2 этажные вагоны ржд. История двухэтажных вагонов в россии. Российские двухэтажные поезда

На днях ехал из Москвы в Казань в новом двухэтажном поезде. Составов таких у РЖД несколько. В основном они курсируют между Москвой и Сочи, но так же ходят и в Казань. Было интересно прокатиться. Кстати, цена на него меньше, чем в обычное купе.


Итак, в этом составе нет плацкарта. Только купе и св. Поскольку вагоны двухэтажные, логично, что пассажирских мест в одном вагоне больше, чем в обычном, одноэтажном. Соответственно цена должна быть меньше. Посмотрим.

1. У РЖД сейчас новая система ценообразования. Если к примеру смотреть билеты этот поезд, то на пятницу будет дороже чем на понедельник или другой будний день:

2. Вот так выглядит схема двухэтажного вагона на сайте РЖД. Можно выбрать место при покупке билета:

3. На перроне казанского вокзала поезд выглядит мягко говоря необычно. Говоря авиационным языком, этот состав ходит в олимпийской ливрее. Запускали его к олимпийским играм в Сочи:

4. Проходим в вагон:

5. Рабочее пространство проводников. Здесь же, как и в старых вагонах кипяток. На втором этаже кипятка нет:

6.

7. На входе слева уходит лестница на второй этаж, точно такая же и с другой стороны вагона. Прямо чуть ниже купе первого этажа.

8. Поскольку билет у меня был на втором этаже, фотографии будут в основном от туда. Первый точно такой же. Поднимаемся на второй этаж. Установлено зеркало, чтобы не столкнуться с другими пассажирами. Под зеркалом ящик для мусора:

9. Коридор второго этажа. Розеток в коридоре нет, т.к. в каждом купе их по две:

10. Купе открываются по магнитным карточкам. По какой-то причине в нашем вагоне эти карточки не раздавали. Возможно потому, что время в пути до Казани всего 1 ночь:

11. Я ехал в последнем купе второго этажа. Один:

12. Купе немного тесновато. Это ощущается из-за того, что расстояние между верхней полкой и потолком практически такое же, как в плацкарте между пассажирской полкой и багажной полкой. Ну может чуть больше:

13. За то внизу все как в обычном купе. Тот же объем. Нисколько не тесно. Розетки у каждой нижней полки, очень удобно:

14. Наверно самый большой минус двухэтажных вагонов этот отсутствие верхней багажной полки как в обычном купе. Элементарно не хватило места. Весь багаж приходится размещать под нижними полками:

15. Внизу тоже не так много места. В моем купе еще был какой-то металлический кожух. Подозреваю, что не во всех купе он есть и там соответственно места больше для багажа:

16. Один из плюсов – утопленный в полку матрас. Теперь не нужно постоянно поправлять свою постель, которая предательски скатывалась со своего места в старых купе:

17. На двери с внутренней стороны есть зеркало, как и прежде:

18. Электронный замок. Так же есть и обычный, механический:

19. Спустимся на первый этаж и посмотрим туалеты:

20. Туалеты био. Не закрывается на станциях. Их 3 на вагон и расположены только в одном месте. Находятся в противоположном конце вагона от проводника.

21. Собственно сам туалет. Все чистенько, пока ново и приятно:

Новые двухэтажные пассажирские составы начали курсировать на маршруте «Москва-Адлер» в ноябре, накануне олимпиады в Сочи. Несмотря на то, что двухэтажный поезд Москва - Адлер уже почти год применяется на этом маршруте, он до сих пор привлекает к себе внимание окружающих. Причем, о двухэтажнике встречаются кардинально противоположные отзывы - от вполне положительных до довольно критических.

Проехать на этом поезде довелось и мне. Предлагаю вместе прокатиться и посмотреть, как выглядит двухэтажный поезд изнутри.

Фотографии и текст Виктора Борисова

1. Одно из важных преимуществ двухэтажного вагона - его увеличенная пассажировместимость, что позволило РЖД снизить стоимость проезда. В стандартном двухэтажном купейном вагоне 64 спальных места (16 купе), в то время как в обычном вагоне их всего 36 (9 купе).

