуживания воздушного движения;

в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);

г) специальные зоны (зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.);

д) маршруты полетов воздушных судов;

е) запретные зоны;

ж) опасные зоны;

з) зоны ограничения полетов;

и) другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.

Для целей ОВД из указанных выше элементов структуры воздушного пространства выделяются части воздушного пространства, в которых разрешается выполнение полетов ВС, относящихся к общему воздушному движению. Данное воздушное пространство называется воздушным пространством обслуживания воздушного движения (Рис. 1 и 2).

Определение:

Воздушное пространство ОВД - воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов, и для которого определены обслуживание воздушного движения и правила полетов. (ФАП ОрВД)

Кроме того, существуют части воздушного пространства, в которых полеты ВС, относящиеся к общему воздушному движению, запрещены или ограничены (английские термины: Airspace Restrictions and Reservations). К данному воздушному пространству относятся:

запретные зоны;

зоны ограничения полетов;

опасные зоны;

Примечание:

К ограничениям использования воздушного пространства также относятся временные режимы, местные режимы и кратковременные ограничения.

Другими словами, для органов ОВД все воздушное пространство состоит из воздушного пространства ОВД и воздушного пространства, запрещенного или ограниченного для использования ВС, выполняющих полет, относящийся к общему воздушному движению.

Рассмотрим более подробно структуру воздушного пространства ОВД.

Структура воздушного пространства ОВД включает в себя следующие элементы:

районы полетной информации;

Определение:

Район полетной информации (англ. FIR) - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

Районом полетной информации является воздушное пространство в границах зоны (района) Единой системы, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение. Вертикальные границы района полетной информации устанавливаются от земной поверхности вверх без ограничений.

В пределах районов полетной информации для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения создаются Центры полетной информации, если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возлагается на органы диспетчерского ОВД.

диспетчерские районы;

Определение:

Диспетчерский район (англ. CTA) - контролируемое воздушное пространство (ВП, в котором предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения). Установлено выше 200 м от земной или водной поверхности в пределах района полетной информации.

Пример: Верхней границей Московского диспетчерского района является FL 530. На основании анализа, проведенного Евроконтролем, современные гражданские воздушные суда не способны выполнять полеты выше FL 660. В связи с этим в Европейском воздушном пространстве FL 660 является верхним пределом выполнения контролируемых полетов .

В диспетчерском районе (в соответствии с названием) предоставляется районное диспетчерское обслуживание. Как правило, диспетчерский район является зоной ответственности диспетчера РДЦ.

В границах диспетчерского района может устанавливаться узловой диспетчерский район.

узловые диспетчерские районы ;

Определение:

Узловой диспетчерский район (УДР, англ. TMA) - диспетчерский район, создаваемый обычно в местах схождения маршрутов ОВД в окрестностях одного или нескольких крупных аэродромов.

Узловые диспетчерские районы по определению являются частью диспетчерского района и устанавливаются также как и диспетчерские районы, выше 200 м от земной или водной поверхности. В узловом диспетчерском районе предоставляется диспетчерское обслуживание подхода. Как правило, узловой диспетчерский район является зоной ответственности диспетчеров ДПП и ДПК.

Диспетчерские зоны

Определение:

Диспетчерской зоной (англ. - CTR ) является контролируемое воздушное пространство в пределах района полетной информации, устанавливается от земной или водной поверхности до высоты нижней границы диспетчерского района (узлового диспетчерского района) или высоты второго эшелона включительно, как правило, в радиусе не менее 10 км от контрольной точки аэродрома.

В соответствии с п 2.10.5.2 Приложения 11 к Чикагской конвенции ИКАО: «Боковые границы диспетчерской зоны отстоят от центра соответствующего аэродрома или аэродромов по крайней мере на расстоянии 9,3 км (5 м. миль) в направлениях, откуда могут производиться заходы на посадку».

Диспетчерская зона может устанавливаться над двумя и более близко расположенными аэродромами.

В период, когда на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке диспетчерское обслуживание воздушного движения органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не предоставляется, воздушное пространство класса С диспетчерской зоны классифицируется как воздушное пространство класса G.

Примечание:

В соответствии со стандартами и рекомендациями, изложенными в п. 2.10 Приложения 11 к Чикагской конвенции ИКАО, верхние и нижние горизонтальные границы всех вышеперечисленных элементов структуры воздушного пространства ОВД должны совпадать с крейсерским эшелоном полета по ПВП, указанным в таблице в добавлении 3 к Приложению 2 (см. также Приложение к ФП ИВП РФ).

