Путешествия от а до я. Путешествия от а до я Одно из чудес света фаросский маяк

Дарья Нессель | Окт 10, 2017

Александрийский маяк , построенный на Фаросе, – небоскрёб древности, равный которому смогли создать только через 16 веков. За его небывалую высоту больше 100 м считается одним из .

Александрийский маяк - наблюдательный форпост

В 332 году до н.э. в устье реки Нил, на косе, впадающей в Средиземное море, Александр Македонский основал столицу своей империи в Египте и назвал её Александрией. Предусмотрительный завоеватель выбирал место, чтобы оно было удобной гаванью на перекрёстке водных путей, неуязвимо с суши и не испытывало недостатка в воде в засушливом африканском климате.

Пустыня, простирающаяся на тысячу миль южнее, озеро и один из рукавов дельты Нила подходили по всем условиям для начала постройки города.


Седьмое чудо света - Фаросский маяк.

Смерть Александра Великого через 9 лет не дала осуществить этот проект при его жизни. Диадох (военачальник) Птолемей I в результате раздела гигантской державы укрепился в Египте и реализовал задуманное Македонским.

Основатель рода, правившего в Египте около 300 лет, потомок греческого аристократа, соратник знаменитого полководца, умный и осторожный правитель, сумел похоронить Александра у себя, тем самым поставив своё царство в особое положение по сравнению с другими частями распавшейся империи.

Последняя представительница этой династии Клеопатра покончила с собой в Александрии после известия о гибели Марка Антония и разгроме египетских войск римскими легионерами.

Вложив немалые средства, он превратил это поселение в культурный центр цивилизации, где жили и работали выдающиеся философы, поэты, математики, скульпторы, такие как Эвклид, Герон, Константинос Кафавис.

Александрийская библиотека и Музейон появились во времена правления Птолемеев (соправителем Птолемея I был его сын).

Коммерческие суда с трёх континентов бросали свои якоря в акватории Александрии. Флот египтян был доминирующим на Средиземноморье. Требовался надёжный порт, каким и должна была стать столица.

Морские пути к Александрии проходили близко от опасных рифов, поэтому возведение маяка было необходимостью. Кроме этого, для защиты от нападения с моря нужен был наблюдательный форпост, так как равнинный характер местности не позволял увидеть неприятеля издалека.

Александрийский маяк.

Строительство Александрийского маяка

Александрийский маяк был возведён в сжатые сроки, всего за 5 лет (примерно 285 – 280 год до н.э.) и простоял почти десять столетий.

Такой короткий график объясняется благоприятными обстоятельствами, сложившимися в это период: достаточные финансовые и трудовые ресурсы и договора о ненападении, заключённые Птолемеем со своими врагами.

По свидетельству древнегреческого историка Плиния Старшего на Фаросский маяк было потрачено 800 талантов.

Побережье, на котором была основана Александрия, не имело естественного укрытия, поэтому для создания искусственной бухты были сооружены дамба и мол.

Дамба выполняла три функции:

  • делила акваторию на морскую и речную,
  • препятствовала заиливанию дна,
  • по ней происходило снабжение при дальнейшем обслуживании Александрийского маяка.

Мол защищал портовый комплекс от штормов и ураганов.

На восточном скалистом берегу Фароса на массивном гранитном основании со сторонами 180 на 130 метров была возведена трехъярусная крепость общей высотой по разным оценкам от 110 до 180 метров, обнесённая крепостной стеной.

Материалом для строительства служил гранит и известняк, облицованный мрамором.

  • Первый ярус представлял собой сооружение, высотой примерно с 20 - этажный дом, с квадратным основанием, имевшим периметр 120 метров, ориентированным по сторонам света.

На его плоской крыше возвышались четыре башни и статуи Тритонов (мифических полулюдей-полурыб, движением хвоста усмиряющих или вздымающих волны).

Внутри первого этажа был размещён гарнизон, охранявший Александрийский маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы пищи и воды на случай осады.


  • Второй, сорокаметровый ярус являл из себя восьмиугольную призму, ориентированную по направлению ветров. Внутри этого этажа, по предположению, был пандус, по которому поднимали топливо на верхний ярус.

По легенде на втором ярусе находились необыкновенные статуи: одна всегда показывала рукой на солнце и опускала её, когда оно заходило; другая – направление ветра; третья – время суток.

  • Последний ярус из 8 десятиметровых колонн, закрытых куполом, образовывал фонарь, внутри которого ночью горел огонь, а днём валил дым.

