Вагон-купе. Как найти свое место? Какие бывают вагоны Какие верхние боковые места лучше

Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.

Сидячий вагон

В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных и . При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.

Скоростной поезд «Стриж», вагон 1-го класса

Плацкартный вагон

Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.

Плацкартный вагон в фирменном поезде ОАО «РЖД»

Общий вагон

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.

Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.

Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.

Купейный вагон

В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37-38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.

В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.

Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.

Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.

Купе в вагоне частного перевозчика АО «ТКС»

Вагон люкс (СВ)

СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Но есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.

По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье). Например, у перевозчика АО «ТКС» качественные вагоны и высокий уровень сервиса.

Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже самолета на аналогичное расстояние.

Вагон люкс (СВ) частного перевозчика АО «ТКС»

Мягкий вагон

В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.

Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.

Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.

Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс».

Вагон международного сообщения с 4-местными купе

По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей (к примеру, табло с бегущей строкой в коридоре).

Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.

Четырехместное купе в поезде Москва — Ницца. Фотография взята с сайта ОАО «РЖД»

Вагон международного сообщения с 3-местными купе

В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.

По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.

Ехать в таком купе приятно только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.

Большинство жителей нашей страны предпочитают ездить именно в плацкартных вагонах РЖД. Это неудивительно: плацкарт дает возможность добраться до нужного места, сэкономив. Интересно, что плацкартные вагоны курсируют только по российским железным дорогам. Иностранцам такие поезда кажутся весьма диковинными. В отличие от купе, плацкартные вагоны бывает не очень хорошими. Опытные путешественники прекрасно знают, какие места следует предпочесть, чтобы путешествие прошло в максимально комфортабельных условиях.

Итак, вы решили купить жд билеты. Какие же места выбрать?

Самыми лучшими считаются места с первое по четвертому. Почему? Все очень просто. Аналогичные места 53 и 54 практически не встречаются в продаже: как правило, на них располагаются одеяла. Поэтому те, кто будут ехать на первых местах плацкарта, обойдутся без соседей, а значит, условия их поездки можно сравнить с условиями в купейном вагоне. Кроме того, рядом располагается место проводника, а это значит, что расположенный рядом туалет будет чистым и вам не придется мучиться от неприятного запаха. Наконец, неподалеку от вас будет котел, и вам не придется осторожно нести через весь вагон стакан с кипятком. Да и вещи долго нести не придется: по прибытии вам будет достаточно сделать пару шагов. Таким образом, нужно стремиться покупать билеты именно не первые четыре места плацкартного вагона. К сожалению, знают об этом многие путешественники, поэтому билеты на эти места расходятся в первую очередь и чтобы купить их придется постараться.

Далее в нашем рейтинге уровня комфортабельности расположились места, которые имеют номера с 5 по 32. Сюда относятся все места, кроме боковушек, которые находятся не около туалета. Просто неплохие места в плацкарте, которые достаточно удобны и позволяют добраться до места назначения в относительно комфортных условиях.

На третьем месте находятся боковые места с 33 по 36 и боковые места, которые находятся не около уборных.

Кстати, многие предпочитают избегать боковых мест. Почему? Вот главные недостатки «боковушек»:

Спать и есть нужно на одном и том же месте: нижняя постель трансформируется в стол. Поэтому если сверху и снизу едут незнакомые люди, могут возникать конфликты. Если пассажир с нижнего места решит вздремнуть, тому, кто едет на верхней полке, придется искать, где выпить чаю или перекусить;

Обитателей «боковушек» то и дело задевают соседи по вагону. Поэтому выспаться не получится. Особенно сильно «достается» от детей, которые выплескивают энергию, бегая по вагону;

Во время сна голова одного пассажира находится неподалеку от ног другого, что также причиняет некоторые физические и моральные неудобства;

Спальное место имеет небольшую длину, поэтому высоким людям будет непросто расположиться с комфортом и удобством.

Места, которые расположены неподалеку от уборной (с 33 по 36) также выбирать не стоит. Недостатки этих мест связаны с наличием туалетной комнаты. Двери в туалет на протяжении пути постоянно будут то открываться, то закрываться. Это не дает не только уснуть, но и отдохнуть. К тому же, несмотря на существующие запреты, некоторые пассажиры продолжают курить в туалете, поэтому люди, которые будут ехать на местах 33, 34, 35 и 36 будут страдать от неприятного запаха. Да и в целом запахи, которые исходят от уборной даже тогда, когда там никто не курит, могут мешать нормально поесть.

Какой вариант предпочесть, если лучшие места заняты? Ответить непросто. Следует лишь учитывать, что самые плохие места - это боковушки, расположенные около уборной. Такие места обычно дольше всего остаются незабронированными.