маршруты обслуживания воздушного движения;

Определение:

Маршрут обслуживания воздушного движения - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу , маршрут зональной навигации , местную воздушную линию .

Маршруты обслуживания воздушного движения входят во все вышеперечисленные элементы структуры воздушного пространства ОВД.

Рис. 1. Пример организации воздушного пространства в вертикальной плоскости

Рис. 2. Пример организации воздушного пространства в объеме


Организация воздушного пространства - это установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования; Несомненно, что от уровня организации воздушного про­странства напрямую зависит безопасность полетов. В связи с этим, использо­вание воздушного пространства жестко регламентировано и подчинено оп­ределенным принципам, основные из которых будут рассмотрены далее.

Российская Федерация обладает полным и исключительным суверените­том в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воз­душным пространством Российской Федерации понимается воздушное про­странство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятель­ность, в процессе которой осуществляются, перемещение в воздушном про­странстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и дру­гих объектов), а также другая деятельность (строительство высотных соору­жений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юриди­ческие лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
^

1.1.Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства


Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

При возникновении потребности в использовании воздушного пространст­ва одновременно двумя и более пользователями право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приори­тетами в следующей последовательности:


  1. отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений государственной границы Российской Федерации или вооружен­ного вторжения на территорию Российской Федерации;

  2. оказание помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техноген­ного характера;

  3. запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их эки­пажей;

  4. предотвращение и прекращение нарушений порядка использования воздушного пространства;

  5. выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обо­роноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по ис­пользованию воздушного пространства, осуществляемая в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

  6. выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по ис­пользованию воздушного пространства, осуществляемая в соответствии со специальными договорами;

  7. выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании час­тей и подразделений государственной авиации;

  8. осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;

  9. выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;

  10. выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;

  11. осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;

  12. осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;

  13. проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных меро­приятий;

  14. выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по ис­пользованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетво­рения потребностей граждан.
^

1.2. Организация использования воздушного пространства


Организация использования воздушного пространства - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, вклю­чающее в себя установление структуры воздушного пространства, плани­рование и координирование использования воздушного пространства, обеспечение разрешительного порядка использования воздушного про­странства, организацию воздушного движения и контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.

Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

^ Организация использования воздушного пространства включает в себя:


    • установление структуры воздушного пространства;

    • планирование и координирование использования воздушного про­странства в соответствии с государственными приоритетами;

    • обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;

    • организацию воздушного движения, представляющую собой обслу­живание (управление) воздушного движения, организацию потоков воздуш­ного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

    • контроль за соблюдением Федеральных правил использования воз­душного пространства.
Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также дис­петчерскими пунктами в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
^

1.3. Структура воздушного пространства


Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и т.п.), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (рай­оны Полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений поле­тов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельно­сти в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространст­ва. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, существует два вида воздушного пространства - разрешен­ное для полетов ВС ГА, и запрещенное (ограниченное) для полетов ВС ГА.

Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон 8100 м, который отно­сится к верхнему воздушному пространству.

Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, классифицируется следующим образом:


  • класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам по­летов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским об­служиванием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обяза­тельно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных Феде­ральными правилами;

  • класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов.
Все воздушное суда обеспечива­ются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие поле­ты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных су­дов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняю­щих полеты по правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на ис­пользование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмот­ренных Федеральными правилами;

  • класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов до приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных су­дов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно- информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч» Воз­душные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обя­заны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с диспетчером УВД, При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие посто­янной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД не требуется. При вы­полнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использо­вание воздушного пространства не требуется.
При этом, класс А устанавливается только в верхнем воздушном про­странстве, класс С - только в нижнем воздушном пространстве, а класс G - в том воздушном пространстве, где не установлены ни класс А, ни класс С. Воздушное пространство класса А и С подразумевает обязательное пред­ставление диспетчерского обслуживания воздушного движения. Границы классов воздушного пространства устанавливаются Министерством транс­порта РФ, и публикуются в сборниках навигационной информации.

Для осуществления функций УВД воздушное пространство РФ делится на зоны и районы УВД.

Основные принципы деления воздушного пространства на зоны УВД:


  • полный и исключительный суверенитет воздушного пространства;

  • безопасное движение воздушных судов;

  • оптимальное обслуживание воздушного движения;

  • эффективность использования воздушного пространства.

