Центр комиксов брюсселя. Брюссельский музей комиксов Бельгийский центр комиксов - открытие

Квест в поисках стен, разрисованных героями бельгийских комиксов, это одна из самых интересных вещей, которую вы можете сделать в Брюсселе. Я прошел этот маршрут за 4 дня, уделяя этой теме ежедневно по 2-3 часа в среднем. Официально комиксовых стен в Брюсселе порядка 50, неофициально, думаю, раза в два больше. Найденные в интернете и наименее устаревшие карты маршрута выдают около 40, и количество изображений регулярно пополняется. Охота за комиксами позволяет попасть в совершенно нетуристические районы города, вдали от шоколадных бутиков и писающих мальчиков.

Бельгия - комиксная супердержава мирового значения. В середине 20 века в Бельгии работали (пардон-творили!) десятки художников комиксов. "Девятое искусство", термин, появившийся с легкой руки франкоязычных бельгийцев, ставит комиксы вслед за архитектурой, скульптурой, живописью, танцем, музыкой, поэзией, кино и телевидением. Можете пересчитать, действительно получается девятое. В наши дни звезда бельгийского комикса несколько потускнела, пальму первенства перехватили японские школьницы со своими покемонами. Тем не менее, сегодня в Бельгии работает новое поколение комикс-художников, а классические произведения украшают теперь стены городских домов. Делается это, во-первых, чтобы увековечить, насколько это слово применимо к стенке старого дома, национальное культурное достояние. Во-вторых, из эстетических соображений, чтобы стены выглядели не так уныло. В большинстве случаев эти расписные стены встречаются в не самых престижных и не самых безопасных городских районах, населенных иммигрантами из Африки и арабских стран. Впрочем, это добавляет "квесту" экзотики. Первые картинки встретились мне еще до того, как я дошел до своего гестхауза.

"Якари", одно из новых дополнений к брюссельскому комикс-маршруту, еще не появившееся на карте. Карту можно скачать в интернете или получить в городском туристическом бюро. Якари на ней вы вряд ли найдете, картинке всего 2-3 года. Расположена она в двух шагах от моего геста в квартале Сан-Жиль.

Переходим в квартал Мароль, когда-то это был рабочий район Брюсселя, сегодня здесь живут, в основном, арабские иммигранты. Сей шедевр зовется "Скауты патруля бобров", избавьте меня от подстрочного перевода. Скажем так, бельгийцам все эти персонажи знакомы с детства, как нам Чебурашка, кот Леопольд и ежик в тумане.

Автомобили безжалостно паркуются у стен, не позволяя найти нормальную точку для съемки. "Маленький Жожо", находится тоже в Мароле, недалеко от предыдущей "стены". Эти изображения были открыты в середине 90-х годов. Открытие каждой новой росписи сопровождается небольшой инаугурацией с фотокорреспондентами и приглашением публики. Что-то вроде открытия нового памятника.


Эту стенку я довольно долго искал, потому что на карте она была обозначена здесь и именно здесь, и только задрав голову я обнаружил, что она возвышается над крышей соседнего дома и не сразу заметна. Одна из старых "фресок". Называется просто "Кот", или, как написано на табличке "Кот и его издевательство над собой" (??, насмехательство?, cat and his self-mockery). У каждой "фрески" маршрута имеется табличка, сообщающая название и порядковый номер в городском маршруте комиксов. Находится на большой городской магистрали с многочисленными арабскими едальными заведениями.

В самом сердце квартала Мароль, возле площади блошиного рынка стоит этот домик. Буль и Билл, или что-то вроде того. 1992-й год. Вокруг работали экскаваторы, сносили какую-то соседнюю постройку. На фото заметен ковш работающего экскаватора. Надеюсь, этот домик пока не снесли.