Резюмируя, перечислим главные недостатки и преимущества верхних и нижних полок:

На верхних полках можно хорошенько выспаться. Вам не придется уступать место пассажирам, которые хотят поесть;

Под нижние полки проще спрятать багаж. К тому же, вам будет легче доставать сумки;

Нижние полки более безопасные. Особенно это важно для пассажиров, которые едут вместе с детьми;

Пожилым людям и беременным женщинам бывает непросто забраться на верхнюю полку.

Плацкартный вагон состоит из 9 незакрывающихся купе и 54 спальных мест.

Каждое купе состоит из 4 полок – две нижние и две верхние.

Напротив купе располагаются два боковых места – нижнее и верхнее.

Каждый вагон оборудован двумя туалетами с раковинами, находящимися в начале и конце вагона, титаном для нагрева воды и двумя тамбурами, один из которых предназначен для курения.

Посмотреть как выглядит вагон типа «плацкарт» в поезде можно .

Нумерация нижних и верхних полок

Если вы едете вдвоем, то одному из пассажиров лучше всего занять полку снизу, а другому – полку над ней. Так вам будет комфортнее и спокойнее, ведь со знакомым человеком всегда проще договориться о бытовых мелочах во время пути.

Боковые места и купе

Если ваша поездка по времени составляет меньше суток, и спать во время путешествия вы не планируете, то можно выбрать . Билеты на них, как правило, стоят меньше. К боковым относятся места с 37 по 54. Целесообразно брать боковые места также и тем, кто путешествует вдвоем. Вам не придется делить столик с незнакомым человеком и волноваться о своем и его удобстве.

Планируете дальнее путешествие? Тогда лучше всего выбирать 4-местное купе. Их нумерация – с 1 по 36. Такое купе также лучше выбрать людям с высоким ростом. Если на боковом сидении лежа ноги вытянуть просто невозможно из-за продольного расположения полки, то в 4-местном купе можно свободно вытянуть ноги во всю длину, если, конечно, вас не смущает возможность того, что их постоянно будут задевать мимо проходящие пассажиры.

Расположение тамбуров, туалетов и комнаты проводников

Один туалет находится в конце вагона, другой – вначале. Если вам важно нахождение рядом туалета, то стоит выбрать отсек в соответствии с его расположением.

Курить в поезде разрешается исключительно в специально отведенном для этого месте – тамбуре. Для курящих пассажиров выделяется тамбур, находящийся в хвосте вагона. В тамбуре, расположенном вначале, курить запрещено.

Купе проводников находится вначале вагона, рядом с первыми пассажирскими местами. Покупая полку рядом с таким купе, вы всегда сможете быстро получить от работников РЖД интересующую информацию.

  1. Самые лучшие места – 1, 2, 3 и 4.
    • Первая причина : они ближе всех расположены к купе, в котором едут проводники. А это значит, что в случае непредвиденных обстоятельств и проблем вы всегда сможете обратиться за помощью к работникам поезда.
    • Вторая причина : боковой отсек, находящийся напротив, чаще всего остается без пассажиров, так как в нем хранятся одеяла и постельное белье. Это значит, что в таком отсеке не будет соседей напротив, что делает его по удобству похожим на закрытое купе.
    • Третья причина – шаговая доступность котла с водой и тамбура с окном, где пассажир всегда может побыть в уединении, посмотреть в окно и размять ноги.
  2. Вторые по популярности среди пассажиров и по удобству считаются 4-местные отсеки в середине выгона – это места с 14 по 27. На этих полках будет удобно тем, что вам не придется просыпаться от звуков хлопающих дверей туалета и вдыхать табачных запах, доносящийся из тамбура для курящих.

На какие не стоит покупать билет?

Самые неудобные полки – с 33 по 37. Это места, расположенные рядом с туалетом и тамбуром для курящих. Вся поездка будет сопровождаться клацаньем дверей, неприятными запахами и хождением мимо вас пассажиров.

Верхняя полка под номером 36 не имеет поручня для залезания наверх.

Не стоит выбирать для дальнего путешествия 4 и 6 отсеки (13-16, 21-24, 43-44 и 47-48 места). В этих отсеках расположены аварийные выходы.

С точки зрения безопасности это может быть плюсом, так как при пожаре состава или аварии вы сможете первыми выбраться наружу.

С точки зрения удобства такие места не всегда бывают комфортными: окна в них не открываются, что может сделать путешествие в жаркую погоду невыносимым.

СПРАВКА: Длина полок на местах 1, 2, 35 и 36 укорочены на 15 см. Высоким пассажирам будет неудобно спать на таких полках.