Зона управления воздушным движением - воздушное пространство в ус­тановленных для зонального центра (ЗЦ) ЕС ОрВД границах. В зависимости от местных условий планирование и координирование воздушного движения в установленной части зоны УВД может быть возложено на вспомогатель­ный зональный центр (ВЗЦ).

Район управления воздушным движением ~ воздушное пространство в установленных границах, в котором непосредственное управление воздуш­ным движением по воздушным трассам и MBJI, а также по установленным маршрутам осуществляется районным центром (РЦ) ЕС ОрВД. Районному центру ЕС ОрВД в оперативном отношении подчиняются службы движения аэропортов, входящих в данный район УВД.

В состав районов УВД, расположенных в непосредственной близости от морской государственной границы РФ, может быть включено, в установленном порядке, воздушное пространство над прилегающей к границе акваторией моря.

В районы УВД входят районы вспомогательных районных центров (ВРЦ), районы местных диспетчерских пунктов (МДП), а также районы аэродромов и аэроузлов.

Районы МДП организуются для управления воздушным движением и обеспечения полетов на МВД и постоянных маршрутах полетов воздушных судов ГА ниже нижнего эшелона.

В отдельных случаях диапазон высот полетов по MBJI в районе МДП мо­жет быть увеличен в установленном порядке.

Близко расположенные аэродромы в целях координации полетов на них объединяются в аэроузлы.

В районах аэродромов (аэроузлов) устанавливаются воздушные коридоры входа и выхода, зоны взлета и посадки, ожидания и другие зоны. Воздушные коридоры должны быть маркированы ОПРС.

Зон взлета и посадки для каждого аэродрома устанавливается с учетом летно-технических данных воздушных судов, выполняющих полеты на дан­ном аэродроме, и по своим размерам должна обеспечивать возможность ра­диолокационного контроля, безопасного выполнения установленного манев­ра для набора высоты после взлета и для снижения при заходе на посадку.

Верхняя граница зоны взлета и посадки устанавливается, как правило, по второму эшелону зоны ожидания.

Воздушное пространство районов УВД и районов аэродромов (аэроузлов) может быть разделено на секторы (направления) как в плане, так и по высоте.

Размеры и границы зон, районов УВД, районов МДГТ, районов аэродро­мов (аэроузлов) секторов (направлений) УВД диспетчерских пунктов, раз­мещение и количество воздушных коридоров, зон ожидания, схемы движе­ния воздушных судов в районах аэродромов устанавливаются с учетом тре­бований надежности и непрерывности связи с воздушными судами и радио­технического контроля за воздушным движением, летно-технических данных эксплуатируемых воздушных судов, а также обеспечения безопасности и экономичности полетов.

Рассмотрим деление воздушного пространства по высоте и в плане (рис. 1). Аэродром окружает зона взлетов и посадок (ЗВП); Она ограничена по высоте вторым эшелоном зоны ожидания, а по расстоянию - радиусом 30-40 км. Выше и дальше простирается район аэродрома. По высоте он огра­ничен высотой, разделяющей нижнее и верхнее воздушное пространство (как правило. 6000 м). а по расстоянию - радиусом 50-100 км.

Рис. 1. Деление воздушного пространства по высоте и в плане

Еще дальше и выше простирается район УВД, в которых организуются диспетчерские пункты районных центров (РЦ). По высоте они, как правило, ограничены высотой полетов гражданских ВС, а по расстоянию - границей соседнего районного центра.

Важнейшим элементом структуры воздушного пространства является воз­душная трасса. Рассмотрим вид воздушных трасс в пространстве; На рис. 2 представлен пример двух воздушных трасс. Фактически, воздушная трасса - это многоуровневая воздушная дорога для воздушных судов, где существуют определенные правила движения, перекрестки (пересечения трасс) и пово­ротные пункты. Движение воздушных судов на одной высоте осуществляется только в одном направлении. Встречные воздушные суда следуют на высо­тах, отстоящих на определенные вертикальные интервалы.


BATEL

Р ис. 2. Пример пересечения участков двух воздушных трасс

Все значимые точки трассы (точки пересечения трассой границ районных центров, точки пересечения трасс между собой, поворотные пункты) имеют свое обозначение. Эти точки могут быть маркированными или немаркиро­ванными. Если точка маркирована приводом (радиостанцией, передающей на известной радиочастоте свой двухбуквенный позывной эфир), то она обозначается своим позывным (например WU, MS и т.д.) или названием населенного пункту где установлен привод (например Сосновка, Николь­ское и т. д.).