Чуть выше в том же Мароле на стенах двух соседних домов находятся две фрески, "Блонден и Сираж" и "Одилон Вержюс" (так, может хватит коверкать названия и перейти на латиницу?) Припаркованная машина, как всегда, очень к месту. Разделяют эти две стены буквально двадцать метров. Здание с куполом в лесах - Дворец Правосудия, монстр кварала Мароль. По преданию, архитектор дворца умер в процессе его строительства от проклятий жителей, выселенных с места строительства, когда было разрушено полквартала.

Квик и Флюпке, творения Эрже, величайшего комиксовода всея Бельгии, более известного своим Тинтином. Надо заметить, что роспись на стену как правило наносит не сам автор комиксов, а другие художники. Когда эта фреска открывалась в середине 90-х, Эрже уже не было в живых.

Святой Петр и Люцифер, герои комикса oh my sweet heaven или что-то вроде того, позируют на стене дома возле Дворца Правосудия.


Эта стенка на моей карте не была обозначена. Не знаю, является ли она частью официального комикс-маршрута. Легко заметить, что в нижней части она попорчена художниками с какого-нибудь соседнего двора. Кстати, хороший вопрос - как удается сохранить в чистоте все эти стенки, расположенные в не самых лучших городских районах. Так вот, кое-где я заметил, что их постоянно подкрашивают, реставтируют и содержат в свежем состоянии. Возможно, есть некая статья городского бюджета. А может просто добровольцы.

Однa из самых новых и тоже не обозначенных на карте росписей, появившаяся в 2011 году. Йоко Тсуно, нелегко было найти, пришлось идти по каким-то совершенно загаженным дворам и под мостами железной дороги. Судя по описанию в интернете, очень продвинутая эмансипированная и коммуникативная японская комсомолка-астронавт.

Чтобы дойти сюда, пришлось пройти через арабскую барахолку. Изабель взирает на проходящих арабских женщин со стены обшарпанного дома в Андерлехте.Соседний район известен своим футбольным клубом и пивоварней Кантийон.

Совершенно другая часть города. То ли где-то на горке у королевского дворца, то ли вообще в восточных кварталах, уже сам не помню. Эта картинка тоже не внесена в официальный комикс-маршрут. Затрудняюсь сказать, имеет ли она вообще отношение к комиксам. В Брюсселе немало домов в стиле арт-нуве, расписанных в начале 20 века, так что, возможно, на полпути между арт-нуве и комиксами.

Во второй день дислоцируюсь, в основном, в городском центре. Следующая группа находится в центре в "нижней" части Брюсселя. "Юный Альберт" и "Месье Жан" находятся почти рядом друг с другом, по дороге из Мароля к Писающему мальчику.

В двух шагах от Мальчика приходим к Оливеру Рамье, одной из самых празднично украшенных комикс-фресок. Обратите внимание на ограждение у стены. Это отличает стенки, входящие в "официальный" маршрут. Следят, чтобы граждане не справляли мелкие физиологические потребности на произведения девятого искусства.

Суперстар бельгийских комиксов Тинтин, капитан Хэддок и Сноуи позируют на улице, ведущей к центральной площади города. Странно, что такая легендарная личность как Тинтин представлена на стенах Брюсселя довольно скромно. Есть еще станция метро с его изображениями, я там не был, а также на городском вокзале есть еще одно черно-белое изображение.

"Пассаж", одно из самых реалистичных настенных изображений и ближайшее к центру города.

Самое известная фреска всего Брюсселя и самая первая, появилась в 1991 году. На ней изображены два пидара. Вопрос о половой принадлежности и ориентации данных персонажей очень спорный. Известно, что темноволосому персонажу впоследствии пририсовали серьги и придали некоторые женские половые признаки, вследствие чего оно приняло еще более гермафродитную форму. Зато прилегающий квартал не оставляет сомнений в ориентации его завсегдатаев: на окнах радужные флаги и заведения с названиями boys" boudoir и тому подобные.

Виктор Саквиль, шпион его величества короля Англии, и сопровождающая его дама, расположены в двух шагах от предыдущей пары, их половая принадлежность дискуссий не вызывает.