Отсеки, которые стоит предпочесть семье с ребенком

Для пассажиров с детьми лучше всего выбирать 4-местные отсеки. Ребенка рекомендуется расположить на нижней полке, так как верхняя может быть для него небезопасна, ведь для того, чтобы взобраться на нее, потребуется определенная сноровка и физическая сила.

Стоит отметить, что детям до 5 лет предоставляется бесплатный проезд. Однако отдельной полки для них при этом не предусмотрено. Это значит, что родителю с ребенком придется делить одну полку на двоих. В этом случае рекомендуется выбирать нижнюю койку в 4-местном купе. Не самое лучшее место для пассажира с маленьким ребенком – это . В этом случае столик придется делить на троих.

Для пожилых людей

Пожилым людям лучше всего выбирать поближе к началу вагона. В таком случае у пассажиров будет в шаговой доступности все необходимое: проводники, туалет, тамбур и котел с горячей водой.

Не стоит выбирать места с аварийными выходами (отсеки 4 и 6), так как летом в них может быть слишком душно. Зимой, напротив, такие купе могут быть самыми теплыми. .

Тем, кто плохо переносит длительные поездки, следует выбирать места в середине выгона – там меньше всего укачивает и не трясет.

Какие места стоит брать молодежи?

При покупке билета многие молодые люди хотят выбрать место, оснащенное розетками. Если путь дальний, то без дополнительной подзарядки телефона или ноутбука бывает не обойтись. рядом с котлом горячей воды в начале выгона и во 2 и 8 отсеках (места 39-40 и 51-52).

Как купить билет со скидкой?

Поездка в плацкартном выгоне поезда может стать дешевле, если купить билеты на самые невостребованные места – секцию рядом с туалетом. В нее входят места с 33 по 38. Скидки на такие полки могут доходить до 30%. Также скидка предоставляется на верхние полки и .

Чтобы сэкономить на поездке, следует заранее покупать билеты. В продажу они поступают за 45 дней до даты рейса. Так вы сможете приобрести билет практически за половину стоимости его изначальной цены.

При выборе места в плацкартном вагоне поезда важно учитывать дальность поездки, свое самочувствие и личные предпочтения. О билетах лучше позаботиться заранее, чтобы выбрать самое удобное и безопасное место.

Путешествие в плацкартном поезде — это одно из самых распространенных видов передвижения у россиян. Отметим, что плацкартный поезд — это особенность именно российских железных дорог. И в отличие от тех же купейных, плацкартные места бывают хорошие и не очень. Опытные путешественники знают о плацкартных поездах достаточно много и выбирают места исходя из личного опыта. Однако, для тех, кто не знает какие места являются самыми лучшими в плацкартном вагоне написана данная статья.

План плацкартного вагона — схема мест в плацкартном вагоне

Лучшие места согласно данной схемы — это места 1, 2, 3, 4 (отмечены светло зеленым). Лучшие они по следующим причинам:

Места 53 и 54 практически всегда недоступны для продажи — видимо, это какой-то резерв. По крайне мере не них чаще всего располагается склад одеял. А значит те, кто едут в первой секции не имеют боковых соседей — почти купе. Кроме того, совсем рядом расположено купе проводника, что не только говорит об удобстве, но и о том, что рядом расположенный туалет будет чистым или по крайне мере без запаха. Кроме того, рядом расположен котел с горячей водой, что особенно полезно при приготовлении чая и еды, так как меньше риск что-то пролить. Также рядом с бойлером расположено окно, в которое можно посмотреть и размять ноги. В конце концов из первой секции можно раньше выйти и вещи нести ближе всего. В общем места 1, 2, 3 и 4 — это лучшие места в плацкартном вагоне . Именно поэтому они достаточно часто заняты, ведь их покупают в первую очередь именно опытные путешественники на плацкартных поездах.

Второе место занимают места: с 5 по 32 включительно. Это все не боковые места, кроме первой и последней секции. Это просто хорошие плацкартные места. На схеме они отмечены желтым цветом.

Третье место делят не боковые места у туалета (33, 34, 35, 36) и «боковушки» не у туалета (с 39 по 52 включительно). Тут вопрос выбора, ведь «боковушки» имеют свои недостатки, а места в последней секции — свои.