На крыше Фаросского маяка возвышалась лицом к морю семиметровая бронзовая статуя Посейдона, древнегреческого бога морей и океанов.

Пламя гигантского костра поддерживалось просмолёнными дровами круглые сутки, предупреждая моряков об отмелях, рифах и указывая дорогу к гавани. В туман и дождь при плохой видимости звук трубы извещал приближающиеся корабли о близости надёжной пристани.


Фаросский маяк.

В Александрийском маяке впервые была применена система зеркал (из отполированных металлических пластин), усиливающих свечение костра и создающих направленный луч, видимый за сотню километров. Он был так ярок, что во тьме походил на сияние звезды и иной раз сбивал мореплавателей с курса, прокладывавшим свой путь, ориентируясь по звёздному небосклону. Гений тамошних инженеров остался в названии современного оптического прибора: фара.

По завершении работ это грандиозное творение сразу было отнесено к чудесам света.

Спроектировал и отстроил Александрийский маяк архитектор и строитель Сострат из Книдии. Гордость за своё детище заставила его выбить на камнях фундамента собственное имя, чтобы сохранить его для будущих поколений. Надпись гласила, что он, Сострат из Книда, посвящает маяк богам - спасителям во славу мореходов.

Но монарх требовал, чтобы увековечили именно его. Находчивый зодчий замазал раствором начертанное им послание и поверху написал «Птолемей I Сотер». Прошли годы, штукатурка отпала, явив всем реального создателя чуда.

Упадок Александрийского маяка

Фаросский маяк был символом Александрии. Им восхищались, чеканили на деньгах, украшали вазы и кувшины, делали в качестве сувениров.

К XII в. конструкция пришла в упадок, корабли сюда уже не заходили из-за заиленности и смещения торговых маршрутов. Детали переплавили на мелкие денежные знаки.

В XIV в. новые подземные толчки окончательно уничтожили шедевр культуры и зодчества. На его руинах султан Кайт-бей построил бастион, который сохранился и до сих пор.

Теперь это укрепление является военно-морской базой.

Дайверы нашли остатки каменной кладки, частично затопленные после сейсмоактивности. Это послужило поводом для маленькой сенсации, подхваченной прессой.

Администрация Каира с 2015 года рассматривают возможность реконструкции Александрийского маяка.

В 332 году до н.э. Александр Македонский основал Александрию. В 290 году до н.э. правитель Птолемей I. приказал как можно быстрее возвести на небольшом островке Фарос маяк как символ города и береговой ориентир.

Фарос находился близ побережья Александрии - с материком его соединяла огромная искусственная перемычка (дамба), которая одновременно являлась частью городской гавани. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта - в нем преобладают равнины и низменности, и морякам для успешного плаванья всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Таким образом, функция строения на Фаросе была определена с самого начала. Собственно, маяк, именно как сооружение с системой, отражающих солнечный свет зеркал и сигнальными огнями на вершине, датируется примерно I веком н. э., что относится к временам уже римского господства. Однако Александрийский Маяк, служивший береговым знаком для мореплавателей, был возведен еще в IV веке до нашей эры.


Создал маяк архитектор Сострат из Книдии. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, запретил ему совершить этот вольный поступок. Фараон желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, и чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить, а просто нашел способ обойти приказ владыки. Сначала он выбил на каменной стене такую надпись: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", после чего покрыл ее слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.

Строительство затянулось на 20 лет, но в итоге Александрийский маяк стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Вскоре весть о Чуде разлетелось по всему свету и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто - Фаросом. После, слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (испанском, румынском, французском)

В X столетии было составлено два подробных описания Александрийского маяка: путешественниками Идриси и Юсуфом эль-Шаих. Согласно им высота здания равнялась 300 локтям. Поскольку такая мера длины, как "локоть", у разных народов имела разные размеры, то при переводе на современные параметры, высота маяка колеблется от 450 до 600 футов. Хотя думается, первая цифра больше соответствует истине.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа - тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.

Высота первого этажа превышала 200 футов, а длина - 100 футов. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.

Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона - повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 35 миль (56 км).

В самой нижней части маяка располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх.

Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем - огромный дымовой столб, видимый издалека.

Некоторые предания гласят, что зеркало на Фаросском маяке можно было использовать еще и в качестве оружия: якобы оно было способно так сфокусировать солнечные лучи, что сжигало вражеские корабли, едва они появлялись в поле зрения. В других легендах говорится, что в нем можно было увидеть Константинополь на другом берегу моря, используя это зеркало как увеличительное стекло. Обе истории кажутся слишком уж неправдоподобными.