Рик Хошет, или что-то вроде того, то ли пытается спасти прекрасную даму от грабителя с ножом, то ли удирает от ревнивого мужа.


Больше других в плане местонахождения повезло Скорпиону, который позирует на стене в очень хорошем районе города недалеко от королевского дворца и квартала музеев.

Продолжение следует. Во второй части я заберусь в более отдаленные районы Брюсселя, куда редко ступает нога случайного туриста-комиксовода.

Бельгийский центр комиксов или Центр Комиксов Брюсселя расположен неподалеку от центра Брюсселя в симпатичном здании в стиле модерн, служившим в начале XX века помещением для текстильного универмага.

Центр Комиксов Брюсселя - здание

Знаменитый архитектор Виктор Орта, считающийся одним из основоположников ар-нуво, строил не только частные особняки и оранжереи. Он с большим удовольствием работал над общественными зданиями, одним из которых и стал магазин Magasins Waucquez, занимавшимся продажей текстиля. Возведенное в 1905 году, строение считается одной из известнейших работ Орта, хотя и не входит в список четырех его «произведений», охраняемых ЮНЕСКО.

Центр Комиксов Брюсселя - архитектура здания
Бельгийский центр комиксов - архитектура здания

Через 65 лет после строительства магазина владельцы помещения разорились, а само здание начало постепенно приходить в упадок. От сноса его спасло только участие Жана Делея, бывшего ученика Орта. 16 октября 1975 года строение признали охраняемым памятником, и оно попало под защиту государства. Тем не менее, в то время оно было в весьма плачевном состоянии, «благодаря» вандалам.

Бельгийский центр комиксов - открытие

6 октября 1989 года здание, пришедшее через двухлетнюю реконструкцию, вновь принимало посетителей. Правда, на сей раз в качестве Бельгийского центра комиксов. Открытие состоялось в присутствии короля Бодуэна I и королевы Фабиолы.

Центр Комиксов Брюсселя располагается в одном из старейших районов бельгийской столицы, неподалеку от исторической площади Гранд-плас и Королевского района. Это способствует постоянному потоку туристов - ежегодно музей посещает более 200 тысяч гостей.

Центр Комиксов Брюсселя - выставка истории комиксов
Центр Комиксов Брюсселя - деревня смурфиков

Многие считают страной, в которой комиксы пользуются самой высокой популярностью, США, но это не так - в Бельгии живет и работает более 700 авторов комиксов. С учетом площади государства - это самая высокая плотность художников на кв. километр. Здесь комикс превратился в полноценное искусство, которому уделяется немало внимания. А потому не удивительно, что музей, площадь которого составляет 4200 кв. метров, собрал обширную экспозицию - динамичную и увлекательную.

Центр Комиксов Брюсселя собирает все экспонаты, рассказывающие о развитии жанра в Европе - начиная с наскальной живописи и заканчивая современными цифровыми работами. Здесь можно познакомиться с регулярно обновляемыми выставками, знакомящими с искусством создания обложек, развитием жанров, процессом редактирования комиксов. Отдельные экспозиции посвящены знаменитым авторам. Например, создателю Смурфов Пейо. Кроме того, посетителей ждет музейная библиотека, в которой собрано более 3000 работ, написанных на 36 языках.

Центр Комиксов Брюсселя - Belgian Comic Strip Center

Часы работы:
ежедневно с 10:00 утра до 18:00 вечера.

Стоимость билетов:
Взрослые - 10,00€
Пенсионеры 65+ - 8,00€
Молодежь 12-25 лет - 7,00€
Дети до 12 лет - 3,50€

Адрес: Rue des Sables 20, 1000, Brussels

Маршрут Комиксов в Брюсселе проведет Вас вдоль нескольких стен и зданий по всей центральной части города, а также районов Laeken и Auderghem с огромными граффити самых популярных персонажей франко-бельгийских комиксов. Среди них Вам встретится Тинтин, Смурф, Астерикс, Лаки Люк, Гастон, Джил Джордан и многие другие. Проект был основан местными властями в 1991. Власти сотрудничали с бельгийским Центром Комиксов, чтобы почтить долгую историю Бельгийского искусства комиксов.