Вагоны производятся в России на Тверском вагоностроительном заводе. Пока работает только один маршрут, соединяющий столицу с курортным Сочи. В этом году будет приобретено еще 50 двухэтажных вагонов. Они будут возить людей из Москвы в Санкт-Петербург и в Казань.

Поезд отправляется в 10 утра с Казанского вокзала. Время в пути - 25 часов. Обратите внимание на разницу в высоте по сравнению с обычным одноэтажным вагоном.

2. Ведет состав новейший двухсистемный электровоз пятого поколения - ЭП20. Может работать как на переменном, так и на постоянном токе.


3. На этом маршруте действует динамическая система ценообразования - чем больше в поезде свободных мест, тем дешевле стоит проезд. Еще дается 10% скидка при покупке билетов в обе стороны. Я покупал билет за 2 дня до выезда по цене 8 тысяч рублей. Если же покупать хотя бы за неделю до поездки, то цена будет в районе 5 тысяч рублей.


4. Идем внутрь. Тамбур. Двери открываются с кнопки и закрываются автоматически. Переходы между вагонами герметичны. С 1 июня курение в поездах дальнего следования запрещено, но какие-то нехорошие пассажиры расковыряли дырки к пепельницам.


5. Проходим дальше в вагон. На стандартном уровне пола располагаются туалеты и различные технические помещения.


6. На каждый вагон есть три туалета. Это биотуалеты, и пользоваться ими можно в любое время, в том числе на остановках.


7. Напротив туалетов установлены контейнеры для раздельного сбора мусора.


8. Проход на первом этаже. Высота потолка чуть более 2 метров.


9. Для блокировки двери в купе есть магнитные карты.


10. Общий вид купе на первом этаже. Основное отличие от обычных одноэтажных вагонов - отсутствие верхней багажной полки. Еще стоит иметь ввиду, что на верхней полке не получится сесть в полный рост, свесив ноги. Для багажа есть места под нижними полками.


11. В каждом купе на нижнем ряду расположено по две розетки. Освещение полностью светодиодное.


12. Купе изнутри с закрытой дверью.


13. Окно не открывается: в вагонах централизованная система отопления и вентиляции. Электроснабжение вагонов идет от локомотива. На окне есть сдвижная штора. Вентиляционные решетки расположены под окном и на потолке.


14. Идем на второй этаж. Ступени подсвечиваются (как в кинотеатре), есть поручни. На лестнице расположен еще один контейнер для мусора и сферическое зеркало, чтобы заранее видеть идущих навстречу пассажиров.


15. Второй этаж полностью идентичен первому. Различие лишь вот в этом небольшом скосе крыши. И еще окна находятся ниже пояса, и нужно наклоняться, если хочешь полюбоваться пейзажами из коридора


16. Верхние полки в купе на втором этаже. На потолке вентиляционная решетка, по центру динамик с регулировкой громкости. Еще интересный момент заметил - на втором этаже на каждой верхней полке два персональных светильника. Вероятно, это связано со скосом крыши - не всем может быть удобно лежать головой к окну.


17. Остальное всё полностью идентично. Не знаю, как для совсем высоких людей, но мне с ростом 182 см длины спального места было достаточно.


18. Каждому пассажиру выдается персональный гигиенический набор, небольшой продуктовый паек и вода. Чай и кофе подают, разумеется, в фирменных подстаканниках.


19. Пока никого не было, сходил сразу в вагон-ресторан на разведку. Основной зал находится на втором этаже. Кстати, виды в окно на втором этаже лучше.


20. На нижнем этаже располагается небольшой бар и сама кухня. А для подъема готовых блюд наверх используется два небольших лифта.


21. В пути двухэтажный поезд Москва - Адлер делает несколько остановок продолжительностью от 5 до 15 минут. Все курящие пассажиры при первой же возможности бегут на улицу. Для вагонов не принципиально, высокая или низкая платформа на станции.