Самое полное его описание оставил арабский путешественник Абу Хаггаг Юсуф ибн Мохаммед эль-Андалусси, посетивший Фарос в 1166 году. Его записи гласят: "Александрийский маяк расположен на самом краю острова. Его цоколь имеет квадратное основание, длина сторон которого равна примерно 8,5 метрам, при этом северная и западная стороны омываются морем. Высота восточной и южной стены цоколя достигает 6,5 метров. Однако высота стен, обращенных к морю, намного больше, они более отвесны и напоминают крутой горный склон. Каменная кладка маяка здесь особенно крепка. Должен сказать, что та часть постройки, описанная мною выше, самая современная, так как именно здесь кладка обветшала больше всего и нуждалась в восстановлении. На той стороне цоколя, которая обращена к морю, видна древняя надпись, которую я не могу прочитать, ибо ветер и морские волны источили каменную основу, из-за чего буквы частично осыпались. Размеры буквы "А" чуть меньше 54 см. А верхняя часть "М" напоминает большую дыру в днище медного котла. Размеры же остальных буквы схожи.

Вход на маяк находится на значительной высоте, ибо к нему ведет насыпь протяженностью в 183 метра. Он покоится на ряде арок, ширина которых столь велика, что мой спутник, встав под одной из них и раскинув руки в стороны, не смог коснуться ее стен. Всего там было шестнадцать арок, и каждая из них больше, чем предыдущая. Самая последняя арка особенно поражает своими размерами ".


Как же самый первый в мире маяк оказался на дне Средиземного моря? Большинство источников говорят о том, что маяк, подобно другим сооружениям древности, пал жертвой землетрясений. Маяк на Фаросе простоял 1500 лет, но подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н. э. серьезно его повредили. А землетрясение 1326-ого (по другим источникам 1323 года) довершило разрушение.

Совершенно недостоверной кажется история о том, как большая часть маяка в 850 году была превращена в развалины благодаря интригам императора Константинополя. Так как Александрия весьма успешно соперничала с вышеупомянутым городом, то правитель Константинополя задумал хитроумный план по уничтожению маяка на Фаросе. Он распустил слухи о том, что под фундаментом этого строение спрятан клад баснословной ценности. Когда в Каире калиф, (бывший в то время властителем Александрии) услышал эту молву, то приказал снести маяк, чтобы отыскать спрятанные под ним сокровища. Только после того, как гигантское зеркало было разбито и два яруса уже разрушены, калиф осознал, что его обманули. Он попытался восстановить здание, но его попытки не увенчались успехом. Тогда он перестроил уцелевший первый этаж маяка, превратив в мечеть. Однако как бы ни была красочна эта история, она не может быть правдивой. Ведь путешественники, побывавшие на Фаросском маяке уже в 1115 году н. э. свидетельствуют о том, что и тогда он все еще оставался целым и невредимым, исправно выполняя свою функцию.

Так, Маяк все еще высился на острове, когда в 1183 году Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Увиденное настолько потрясло его, что он воскликнул: "Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!"
Два землетрясения в 1303 и в 1323 годах разрушили маяк на Фаросе так сильно, что арабский путешественник ибн Батута уже не смог попасть внутрь этого сооружения. Но даже эти руины не дошли до наших дней: в 1480 году правивший в то время Египтом султан Кайт Бей возвел на месте маяка цитадель (форт). Для строительства были взяты остатки каменной кладки маяка. Таким образом, маяк стал частью средневекового форта Кайт-Бей. Однако блоки, из которых некогда был сложен Александрийский маяк, до сих пор можно различить в каменных стенах форта - благодаря их исполинским размерам.


Одним из семи чудес мира является Александрийский маяк - сооружение, построенное на острове Фарос в третьем веке до нашей эры. Построение находится недалеко от известного Александрия, в связи с чем ему и дано такое название. Другим вариантом может быть словосочетание «Фаросский маяк» - от названия острова, на котором он находится.

Предназначение

Первое чудо света - Александрийский маяк - изначально было предназначено для того, чтобы помогать заблудившимся морякам, желающим добраться до берега, благополучно преодолев подводные рифы. Ночью путь освещали языки пламени и сигнальные лучи света, исходящие от огромного огня, а днем - столбы дыма, исходившие от костра, находящегося на самой вершине этой морской башни. Александрийский маяк прослужил верой и правдой почти тысячу лет, но был очень сильно поврежден землетрясением в 796 году После этого землетрясения в истории записано еще пять очень мощных и длительных подземных толчков, которые окончательно вывели из строя это великолепное творение человеческих рук. Конечно же, его не раз пытались реконструировать, но все попытки привели лишь к тому, что от него осталась небольшая крепость, которую построил султан Кайт-бей в 15 веке. Именно эту крепость и можно увидеть на сегодняшний день. Она - все, что осталось от этого величественного творения человека.