Комиксы — настоящая гордость Бельгии, оформившаяся в отдельное самостоятельное искусство. Здесь насчитывается более 700 авторов комиксов — больше чем в какой-либо другой стране мира. В бельгийской столице Вы можете найти десятки специализированных магазинов, статуй, граффити, баров и музеев, посвященными искусству. Больше нигде в этом мире комиксы так сильно не внедрены в действительность и в воображение людей.


В ранние десятилетия 20-го века комиксы не были автономными публикациями. Они издавались в газетах и еженедельных журналах, как эпизоды. В начале 1900-х появились первые популярные французские комиксы, включая Becassine и Les Pieds Nickeles. Первое крупномасштабное производство комиксов в Бельгии началось во второй половине 1920-х. Во время этого периода в Бельгии были созданы многие молодежные журналы, как Zonneland и Petits Belges.


Одним из самых ранних легендарных бельгийских комиксов были Приключения Тинтина от Жоржа Реми, изданные в 1929. В 1934 венгр Пол Винклер начал издавать приключения Микки-Мауса, очень быстро ставшие популярными. Успех этой инициативы вдохновил других издателей запускать периодические издания. Появились сотни журналов, печатающих главным образом импортный материал. Ведущий комический журнал Spirou был запущен как раз в этот период.


Когда началась Вторая мировая война, возможность импортировать американские комиксы исчезла. Это дало шанс многим молодым художникам показать себя в мире мультипликации. Сначала они продолжили незаконченные американские истории Супермена и Флэша Гордона, но позже начали создавать их собственных героев и истории. За следующие 50 лет развился мощный внутренний рынок, поддержанный десятками издателей.













Сегодня франко-бельгийские комиксы переведены на большинстве европейских языков, а некоторые из них пользуются даже международным успехом.

Музей комиксов - Belgisch Stripcentrum. Экспозиция музея посвящена истории комикса от истоков до наших дней. В здании Waucquez Warehouse , построенном в 1906 году Виктором Ортой (Victor Horta) , на тёх этажах разместилась экспозиция, представляющая комиксы более 650 художников. В музее хранятся не только иллюстрации с изображением самых известных героев, но также подшивки старых комиксов и инструменты художников. Здесь можно проследить все ступени развития комикса, коллекция со держит более 25000 работ, в том числе около 400 работ только бельгийца Жоржа Реми (Эрже) , придумавшего известного героя комиксов Тинтина. Кроме того, в музее стоит посетить выставку, посвященную мультипликационному искусству (или другие временные выставки), а также полистать комиксы в библиотеке.

Комиксы стали популярны в Бельгии еще в 1908 году. Все началось с комикса «Малыш Немо». А после второй мировой войны бельгийские комиксы заслуженно признали лучшими в мире. С тех пор газеты, детские книжки и графические книги остаются важной статьей городского бюджета. После Второй Мировой войны появилось много комических художников, создавших многочисленных комических персонажей, из которых наиболее известен Тинтин, придуманных Жоржем Реми (Эрже). Тинтин самый известный бельгийский герой, свой путь он начал как черно-белый карандашный рисунок. Сегодня о нем с его верной собачкой Сноу знают во всей Европе. Ежегодный тираж бельгийских комиксов 22 миллиона экземпляров, они продаются больше чем в 30 странах. Музей открыт ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00, входная плата составляет 8 Евро. Также закрыт 25/12 и 01/01. Все пояснительные тексты - в основном на французском, на английском мало. Но посетителям бесплатно выдают путеводитель по музею, там есть английский вариант. Русского нет. Войти в читальный зал можно по входному билету. В библиотеку и архив пускают с 16 лет и за отдельную плату - 1,2 Евро. При музее есть закусочная (Horta Brasserie) и книжный магазин Slumberland Bookshop (www.slumberlandbd.com). Создавать комиксы самому можно научиться на недельных курсах, проходят они тут летом и стоят что-то около 200 Евро. С 1991 года Бельгийским Центром Комиксов был организован так называемый Комический Маршрут - он включает 22 фасада и городские стены, расписанные ведущими бельгийскими комическими художниками.