22. На пути от Москвы до Воронежской области за окнами смотреть было совершенно нечего. Если скучно, можно попытаться воспользоваться бесплатным интернетом. Во всех вагонах стоят WiFi-роутеры со связью от Мегафона. Правда всё зависит от наличия сотовой сети, а по маршруту следования с этим не очень хорошо. По факту, более-менее стабильная связь и интернет были только на побережье Черного моря.


23. На остановках можно наблюдать за провинциальной жизнью.


24. В движении - любоваться природой.


25. Очередная остановка. Станция Россошь.


26. Не все виды получается нормально сфотографировать - мешают многочисленные провода. Иногда, кстати, получается так, что из окон первого этажа проводов в кадр попадает меньше, чем со второго.


27. В 2 часа ночи поезд должен прибыть в Ростов-на-Дону. Время в пути проходит незаметно. Если сравнивать с самолетом, то в поезде гораздо меньше суеты, просторнее, и есть время, чтобы поработать. Но это и не два часа на железной птице.


28. Утром двухэтажный поезд Москва - Адлер выезжает на побережье. Отдыхающие с интересом смотрят на двухэтажный поезд. Многие фотографируют.


29. Путь проходит практически вплотную к воде. Однозначно самая живописная часть маршрута.


30. В 10 утра следующего дня я выхожу на вокзале в Сочи. Что касается двухэтажных вагонов, то они в разы лучше по оснащению обычных одноэтажных. Чуть теснее на верхней полке? Зато есть нормальные туалеты, розетки, интернет и все остальное.

Согласно планам РЖД к 2020 году практически все вагоны поездов дальнего следования будут заменены на двухэтажные. Преимущества их для единственной российской компании, осуществляющей пассажирские железнодорожные перевозки, очевидны. Двухэтажные вагоны вместительнее обычных почти в 2 раза, а это позволяет за одну поездку получить намного больше денег. Да и самим пассажирам новые необычные дома на колесах наверняка покажутся достаточно удобными.

Немного истории

В настоящее время по дорогам страны курсирует всего два двухэтажных поезда: Москва-Адлер и Москва-Санкт-Петербург. Вагоны для обоих составов были собраны на Тверском заводе. Подобная конструкция - отнюдь не современное изобретение. Курсировали такие вагоны по дорогам нашей страны еще в 1905 году. Производились они, кстати, тем же Тверским заводом. Спустя столетие руководство этого предприятия решило возродить старый проект. Конечно же, новые двухэтажные вагоны РЖД на свои аналоги прошлого века похожи мало. Изготовлены они из современных материалов и имеют более совершенную форму. Ну и, разумеется, не может быть между этими двумя моделями никакого сравнения по степени технической оснащенности.

Отличия от обычных вагонов

Новые составы, следующие из Москвы в Адлер и Санкт-Петербург, имеют и еще одну интересную особенность. Типы пассажирских вагонов РЖД разные - это плацкарт, общий, СВ, КБ и т. д. Двухэтажные относятся к купейным. Ни плацкарта, ни СВ здесь нет. Билеты же в такой вагон стоят не слишком дорого. Заплатить за поездку придется чуть больше, чем за плацкарт в обычном поезде.

К непривычным для отечественных путешественников особенностям двухэтажных вагонов можно отнести также наличие купе и туалетов, предназначенных для инвалидов, бара (помимо ресторана), магнитных карточек открывания/закрывания купе. Любителям проводить свободное время в интернете наверняка придется по душе наличие в поездах бесплатного Wi-Fi и розеток на 220 В возле каждого нижнего спального места. Выглядят двухэтажные вагоны РЖД внутри очень современно и достаточно стильно.

Купе проводника

Помимо стандартной раковины, здесь имеются микроволновка, термопот и кофемашина. При желании можно попросить проводника разогреть взятые с собой продукты или заказать кофе. Пульт управления больше не мигает разноцветными непонятными лампочками. В двухэтажных вагонах он скорее похож на те, которые имеются в кабине стюарда в самолете. Проводник может регулировать климат в купе и коридорах, а также администрировать системы магнитного доступа. С этого же пульта происходит управление и энергосистемой вагона. Помимо всего прочего, комната проводника оборудована экраном видеонаблюдения. Сами камеры установлены в коридорах обоих этажей.