Если в данной точке трассы привод не установлен, то такая точка называ­ется немаркированной, у нее есть только известнее географические коорди­наты и 5-буквенное имя (BATEL, LINRI и т.д.). Рассмотрим те же два участка воздушных трасс в плане, т.е., как их видит диспетчер на экране радиолокатора (рис. 3).


LINRI

B ATEL

Рис. 3. Пример пересечения участков двух воздушных трасс. Вид в плане.

Отметки от ВС и формуляры сопровождения может иметь следующий вид (рис. 4)


Рис. 4.Вид отметки от ВС и формуляра сопровождения.


  1. - отметка от ВС;

  2. - точки предыстории (где была отметка за прошлый оборот антенны радиолокатора);
3. - вектор экстраполяции (указывает то место, где будет ВС в данном случае через 2 минуты, если будет продолжать двигаться с прежним курсом и скоростью);

  1. - формуляр сопровождения, где «85644» - бортовой номер ВС, «1160» - высота ВС в десятках метров - 11600 м, «A229D124» - полярные координаты ВС - азимут 292 граду­са, удаление 124 км.

Список принятых сокращений

АДЦ АИП АМСГ АНЗ АСК АСР АС УВД АТБ АУЗ АХР БПРМ ВВС ВДПП ВЗП ВЗЦ ЕС ОрВД ВМДП ВНГО ВПП ВПР ВРЛ ВРЦ ЕС ОрВД ВСДП ГВПП ГДПП ГСМ ГЦ ЕС ОрВД ДПК ДПК МВЛ ДПП ДПР ДПРМ ДПСП ЗЦ ЕС ОрВД ИАС ИВПП КДП КДП МВЛ КПТ КСА КТА МБВ МВЛ МВС МДП МРМ НОТАМ ОВИ ОМИ ОПРС ОСП «ПАН» ПВО ПВП ПДО ПДП ПДСП ППП ПРЛ РД РДЦ РЛЭ РМС РНТ РПА РП АДЦ РПР РСБН РСП РТО РТ С РС ЕС ОрВД СДП СЧЛП ТВГ УВД ЭРТОС Аэродромный диспетчер Сборник аэронавигационной информации Авиационная метеорологическая станция (гражданская) Аэронавигационный запас топлива Аварийно-спасательная команда Аварийно-спасательные работы Автоматизированная система УВД Авиационно-техническая база Аэродромный узел Авиационно-химические работы Ближняя приводная радиостанция с радиомаркером Военно-воздушные силы Вспомогательный диспетчерский пункт подхода Визуальный заход на посадку Вспомогательный зональный центр ЕС ОрВД Вспомогательный местный диспетчерский пункт Высота нижней границы облаков Взлетно-посадочная полоса Высота принятия решений Вторичный радиолокатор Вспомогательный районный центр ЕС ОрВД с правом самостоятельного УВД или информации РЦ и (или) экипажей воздушных судов Вспомогательный стартовый диспетчерский пункт Грунтовая ВПП Главный диспетчерский пункт подхода Горюче-смазочные материалы Главный центр ЕС ОрВД Диспетчерский пункт круга Диспетчерский пункт круга МВЛ Диспетчерский пункт подхода Диспетчерский пункт руления Дальняя приводная радиостанция с маркером Диспетчерский пункт системы посадки (в аэропортах, где ПДП и ДПК совмещены) Зональный центр ЕС ОрВД Инженерно-авиационная служба ВПП с искусственным покрытием Командно-диспетчерский пункт Командно-диспетчерский пункт местных воздушных линий Концевая полоса торможения Комплекс средств автоматизации Контрольная точка аэродрома Минимальная безопасная высота Местная воздушная линия Минимальная высота снижения Местный диспетчерский пункт Маркерный радиомаяк Извещение пилотам о состоянии аэродромов, радиотехнических средствах, системах посадки и т.д. Огни высокой интенсивности Огни малой интенсивности Отдельная приводная радиостанция Оборудование системы посадки Сигнал срочности Противовоздушная оборона Правила визуальных полетов Производственно-диспетчерский отдел Пункт диспетчера посадки Производственно-диспетчерская служба предприятия Правила полета по приборам Посадочный радиолокатор Рулежная дорожка Районный диспетчерский центр Руководство по летной эксплуатации воздушного судна Радиомаячная система посадки Радионавигационная точка Руководитель полетов на аэродроме Руководитель полетов на аэродромного диспетчерского центра Руководитель полетов в районе УВД Радиотехническая система ближней навигации Радиолокационная система посадки Радиотехническое оборудование Радиотехнические средства Районный центр ЕС ОрВД Стартовый диспетчерский пункт Спланированная часть летного поля Точка входа в глиссаду Управление воздушным движением Эксплуатация радиотехнического оборудования связи