В ходе него даются пояснения. Однако на самом деле таких рисунков уже намного больше. Да и платную экскурсию для их осмотра брать вовсе не обязательно. Используя эту карту во время самостоятельной прогулки по Брюсселю можно изучить эти несколько десятков комиксов, изображенных прямо на фасадах городских зданий.

Zandstraat, Rue des Sables 20

Этот знаменитый герой объездил почти всю планету, побывал на Луне, искал артефакты, сражался с преступниками разных мастей и всегда выходил победителем из самых опасных ситуаций. И нет, речь не о Джеймсе Бонде. Мы говорим о знаменитом репортёре Тинтине, которого придумал бельгийский комиксист Эрже.

Для одних слово «репортёр» - практически ругательство. Для других - просто обозначение работы. Для героя нашей статьи это истинное призвание, способ сделать мир лучше и возможность по-настоящему помогать людям.

От бойскаута до антикоммуниста

Настоящее имя Эрже, создателя Тинтина - Жорж Проспер Реми. Он родился в бельгийском городке Эттербеек 22 мая 1907 года. Страстью к рисованию Жорж заразился ещё в детстве и в своих школьных тетрадях делал множество зарисовок, постепенно набивая руку и вырабатывая свой собственный стиль. Рисунки Жорж подписывал инициалами R.G. (Эрже) - так родился его знаменитый псевдоним. Постепенно это имя стало известным. Уже в 19 лет Реми пригласили рисовать для газеты Vingtième Siècle («XX век»). Спустя два года, в специальном детском приложении этой газеты, начали выходить рисованные истории о бойскауте Тоторе, а 10 января 1929 года стартовал «Тинтин».

Имя этого героя означает «чубчик» - в честь его причёски, и по-французски правильно произносится «Тэнтэн». До того, как придумать Тинтина, Эрже рисовал комиксы о бойскауте Тоторе, которые печатались в газете для детей с 1926 по 1929 год. Создавая нового героя, которого Эрже отчасти списал с себя, художник руководствовался прошлыми наработками, так что Тинтину перешли «по наследству» многие черты Тотора. Оба они сильные, ловкие, выносливые, постоянно попадают в переделки и даже внешне здорово похожи друг на друга.

Эрже, «папа» Тинтина

Первая часть нового комикса Эрже, «Тинтин в стране Советов», увидела свет в журнале для детей Le Petit Vingtième. Комикс публиковался там с 10 января 1929 года по 11 мая 1930-го. В том же году он был переиздан в форме полноценного альбома - кстати, единственного чёрно-белого во всём цикле о приключениях бельгийского репортёра. Дело в том, что Эрже был довольно невысокого мнения о своей дебютной работе, а потому отказался от её колоризации.

События первого выпуска незамысловаты - Тинтина преследуют убийцы, он от них ускользает, и это повторяется по кругу. Главного героя нам показывают как человека, презирающего опасность, справедливого, честного, но в то же время хитрого. Его похождения - это чистое развлечение, которое не наталкивает ни на какие выводы и размышления.

Выпуск отличался весьма неприглядным графическим стилем и крайне предвзятым отношением к культуре описываемой страны, но тем не менее пользовался у читателей довольно солидным успехом. Работа делалась на заказ для редактора газеты Норбера Валле, который был ярым антикоммунистом и симпатизировал фашизму Муссолини, потому сейчас она воспринимается как откровенная и неумная пропаганда.