Купе пассажиров

Помимо розеток, здесь имеется радиоточка. Ловить любимые каналы в отличие от обычных поездов можно самостоятельно. В каждом купе, как и в обычном составе, имеется откидной столик и по четыре спальных места. Оборудованы новые двухэтажные вагоны РЖД довольно-таки неплохо. Однако придется их пассажирам испытать и некоторые неудобства. К примеру, третьих полок в купе для багажа не предусмотрено. Все чемоданы и большие сумки придется размещать под нижним спальным местом. Конечно же, из-за особенностей конструкции вагонов потолки в купе намного ниже.

Спальные полки в двухэтажных поездах достаточно длинные, но все же несколько менее удобные, чем в обычных составах. Во-первых, окна в купе двухэтажного поезда расположены очень низко. Поэтому полежать, любуясь на проплывающие мимо пейзажи, не удастся. Во-вторых, из-за низких потолков на верхних полках очень мало свободного пространства. Посидеть, свесив ноги вниз, не получится в любом случае.

Помимо Wi-Fi и радио, купе двухэтажных вагонов оборудованы системами климат-контроля. На дверях установлены магнитные замки. Открывать/закрывать их можно, пользуясь специальной карточкой. Разумеется, есть в купе для пассажиров и индивидуальное освещение.

Коридоры

Только что вошедший в двухэтажные вагон пассажир ничего особенно нового (кроме лестницы, ведущей наверх) не увидит. Внешне коридоры очень похожи на те, которые все привыкли видеть в поездах дальнего следования. По обеим сторонам расположены биотуалеты, а на полу расстелена ковровая дорожка. Отличие - лишь в расположении окон (почти у пола) и более низких потолках. На втором этаже в коридоре есть зеркало. Оно необходимо для того, чтобы поднимающиеся и спускающиеся по лестнице люди могли друг друга видеть во избежание столкновений. На нижнем и верхнем этажах коридоры сделаны с разных сторон. Поэтому двухэтажные пассажирские вагоны РЖД достаточно удобны в плане наблюдения за проносящимися мимо при движении пейзажами.

Тамбуры

Из вагона в вагон в двухэтажном поезде переходить безопаснее и не так страшно, как в обычном. Ничего грохочущего и лязгающего пассажиры здесь не услышат. Двери тамбура также не хлопают, а закрываются и открываются автоматически, посредством специальной кнопки. Курить в двухэтажных поездах категорически запрещено. Поэтому пепельниц в тамбурах не предусмотрено. Вряд ли удастся покурить и в туалете. Здесь установлены системы контроля. Курящие пассажиры могут расслабиться с сигаретой, только выйдя из поезда на станциях.

Туалеты

Достаточно удобными двухэтажные вагоны РЖД многие пассажиры считают и за наличие новых, современных санузлов. По своему внешнему виду и функционалу они больше похожи на туалеты самолетов. Вовремя остановок не закрываются, что, безусловно, не может не радовать. В каждом туалете имеются удобный унитаз, аккуратная раковина, зеркало и сушилка для рук. Открывающегося сверху мусорного бачка под окном напротив санузла в двухэтажных поездах нет. Вместо него установлены несколько контейнеров. Мусор в них сортируется по видам.

Вагон-ресторан

Разумеется, пассажиры двухэтажного поезда имеют возможность в дороге и вкусно пообедать. Собственно, сам зал-ресторан со столиками и удобными диванами расположен на втором этаже вагона. На первом находятся только кухня и бар. Блюда готовят высококвалифицированные повара. Подаются наверх они на специальном мини-лифте. Второй точно такой же предназначен для спуска вниз грязной посуды. Стоимость блюд в вагоне-ресторане двухэтажного поезда для людей среднего достатка вполне приемлема. За суп или борщ, к примеру, придется заплатить около 250 рублей. В баре можно купить безалкогольные прохладительные напитки.