Что плохого в боковых местах:

  • Место сна и место еды — это одно и то же место, так как нижнее спальное место трансформируется в стол. Это неудобно, особенно если на верхней и нижней полках едут незнакомые люди.
  • Проходящие мимо постоянно задевают пассажира «боковушки», что не позволяет комфортно спать. Если в поезде есть дети, то они также часто дотрагиваются, не позволяя расслабиться.
  • В случае отдыха пассажиров не боковушек ноги обязательно будут находится близко к лицу того, кто располагается на боковушке, что может не позволить уснуть или просто отдохнуть.
  • Ограниченная длина спального места не позволяет людям с большим ростом вытянуться и спокойно поспать

Не боковые места у туалета (33, 34, 35, 36) также имеют свои недостатки, которые связаны в первую очередь с наличием туалета:

  • дверь в туалет постоянно открывается — закрывается, это не позволяет не только отдохнуть, но и зачастую просто заснуть
  • запах, который исходит из туалета не позволяет поесть

Какой вариант хуже — личный выбор каждого.

Однозначно самый плохой вариант — это боковые места у туалета (37 и 38 места). Они сочетают в себе недостатки как «боковушек», так и мест у туалета. Такие места покупают в самую последнюю очередь.

Отдельно стоит поговорить о верхних и нижних местах. Тут однозначного мнения нет. Перечислим плюсы и минусы верхних и нижних мест.

  • Верхние места позволяют отдохнуть и выспаться, не отвлекаясь на перерывы на обед соседей. Те, кто едут на нижних местах должны уступать место тем, кто хочет покушать с верхних полок.
  • Под нижние места можно убрать багаж, не опасаясь за его безопасность. Дотянуться до третьей полки могут не все и тяжелые вещи туда действительно тяжело поставить. Однако так бывает, что в нижнюю полку помещаются вещи обоих пассажиров.
  • На нижних местах безопаснее спать детям, так как они оттуда не упадут. На верхних местах в вагонах сделаны специальные ограждения, препятствующие падению.
  • Забраться на верхнюю полку бывает достаточно сложно, особенно людям в возрасте и женщинам. Но детям больше нравится спать именно сверху.

Больше всего верхние места предпочитают именно мужчины, которые хотят выспаться или просто отдохнуть, так как забраться на верхнюю полку для мужчин не составляет труда, и соседи не беспокоят, когда хотят поесть.

Конечно же, любое путешествие всегда начинается именно с дороги. К сожалению, выбрать соседей мы не можем, но вот выбрать место вполне возможно. В данной статье мы расскажем о том, как выбрать комфортное место в поезде.

Выбираем место в вагоне

При выборе места в поезде обратите внимание на следующие рекомендации:

  1. Не рекомендуется выбирать 9 купе (около туалета), а также 1 купе, около проводника и второго туалета. Практически всегда билеты на эти места продаются с огромным трудом, так как они считаются не удобными.«А какие же места рекомендуется покупать?» — спросите вы. Так вот, более удобными местами являются нижние места. У нижних полок всегда нечетная нумерация. Такие полки будут намного удобнее и безопаснее верхних полок.
  2. Если вы выбираете место в купейном вагоне, то не рекомендуем покупать места в третьем и шестом купе. Дело в том, что такие купе являются обустроенными аварийными выходами, и окна в них открыть не получится. Вряд ли в купе с закрытыми окнами вам будет комфортно, особенно если речь идет о поездке в летнее время года. Обратите внимание, что так же, как и в купейных вагонах, места, которые находятся около туалета являются не комфортными.Конечно же, комфортной поездка будет, если вы купите билет на нижнюю полку или на полку в купейном вагоне. Также хорошим вариантом будут боковые места. Однако боковые места зачастую покупают тогда, когда нет билетов на нижние полки.
  3. Последняя верхняя полка в плацкартном вагоне имеет существенные отличия от других верхних полок тем, что у него есть перегородка. Если у вас высокий рост, то вам на такой полке будет очень неудобно. Также у такого места нет ступеньки, с помощью которой можно будет забраться на полку. Места № 1, 2, 35 и 36 немного короче других, что вряд ли понравится людям с высоким ростом. Самые обычные размеры нижней полки в вагоне - 177 см, а верхней - 167 см. Ширина - 60 см.
  4. Очень многие задаются вопросом: « Как же купить место около розетки?». Однако вряд ли он будет работать. В купе они находятся между 3-им и 4-ым купе, а также между 7-ым и 8-ым.
  5. В плацкарте розетки можно найти возле мест 5,7,8,9,29,30,31,32,41,42,59,60, а в также в самом хвосте вагона возле с туалета. Однако места в самом хвосте вагона покупать не рекомендуем, ведь помимо туалета там еще и мусорный пакет. Однако подготовьтесь к тому, что по вашему месту все будут носиться и постоянно просить зарядить телефон.

Как вы видите, найти хорошее место в вагоне будет очень легко. Придерживайтесь вышенаписанных рекомендаций, и ваша поездка в поезде пройдет максимально комфортно.

Похожие материалы