Эволюция Тинтина

Во втором выпуске Тинтин отправился в Конго - и это также была простая авантюрная история. Но, начиная с третьего альбома серии, «Тинтин в Америке», Эрже стал делать свои сюжеты гораздо многослойнее, наполняя их более сложными элементами. Он начал преподносить приключения репортёра не как простую череду событий, а как «вопрос и ответ» или «загадку и объяснение». Каждый комикс о бельгийском репортёре содержит в себе тайну, которую герой и читатель разгадывают вместе. И путь к решению никогда не даётся легко. Опасности вроде погонь, драк и перестрелок здесь не просто дань занимательности - это препятствия на пути к новым ключам для решения головоломки.

Помимо прочего, автор стал прививать читателям любознательность и уважение к чужой культуре. Тинтин внимательно читает попадающиеся ему книги, свитки и рукописи, изучает древности и вообще выказывает крайнюю пытливость ума.



Тинтин побывал, пожалуй, в большем числе стран, чем Индиана Джонс

В годы немецкой оккупации Бельгии газета «XX век» закрылась, и Эрже устроился в издание под названием «Вечерняя газета», где также было специальное приложение для детей. Именно там продолжили выходить комиксы о Тинтине, в том числе «Загадочная звезда» (1942), имевшая намёк на антисемитизм. Отчасти из-за этого в 1944 году, когда немцы оставили Брюссель, Эрже был арестован по обвинению в коллаборационизме. Его скоро выпустили, но пару лет он был в опале.

Наконец, в 1946-м с Эрже сняли все обвинения, что позволило ему вернуться к работе. 26 сентября 1946 года вышел в свет первый номер журнала «Тинтин», где Эрже был художественным директором. За несколько лет издание стало самым популярным у бельгийских поклонников комиксов.

Эрже постепенно делал своего героя более человечным и реалистичным. Тинтин стал внимательным к чужим проблемам и несчастьям, помогая по ходу своих приключений многим людям. Эрже наделил героя милосердием, которое никогда не позволяло Тинтину опуститься до уровня злодеев, встречающихся на его пути.

Но, как ни печально, в своих поздних приключениях Тинтин вновь изменился, и не в лучшую сторону. Не постарев ни на день внешне, внутри он явно состарился и устал от приключений. И всё чаще читателей навещала мысль, что герою (или автору?) пора на покой…

А однажды героев комикса занесло и на Луну.

Кроме «Тинтина», из-под пера художника выходили и другие комиксы: «Квик и Флюпке», «Пополь», истории о Джо, Зетте и Жоко. Однако именно благодаря Тинтину Эрже приобрёл невероятную популярность у себя на родине, а затем и во всём мире. В последние годы жизни художник постоянно работал над усовершенствованием уже готовых альбомов, придумывал сюжеты для новых историй, старался полностью посвящать себя работе. Эрже был тяжело болен и в 1983 году скончался от лейкемии, не успев завершить последний альбом о Тинтине.

Эрже оставил после себя огромное творческое наследие, создал новую технику рисования, известную как «чистая линия», и подарил миру одного из самых знаменитых героев комиксов. В Брюсселе есть памятник Тинтину, в метро можно увидеть фрески с его изображением, а в городе Лувен-Ла-Нёв посетить музей Эрже. С 2001 года Тинтин и Милу стали официальными символами столицы Бельгии.

Друзья и враги Тинтина

Не только сам Тинтин, но и второстепенные герои комиксов о нём, его друзья и враги, наделены яркими характерами. Это выделяет их из легионов картонных персонажей, которыми полны многие комиксы.

Первый и главный спутник Тинтина - фокстерьер Милу , который понимает героя без слов и помогает ему выпутываться из передряг. При этом пёсик мысленно комментирует действия Тинтина - довольно иронично. Считается, что Эрже назвал Милу в честь своей подружки. В английском переводе имя собаки было изменено на Сноуи (Снежок), в России его обычно называют Мелок. В более поздних выпусках комикса Милу отошёл на второй план, а место постоянного спутника героя и его язвительного комментатора занял морской капитан Арчибальд Хэддок

Тинтин и Милу в поисках неприятностей

Хэддок - очень противоречивый персонаж, судьба которого полна сомнительных эпизодов. Изначально представленный как опустившийся любитель выпивки, в более поздних альбомах Хэддок стал владельцем фамильного поместья Муленсар (Марлинспайк) и президентом «Общества трезвости моряков».