Обслуживание

Таким образом, чем отличается вагон пассажирского поезда двухэтажный от обычного, мы с вами выяснили. Далее давайте посмотрим, чем обслуживание в таких составах не похоже на сервис в обычных. Итак, в стоимость билета в двухэтажном поезде входят:

  • постельное белье;
  • сухой паек, включающий в себя йогурт, колбасу, пакетик с чаем, булочку и минеральную воду;
  • журналы, газеты.

Стоимость билета

Цена проездного документа зависит от времени его приобретения. Чем меньше остается мест в вагонах, тем больше стоимость билетов. Дорога от Москвы до Санкт-Петербурга при покупке проездного документа за день до отправления поезда обойдется примерно в 3500 рублей.

Места для инвалидов

Позаботились конструкторы, разрабатывавшие двухэтажные вагоны РЖД, и о людях с ограниченными возможностями. Попасть в вагон при необходимости можно, не вставая с коляски. Для этого на входе предусмотрена специальная платформа. Инвалид в коляске просто заезжает на нее, и она поднимает его в вагон. Помимо специальных купе, для людей с ограниченными возможностями предусмотрены и особые широкие туалеты.

Двухэтажные вагоны РЖД: отзывы

Как видите, поездка в таком составе обойдется немного дешевле путешествия в купе обычного поезда. В этом аспекте отзывы пассажиров о двухэтажных поездах восторженные. Нравятся многим и введенные технические усовершенствования. Хотя Wi-Fi во многих местах по пути следования не ловит, в вагонах он все же есть. Возможность слушать любимую музыку по радио также не может не радовать. В общем, оснащены двухэтажные вагоны РЖД лучше даже некоторых старых фирменных.

Однако отзывы о новых составах не всегда такие уж радужные. Конечно же, есть у двухэтажных вагонов и некоторые недостатки. К ним пассажиры относят прежде всего:

  • Обслуживание. Поскольку людей в двухэтажном вагоне больше, чем в обычном, а количество проводников не изменилось, ждать, к примеру, чая придется дольше.
  • Риск травматизма. При движении двухэтажный поезд очень сильно качается. Лестницы же в вагонах достаточно крутые.
  • Загруженность туалетов. В обычном купейном вагоне их 2 на 36 мест (по одному на 18 человек), в двухэтажном - 3 на 64 (1 на 21 человека).
  • Отсутствие третьих полок, разумеется, также удобства вагонам не прибавляет.

Как видите, с одной стороны, двухэтажные вагоны выгодны компании «Российские железные дороги» и достаточно удобны для пассажиров. Заплатить за поездку в таком составе придется меньше. Однако некоторый дискомфорт, связанный прежде всего с теснотой, испытать пассажирам новых поездов все-таки придется. Для наглядности чуть выше в статье вашему вниманию представлена схема двухэтажного вагона РЖД.

Многим из нас кажется, что появились совсем недавно, с пуском маршрута Москва - Адлер. Однако их история в нашей стране насчитывает уже более полутора веков. Начнем с главных особенностей этого обновленного средства перевозки.

Двухэтажный вагон: ключевые моменты

Двухъярусный, - модернизация обычного пассажирского вагона для пущей пассажировместимости. Здесь предусмотрено двухуровневое расположение салонов (один над другим). Самыми показательными примерами являются TGV Duplex, Shinkansen E4, Shinkansen E1.

В зависимости от своей конструкции, такой вагон может вместить на 40-70% больше пассажиров. Учитывая то, что для прохождения путепроводов, туннелей, электрифицированных участков маршрута с навесной контактной сетью требуется ограниченная высота состава, конструкторы таких вагонов идут на всевозможные хитрости: первый этаж опускают как можно ниже между тележками, уменьшают высоту обоих салонов. В туристических двухэтажных поездах нижний уровень выполняет техническое назначение, оттого его высота небольшая, а верхний - более просторный, комфортабельный, нередко с панорамным остеклением. Ниже представлена краткая сравнительная характеристика.