История

Давайте немного углубимся в историю и узнаем, как же строилось это чудо света, ведь это действительно увлекательно и интересно. Сколько всего произошло, какие особенности построения и его предназначение - обо всем этом мы расскажем вам ниже, не поленитесь только прочесть.

Где находится Александрийский маяк

Маяк построили на небольшом острове под названием Фарос, что находится у берегов Александрии в Средиземном море. Вся история этого маяка изначально связана с именем великого завоевателя Александра Македонского. Именно он был создателем первого чуда света - вещи, которой гордится все человечество. На этом острове Александр Великий решил основать большой порт, что он собственно и сделал в 332 году до нашей эры во время своего визита в Египет. Сооружение получило два названия: первое - в честь того, кто решил его построить, второе - в честь названия острова, на котором оно находится. Помимо столь известного маяка завоеватель решил построить еще и одноименный город - один из наибольших портов в Средиземном море. Следует отметить, что за всю свою жизнь Александр Великий построил около восемнадцати полисов с названием «Александрия», но именно этот вошел в историю и известен до наших дней. В первую очередь был возведен город, а уже потом его главная достопримечательность. Изначально на строительство маяка должно было уйти 20 лет, но не тут-то было. Весь процесс занял только 5 лет, но, несмотря на это, сооружение увидело мир только в 283 году до нашей эры, уже после смерти Александра Македонского - во времена правительства Птолемея ІІ - царя Египта.

Особенности строительства

Решил очень тщательно подойти к вопросу строительства. Как гласят некоторые источники, он более двух лет выбирал место для постройки порта. Завоевателю не хотелось создавать город в Нил, чему он нашел очень хорошую замену. Строительную площадку разбили в двадцати милях к югу, недалеко от иссыхавшего озера Мареотис. Ранее там находилась платформа египетского города Ракотиса, что в свою очередь немного облегчило весь процесс постройки. Вся выгода месторасположения была в том, что порт смог принимать судна как со Средиземного моря, так и с реки Нил, что было весьма прибыльно и дипломатично. Это не только увеличило прибыль завоевателя, но также помогло ему и его последователям построить крепкие связи и купцами и мореходцами того времени. Город успели создать еще при жизни Македонского, а вот Александрийский маяк стал разработкой Птолемея первого Сотера. Именно он доработал конструкцию и воплотил ее в жизнь.

Александрийский маяк. Фото

Посмотрев на изображение, мы увидим, что маяк состоит из нескольких «слоев». Три большие мраморные башни стоят на основании огромных каменных блоков, общим весом в несколько сотен тысяч тонн. Первая башня имеет форму громадного прямоугольника. Внутри нее расположены комнаты, предназначенные для жилья солдат и рабочих порта. Сверху находилась меньшая восьмиугольная башня. Спиральный пандус являлся переходом к верхней цилиндрической башне, внутри которой размещался большой костер, который и служил источником света. Вся конструкция весила несколько миллионов тысяч тонн, без учета украшений и приборов, находящихся внутри нее. Из-за этого почва начала проседать, что вызвало серьезные проблемы и потребовало дополнительных укреплений и строительных работ.

Начало огня

Несмотря на то что Фаросский маяк был построен на протяжении 285 - 283 годов до нашей эры, он начал работать только в начале первого века до нашей эры. Именно тогда и была разработана вся система сигнальных огней, работающая благодаря большим бронзовым дискам, направляющим свет в море. Параллельно с этим был придуман состав пороха, который выделял огромное количество дыма - способ указания пути днем.

Высота и дальность исходящего света

Полная высота Александрийского маяка - от 120 до 140 метров (разницу составляет перепад высоты грунта). Благодаря такому расположению свет от костра было видно на расстояние более 60 километров в яркую погоду (есть свидетельства о том, что в штиль свет было видно за 100 километров и более) и до 45-50 километров во время грозы. Направление лучей происходило благодаря особому построению в несколько рядов. Первый ряд представлял собой четырехгранную призму, высота которой достигала 60-65 метров, с квадратной основой, площадью в 900 метров квадратных. Здесь хранился инвентарь и все необходимое для подачи топлива и поддержания «вечного» огня. Основой для средней части служила большая плоская крышка, углы которой были украшены большими статуями Тритонов. Это помещение представляло собой восьмигранную башню из белого мрамора высотой в 40 метров. Третья часть маяка выстроена из восьми колонн, на вершине их находится большой купол, который украшает большая восьмиметровая статуя Посейдона из бронзы. Другое название статуи - Зевс-Спаситель.