Взаимоотношения Тинтина с Хэддоком позволили Эрже создавать своеобразный контраст между «правильным» и «неправильным» поведением. Тинтин - абсолютно положительный, непогрешимый герой. Хэддок же чаще всего выступает как довольно циничный и даже неприятный тип. Так, он постоянно выдаёт замысловатые ругательства, нередко выпивает, ввязывается в бессмысленные потасовки и вообще пребывает в довольно мрачном, сварливом настроении.

Со временем, правда, Хэддок стал более добродушным. Но изощрённо ругаться не перестал - поклонники серии даже составили специальный словарь брани капитана Хэддока, куда вошли сто девяносто два затейливых выражения вроде «Миллиарды синих блестящих ракушек!» или «Межпланетный козёл!».

Речь капитана Хэддока - настоящая музыка для ушей!

Довольно колоритны и другие постоянные персонажи, полицейские Дюпон и Дюпонн (в английской версии Томсон и Томпсон ), вроде бы положительные герои, которые тем не менее постоянно мешают Тинтину докапываться до истины. Эта парочка имеет дурную привычку срывать любой план. Их действия (или бездействие) порой обходятся Тинтину очень дорого. Туповатые полицейские ошибочно подозревают Тинтина в совершении преступлений и арестовывают его в самый неподходящий момент, а порой из-за своей опрометчивости даже подвергают его жизнь серьёзному риску. В общем, с такими «друзьями» и врагов не надо…

«Настоящие» детективы: неумны и непроницательны

А врагов у Тинтина в достатке. Самый давний и последовательный из них - американский миллионер Растопопулос , в погоне за наживой способный на любое преступление. Впервые появившись в альбоме «Сигары фараона» (1934) как владелец киностудии «Космос», Растопопулос сразу проявляет по отношению к Тинтину неприкрытую враждебность. Этот человек - своего рода профессор Мориарти комиксов о Тинтине. Он владеет огромным состоянием, занимается продажей наркотиков, работорговлей, контрабандой артефактов, похищениями людей и прочими гнусностями. Если в «Приключениях Тинтина» происходит какое-либо преступление, то можно почти наверняка предположить, что за ним стоит Растопопулос.

Представленный Эрже как карикатура на бездушных толстосумов, Растопопулос стал не только главным врагом Тинтина, но и одним из самых известных злодеев европейских комиксов вообще.

Растапопулос - почти Доктор Зло

Помимо друзей и врагов Тинтина, в серии немало и других любопытных персонажей.

Например, создатель множества удивительных изобретений профессор Турнесоль (в английской версии Катберт Калькулюс, в русской - Лакмус), благодаря которому Тинтин смог слетать на Луну. Знаток химии и биолокации, Турнесоль не раз выручает Тинтина из неприятностей, хотя чаще приходится спасать именно этого гениального, но рассеянного учёного. Всегда верный науке, бесконечно эмоциональный, слегка глуховатый и упрямый, профессор ничуть не изменился с первого своего появления в альбоме «Сокровища Кровавого Ракхама» (1944) и стал украшением серии.

Прототипом Турнесоля послужил знаменитый инженер Огюст Пиккар, изобретатель стратостата и батискафа

Основной женский персонаж серии - всемирно известная оперная певица Бьянка Кастафиоре по прозвищу «Миланская соловушка», предмет воздыханий профессора Турнесоля.

Эта любительница драгоценностей и авантюр - храбрая женщина и верный друг. Хотя сам Эрже оперу не выносил, Бьянка была одним из его любимых персонажей. Впрочем, в комиксе Эрже передал свою нелюбовь к опере капитану Хэддоку, который, стоит Бьянке запеть, сразу затыкает уши, сопровождая это язвительными комментариями. Певица в ответ дразнит Хэддока, коверкая его имя.