Российские двухэтажные поезда

Есть ли в России двухэтажные поезда? РЖД предлагает пассажирам четыре вида таких вагонов:

  • купе (64 вместо 36 мест);
  • СВ (30 вместо 18);
  • штабной вагон-купе (50 вместо 18-24 мест);
  • ресторан (44-48 мест для посетителей обеденной зоны).

Двухэтажные поезда в России обладают целым списком особенностей:

  • климат-контроль - кондиционирование и отопление;
  • герметичные и безопасные межвагонные переходы;
  • энергосберегающее светодиодное освещение;
  • три биотуалета, которыми можно пользоваться вне зависимости от стоянок;
  • лестницы с и удобными поручнями;
  • электропитание вагонов ведется только от электровоза;
  • система навигации и спутниковой связи ГЛОНАСС в штабном вагоне;
  • модернизированная система безопасности - видеонаблюдение, управление доступом и охраной состава.

Купе в двухэтажном вагоне

Двухэтажные поезда в России (СПб, Москва, Самара и другие направления) имеют следующие особенности своих купе:

  • стандартные места для отдыха и сна, светильники, столик, зеркало;
  • лестницы для подъема на верхнее место;
  • полочки для мелкого багажа;
  • возможность доступа в купе только при помощи магнитного индивидуального ключа;
  • две розетки (100 Вт) для подзарядки мобильных, ноутбуков и прочей электроники;
  • застил всех постельных мест в СВ и верхних в купе;
  • индивидуальный ЖК-дисплей для просмотра медиафайлов у каждого пассажира (СВ), выход для наушников (купе, СВ).

Дополнительно пассажирам предлагаются следующие услуги: питьевая и кипяченая вода на всем маршруте, санитарные и гигиенические принадлежности, продажа сувениров, чайных и кондитерских изделий.

Двухэтажные поезда в России: маршруты

На всех направлениях следования двухуровневых составов РЖД гарантирует:

  • возможность более доступной цены билета из-за большей пассажироемкости;
  • минимальный вред окружающей среде из-за использования новых материалов и технологий в изготовлении вагонов;
  • удобные графики движения (двухъярусные составы - скорые).

Ниже представлены направления, куда ходят двухэтажные поезда в России.

Положительные отзывы пассажиров

Положительные черты, которые отметили пассажиры, опробовавшие двухэтажные поезда в России:

  • уют, комфортность;
  • новые современные вагоны;
  • доступная цена;
  • уменьшение времени пути;
  • вежливый и доброжелательный персонал;
  • удобство пользования биотуалетами;
  • устройство доступа в купе;
  • бесплатный WI-FI;
  • высокое качество еды в ресторане;
  • безопасность;
  • чистота;

  • наличие мест для инвалидов;
  • предварительно застланное проводниками спальное место;
  • розетки непосредственно в купе;
  • кнопка вызова проводника;
  • на верхнем этаже практически не слышен шум движения;
  • система кондиционирования;
  • необычность для российского путешественника.

Негативные аспекты

Не скрылись от глаз пассажиров и недостатки двухуровневого новшества:

  • Обслуживание. Если раньше два проводника приходилось на 36-местный вагон, то сейчас такое же количество работников предусмотрено на 64 пассажира.
  • Наличие лестниц. Чтобы попасть на второй этаж, нужно преодолеть довольно крутые ступеньки.
  • Исчезла верхняя багажная полка над входом - багаж теперь можно хранить только в рундуках.
  • Туалеты. Двухэтажные поезда в России имеют только три кабинки - одну на 21 пассажира (вместо 18, как в обычном купе).
  • Сильная качка. Из-за особенностей российских железных путей велика вероятность сильной качки на втором уровне. Небезопасно будет во время пути находиться на лестнице.

Также среди недостатков пассажиры отмечают низкие потолки, не отрегулированный климат-контроль, неприятный запах в вагонах, неприветливых проводников, узкие места для сна, неудачное расположение окон (слишком низкие), перебои в работе WI-FI, завышенные цены на продукты, некачественную, невкусную еду в пайке для СВ.