ВВЕДЕНИЕ



Выполнение своих функций любым коллективом будет эффективным только в случае достаточного уровня организации их деятельности. Со всей полнотой это требование достижения и постоянного поддержания высочай­шего уровня организации должно быть воплощено при организации системы УВД. При этом термин «организация» Понимается достаточно широко, включая организацию как самой службы движения, так и условий деятельно­сти всех ее структурных единиц, - от рационального деления воздушного пространства до разработки нормативных документов.

Под организацией системы УВД подразумевают совокупность мероприя­тий или действий (процессов) над материалами, ресурсами, техническим оборудованием, коллективами специалистов, объединяемых для выполнения поставленных задач по обеспечению деятельности системы УВД и ее посто­янному совершенствованию.

Организация воздушного движения (ОрВД)- это обеспечение возможно­сти эксплуатантам воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили по­лета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности

ОрВД включает:

1.Обслуживание (управление) воздушного движения.

2.Организацию потоков воздушного движения

3.Организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслу­живания (управления) воздушного движения и организации потоков воздуш­ного движения.

Существует несколько видов обслуживания воздушного движения: по­летно-информационное, консультативное, диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, а также аварийное оповещение, сами на­звания которых поясняют степень участия наземных служб, реализующих их в контроле и обеспечении полетов. На территории Российской Федерации устанавливается директивный принцип УВД, предписывающий обязательное подчинение экипажей воздушных судов указаниям диспетчеров УВД.


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация воздушного пространства - это установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования; Несомненно, что от уровня организации воздушного про­странства напрямую зависит безопасность полетов. В связи с этим, использо­вание воздушного пространства жестко регламентировано и подчинено оп­ределенным принципам, основные из которых будут рассмотрены далее.

Российская Федерация обладает полным и исключительным суверените­том в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воз­душным пространством Российской Федерации понимается воздушное про­странство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятель­ность, в процессе которой осуществляются, перемещение в воздушном про­странстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и дру­гих объектов), а также другая деятельность (строительство высотных соору­жений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юриди­ческие лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Планирования, направленный на обеспечение максимального использования имеющегося воздушного пространства на основе динамичного распределения по времени и в отдельных случаях в резервировании воздушного пространства для различных категорий пользователей в целях удовлетворения краткосрочных потребностей..."

Источник:

Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 (ред. от 26.04.2012) "Об утверждении Федеральных авиационных правил " в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2011 N 22874)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация воздушного пространства" в других словарях:

    Организация использования воздушного пространства - предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя: 1) установление… … Словарь юридических понятий

    Обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, включающее в себя: установление структуры воздушного пространства; планирование и координирование… … Официальная терминология

    Организация использования воздушного пространства включает в себя: 1. обслуживание (управление) воздушного движения; 2. организацию потоков воздушного движения; 3. организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления)… … Словарь юридических понятий

    Организация воздушного движения Энциклопедия права

    128. Организация воздушного движения включает в себя: а) обслуживание (управление) воздушного движения; б) организацию потоков воздушного движения; в) организацию воздушного пространства... Источник: Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N … Официальная терминология

    Организация воздушного движения - см. … Большой юридический словарь

    Использование воздушного пространства Энциклопедия права

    Использование воздушного пространства - (англ. emploument of air space) по воздушному законодательству РФ деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве РФ различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и др. объектов), а также др.… … Большой юридический словарь

    Организация Североатлантического договора - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. NATO (значения) … Википедия

    Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) - Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (сокращенное наименование Росавиация) было образована в 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Купить за 2128 грн (только Украина)
  • Организация обслуживания воздушного движения. Учебник для СПО , Шатраков Ю.Г.. В учебнике излагаются основы организации воздушного движения в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), приведена структура технических изданий ИКАО,…