Дива Бьянка, восхитительная и напыщенная. Её именем даже назвали настоящий астероид

Экранизации Тинтина

Успех серии о Тинтине не мог не привлечь внимания кинематографистов. Помимо известной компьютерной анимации, снятой Стивеном Спилбергом, есть ещё пять фильмов и два мультсериал. И это не считая двух документальных лент про Эрже и его творение.

«Краб с золотой клешней» (Бельгия, 1947)

Кукольный мультфильм, экранизация одноимённого альбома (1941). Пустыня Сахара, бандиты, опиум в банках из-под крабов, перестрелки и погони. И очень приятная анимация, неуловимо напоминающая о советских мультфильмах про Чебурашку.

«Приключения Тинтина» Эрже» (1959 - 1964)

Мультсериал, упрощённая адаптация всех вышедших на тот момент альбомов о Тинтине. 103 пятиминутных эпизода.

«Тинтин и загадка золотого руна» (1961)

Первый игровой фильм о Тинтине, повествующий о том, как капитан Хэддок получил в наследство корабль «Золотое руно». С этим кораблём связана история о сокровищах, так что, заручившись помощью Тинтина, капитан начинает расследование, которое становится тем опаснее, чем больше узнают наши герои. Фильм в России практически неизвестен, что печально - он имеет все шансы понравиться юному зрителю.


«Тинтин и синие апельсины» (1964)

Игровой фильм, продолжение «Золотого руна». Профессор Турнесоль пытается привлечь внимание общественности и правительства к проблеме голода на планете. После чего профессор получает письмо от некоего доктора Заламеи вместе с загадочным синим апельсином. Той же ночью к профессору врываются неизвестные и похищают апельсин. Турнесоль, Хэддок и Тинтин отправляются в Валенсию, чтобы сообщить Заламеи, что его посылка украдена. Сами того не ведая, герои ввязываются в очередное опасное приключение…


«Тинтин и храм солнца» (1969)

Полнометражный мультфильм, рассказывающий о том, как профессор Турнесоль, случайно нацепив браслет южноамериканской мумии, становится целью для потомков древних инков. Тинтин отправляется в опасное путешествие, чтобы вызволить профессора из плена.


«Тинтин и озеро акул» (1972)

Полнометражный мультфильм. Отправившись в гости к профессору Турнесолю, Тинтин и не подозревал, что ему придётся столкнуться с очень подозрительными происшествиями. Очередное приключение приводит Тинтина в логово бандитов на дне озера.


«Приключения Тинтина» (1991 - 1992)

Мультсериал из 39 получасовых эпизодов, где экранизированы все вышедшие на тот момент выпуски комикса. Отличается крайне внимательным и бережным отношением к первоисточнику.


«Приключения Тинтина: Тайна Единорога» (2011)

Полнометражная 3D-компьютерная анимация Стивена Спилберга, снятая в технологии motion capture. Адаптация сразу трёх альбомов о Тинтине: «Секрет Единорога», «Сокровища Кровавого Ракхама» и «Краб с золотыми клешнями». Планируется ещё два таких фильма о Тинтине, следующий должен снять Питер Джексон.

Кстати, вопреки слухам, Тинтин не был прототипом Индианы Джонса. Спилберг прочитал комиксы Эрже уже после того, как выпустил свою кинотрилогию, но они ему действительно понравились. А Эрже, в свою очередь, всегда восхищался Спилбергом и был уверен, что именно творец «Индианы Джонса» сможет по-настоящему оживить его героя на большом экране.


***

Существует немало комиксов, наполненных погонями, схватками, перестрелками, тайнами и путешествиями. Но среди множества авантюр лишь серия о Тинтине смогла завоевать столь широкое мировое признание и любовь у самой разнообразной публики. Ведь, кроме приключений, Эрже вложил в своё творение здоровое чувство юмора, искреннюю любовь к искусству, уважение к культуре и стремление к справедливости.