История двухэтажных вагонов в России

30 октября 2013 года из Адлера в Москву отправился двухэтажный состав из 15 вагонов Перед этим в августе в Минеральных Водах было открыто первое российское депо для двухъярусных составов. Но перечисленные события отнюдь не являются началом истории двухэтажных составов в нашей стране - первые такие вагоны были построены еще в 1864 году на Коломенском заводе. "Кукушка" (так прозвали поезд из-за неофициального клича "ку-ку", которым машинист знаменовал начало движения поезда) курсировала между Петергофом и Ораниенбаумом, участком пути в густонаселенной дачной местности.

В 1905 году двухуровневые вагоны выпускались на Тверском вагоностроительном вагоне. Вновь их ввели в эксплуатацию только спустя 50 лет - вагоны производства ГДР курсировали между Белгородом и Харьковом, Ковелем и Львовом. По их подобию Ленинградский вагоностроительный завод создал отечественную модель двухэтажного вагона в 70-х. На первом этаже располагались спальные отсеки-купе, а второй этаж был туристическим, обзорным - там были только места для сидения. Выпуск их был ограниченным - всего 16 моделей. На этом история двухъярусных составов снова прервалась, чтобы начать свою новую страницу в наши дни.

Частные поезда

Говоря о новшествах на отечественных железных дорогах, нельзя не отметить, что недавно начали курсировать первые частные поезда в России:

  • Электропоезд "Трансэкспресс" направления Москва - Калуга. Его владелец - "ТрансГрупп АС", которому производство этого транспорта на Димихинском машиностроительном заводе обошлось в 2 миллиона долларов. В каждом из вагонов есть проводники и охранники, поэтому там не мусорят, не пьют спиртные напитки и не курят, ничего не продают и не просят подаяние. Один минус: все вагоны одного класса - третьего.
  • Частный поезд класса люкс "Гранд Экспресс" курсирует по маршруту Москва - Петербург. Состав считается самым комфортабельным в РФ. Среди его услуг: экотуалеты с подогревающимся полом, душ, WI-FI, медиапроигрыватель, система микроклимата, пульт для регулировки освещения, электронные замки с магнитным ключом, кнопка вызова проводника, служба безопасности.

  • 4. Электропоезд "Северстальрельс", Москва - Петербург. Комфортабельный электропоезд, имеющий в своем составе вагоны 1 и 2 класса, два вагона-бара. Состав соответствует всем европейским требованиям к комфорту и безопасности, снабжен системой климат-контроля.

РЖД и частные операторы

Появление частных составов никак не отменяет монополии РЖД. Собственники всего лишь владеют подвижным составом или вовсе его арендуют. При этом они оплачивают предоставление ж/д пути, диспетчерское обслуживание, локомотивную тягу. Что касается льготного проезда граждан, то новые операторы пока что ее не отменяют. Пока налицо тенденция, что РЖД отдает в руки частников самые рентабельные направления, но руководство надеется, что в будущем негосударственные составы преобразят и невостребованные маршруты. В последнее время на российских железных дорогах можно увидеть ряд новшеств - частные поезда, двухуровневые вагоны. Конечно, недостатки можно найти во всем, но такие продвижения в модернизации одного из самых старых видов транспорта в нашей стране не могут не радовать.

Комфортабельные двухэтажные поезда начали курсировать по железным дорогам России не так давно. Первым был пущен состав "Москва - Адлер" 103/104. На настоящий момент билет на такой же поезд под номером 5/6 имеют возможность приобрести жители столицы, желающие добраться до Санкт-Петербурга. Ходит и еще один такой состав - из Москвы до Казани (23/24).

Чем удобны такие поезда

К преимуществам двухэтажных составов относят в первую очередь:

  • возможность перевозки сразу большого количества пассажиров;
  • возможность продажи билетов по не слишком высокой стоимости;
  • экологичность эксплуатации.