«Вечный огонь»

Поддержание огня являлось заданием сложным. Ежесуточно требовалось более тонны топлива, чтобы костер мог гореть с необходимой силой. Дерево, которое являлось главным материалом, доставляли в специально обустроенных телегах по спиральному пандусу. Телеги тащили мулы, которых требовалось более сотни на один подъем. Для того чтобы свет от костра распространялся как можно дальше, за пламенем, у подножия каждой колоны, разместили огромные бронзовые листы, с помощью которых и направляли свет.

Дополнительное предназначение

Согласно некоторым рукописям и сохранившимся документам, Александрийский маяк служил не только источником света для заблудившихся моряков. Для солдат он стал наблюдательным пунктом, для ученых - астрономической обсерваторией. Учетные записи гласят, что там находилось большое количество весьма интересного технического инвентаря - часов всевозможных форм и размеров, флюгер, а также множество астрономических и географических приборов. Другие источники говорят о наличии огромной библиотеки и школы, в которой обучали начальным дисциплинам, но это не имеет каких-либо существенных доказательств.

Гибель

Гибель маяка произошла не только из-за нескольких мощных землетрясений, но также и из-за того, что бухтой почти перестали пользоваться, поскольку она очень сильно заилилась. После того как порт стал непригоден для эксплуатации, бронзовые пластины, с помощью которых свет направляли в море, переплавили на монеты и украшения. Но это был еще не конец. Полная гибель маяка произошла в 15 веке во время одного из наиболее сильных землетрясений, когда-либо случавшихся у берегов Средиземного моря. После этого останки несколько раз восстанавливались и служили крепостью, а также жилищем для немногих жителей острова.

В современном мире

На сегодняшний день Фаросский маяк, фото которого можно очень легко найти, является одним из немногих памятников архитектуры, затерянных в истории и времени. Это то, что до сих пор интересует как ученых, так и простых людей, которым нравятся многовековые вещи, ведь с ним связано много событий, литературных работ и научных открытий, важных для всего развития мира. Увы, не так много осталось от 7 чудес света. Александрийский маяк, вернее только его часть, и есть одним из тех сооружений, которым может гордиться человечество. Правда, все, что от него осталось - это всего лишь нижний ярус, служивший складом и местом жительства для военных и рабочих. Благодаря множеству реконструкций строение не было разрушено полностью. Его переделали во что-то наподобие небольшого замка-крепости, внутри которого жили оставшиеся жители острова. Именно это вы и сможете увидеть, посетив остров Фарос, который является довольно популярным среди туристов. После полного строительного и косметического ремонта маяк имеет более современный вид, что делает его современным строением с многовековой историей.

Дальнейшие планы

Александрийский маяк является одним из объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Благодаря этому ежегодно проводятся различные ремонтные работы с целью уберечь крепость от разрушений. Было даже время, когда говорили о том, чтобы полностью возобновить прежний вид, но этого так и не сделали, ведь тогда бы маяк потерял статус одного из чудес мира. Но увидеть его нужно обязательно, если уж вы интересуетесь историей.

После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем - Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли. По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей. И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 г. до н.э. Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто «чудо №2» - стены Вавилона, и его место туг же занял Фаросский маяк.
ста была закончена в конце лета 1997 г. В октябре 1998 г. этот проект получил престижную премию «Проект года», ежегодно присуждаемую Международным институтом бетона.

Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) в одной из своих эпиграмм воспел это удивительное сооружение:
Башню на Фаросе, грекам спасение, Сострат Дексифанов, Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте, Но от Земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видна путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время, Свет от большого огня в самом верху маяка. Пер. Л. Блуменау
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, «как звезда во мраке ночей». Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м, а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны - из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мощной оградой, по углам которой возвышались мощные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. D них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты. На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: «Богам-спасителям - для спасения моряков», где под богами подразумевались царь Египта Птолемей I и его супруга Береника.

Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника, помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.

В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в., но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя. Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 г. подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения. Это вызвало большой интерес во всем мире. В 2001 г. правительство Бельгии даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка на том же самом месте, где 2200 лет назад он был построен. Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта не спешит с согласием на ее снос.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.