Выглядят двухэтажные вагоны РЖД (фото см. ниже) довольно-таки необычно. Высота их составляет 5 метров 25 см. Сконструированы они и построены отечественными инженерами. Билеты за проезд в таких составах стоят примерно на 22% меньше, чем в обычных. Снизить цену на них РЖД удалось именно благодаря тому, что появилась возможность перевозить за один рейс гораздо большее число пассажиров. Однако, судя по отзывом, ехать в двухэтажном составе не так удобно, как в обычном поезде.

Основные особенности

Помимо обычных пассажирских в состав двухэтажных поездов включен и вагон-ресторан. Собственно сам обеденный зал расположен на втором этаже. На первом находятся кухня и помещение для мытья посуды. Готовые блюда подаются наверх по специальному лифту. Это же устройство используется для спуска вниз грязной посуды. Рассчитан зал ресторана на 48 человек. В баре одновременно могут разместиться шестеро.

Все двухэтажные вагоны поезда собраны по особым энергосберегающим технологиям. Весят они всего по 64-66 тонн. Для сравнения: вес одноэтажного составляет 58 тонн. При этом вместимость вагона нового поезда почти в два раза больше. Централизованная система энергосбережения в таких вагонах позволяет снизить энергозатраты на 35-40%.

Помимо ресторана в состав такого поезда входит штабной вагон. Рассчитан он всего на 50 пассажиров. При этом в нем имеются места для инвалидов и сопровождающих их лиц. Билеты в этот вагон стоят столько же, сколько и в другие. Однако льготники имеют возможность ездить в нем бесплатно.

Двухэтажный состав способен развивать большую скорость, чем одноэтажный. Доехать на нем до места назначения можно на 2-3 часа быстрее. Идет двухэтажный поезд со скоростью примерно 160 км/ч.

Вагоны в двухэтажных составах

Ехать в таком поезде не настолько удобно, как в обычном, но все же он довольно-таки комфортабелен. На входе в двухэтажные вагоны имеется специальный подъемник. Инвалиды имеют возможность попасть внутрь состава, не вставая с коляски.

Все двухэтажные вагоны оснащены системами кондиционирования. Проходы внутри состава по ширине точно такие же, как в обычных поездах. Лесенка на второй этаж не слишком крутая и оборудована перилами. На промежуточной площадке установлено специальное зеркало. Необходимо оно для того, чтобы поднимающиеся пассажиры видели спускающихся, и на лестнице не образовывались пробки.

Каждый двухэтажный вагон (фото коридора можно видеть выше) оснащен табло температуры. За порядком проводник имеет возможность следить посредством системы видеонаблюдения. Переходить из вагона в вагон в двухэтажном составе гораздо удобнее, чем в обычном. Ничего здесь не грохочет и не шатается (все абсолютно герметично). В каждом двухэтажном вагоне имеется по три биотуалета. Титан с горячей водой находится не в коридоре, как в обычных составах, а в рабочем помещении проводника.

Купе

Плацкартных мест в двухэтажных вагонах нет. Купе практически идентичны обычным. Отличие состоит в том, что они оборудованы розетками на 220 вольт. Помимо этого, в поездах работает бесплатный Wi-Fi. Пассажиры имеют возможность, к примеру, брать с собой ноутбук и выходить в интернет. В этом двухэтажные вагоны РЖД (фото ниже демонстрирует обстановку в купе) в плане удобства обычные плацкартные, конечно же, превосходят.

Некоторый дискомфорт в купе таких поездов испытывают в основном те, кто купил билет на верхнюю полку. В этом плане двухэтажный вагон (фото внутри него это демонстрирует наглядно) на самом деле от обычного отличается не в лучшую сторону. Дело в том, что расстояние между поверхностью полки и потолком очень маленькое. Несмотря даже на отсутствие верхнего багажного отделения сесть, свесив ноги, пассажиру не удастся.

В общем, двухэтажные вагоны новых поездов РЖД достаточно хорошо оснащены. Но, разумеется, слишком уж удобным бюджетный состав быть не может. Однако добраться на таком поезде до места назначения можно все же с относительным комфортом. Да и заплатить за проезд придется немного меньше, чем за поездку в обычном вагоне.