Монастырский комплекс давид-гареджи. Давидо-гареджийский монастырь Как доехать до монастыря давида гареджи грузия

Удивительное сочетание природного ландшафта и органически дополняющего его средневекового зодчества, где в необъятных просторах затерялись высеченные в скалах кельи и храмы, хозяйственные помещения и сложнейшая система орошения садов. Это монастырский комплекс Давид Гареджи, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси.

С первого знакомства он поражает своей красотой и величественностью. Здесь есть возможность реально прикоснуться к подвижническому подвигу первых христиан, чьими трудами был поднят из небытия и обустроен этот пустынный уголок страны. Попадая сюда, в полной мере можно ощутить, что значит быть песчинкой в вечной Ойкумене. Комплекс, протянувшийся на 25 километров вдоль склонов хребта Гареджи и состоящий из отдельных монастырей, долгое время считался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Закавказья. Само слово Гареджи переводится двояко - это и "уединенное место, удобное для иноческих подвигов", и название острова в Персидском заливе, означающее "вне" или "самый внешний остров". Оба эти значения довольно точно описывают Давид Гареджи - внешний, отдаленный от центра Грузии и почти необитаемый ныне уголок страны, в котором все еще чувствуется сила и воля живших здесь некогда сподвижников.
История этого, некогда обширного и славного, а ныне только начинающего возрождаться монастырского комплекса началась, однако, не на территории Грузии…

Отцы-основатели Давид Гареджи. VI век. В середине VI века в далекой Антиохии жил хороший и добрый человек по имени Иоанн. С детства воспитываемый в христианской традиции, он решил стать монахом и настолько преуспел в своем христианском рвении, что вокруг него стали собираться люди, нуждавшиеся в духовном водительстве. Иоанн, будучи по натуре, очевидно, человеком, сторонящимся публичной жизни, несколько раз пытался уйти от мира и вести спокойную жизнь монаха-отшельника. Но это ему было не суждено - ученики, страждущие и просто желающие прикоснуться к благодати люди приходили и приходили к нему. В конце концов, Небеса решили пойти на уступку своему избраннику. Иоанну явилась во сне Дева Мария, которая поручила ему отправиться в страну Иберию, где молодой Церкви нужно было оказать посильную духовную помощь. Вот и хорошо, подумал, наверное, Иоанн. И от Антиохии, где покоя нет, далеко, и с пользой для дела. И он, с великой, как мы понимаем, радостью, отправляется в это путешествие, прихватив с собой 12 из своих многочисленных учеников.

Именно им, кстати, и суждено было во главе с Иоанном стать знаменитыми "Тринадцатью ассирийскими отцами ", которым Грузия обязана распространением монашества. Но речь сейчас не об этом. Одним из этих двенадцати учеников был некий Давид - кто, откуда, чем занимался до тог, как стал учеником Иоанна, история умалчивает.

Прибыв в Иберию, Иоанн поселился недалеко от Мцхеты, а учеников отправил в разные уголки Грузии, проповедовать Благую Весть. С этого момента, можно сказать, и начинается история Давид Гареджи, так как начинается самостоятельный духовный путь Давида - основателя этого достославного монастыря. Итак, при "распределении на работу" Давиду достался Тбилиси, где он и обосновался на горе Мтацминда, откуда спускался раз в неделю в город - читать проповедь и учить людей Евангелию. Но спокойно жить и работать Давиду не дали. Нашлись господа-огнепоклонники, которые пожелали выжить талантливого проповедника-христианина со своей территории. Они подговорили некую монахиню оклеветать Давида. Монахиня на тот момент уже имела большие проблемы - ждала ребенка от кузнеца - так что терять ей, видимо, особо было нечего. Состоялся суд, на котором Давид явил чудо - заставил ребенка в утробе матушки говорить и назвать имя настоящего отца. Святой отец был оправдан, монахиня-злодейка родила вместо ребенка камень, а вот огнепоклонники все же добились своего - Давиду пришлось оставить город. Он недолго жил на левом берегу Куры, а потом, вместе со своим учеником Лукианом, и вовсе отправился куда глаза глядят.
В своих блужданиях учитель и ученик забрели в отдаленный уголок страны - Гареджи. Кругом бескрайние холмы и степи - пустынные, дикие, как просторы далекого Марса. Каменные кручи, похожие то ли на застывшие морские валы, то ли на невиданного размера каменные останцы, заброшенные сюда Господом Богом с немыслимой высоты... И жара, жара, жара… Усталые, изнуренные путники, после долгих мучений, нашли в расщелине скалы немного скопившейся дождевой воды и остановились в этом месте на отдых. А потом и вообще решили поселиться в этом уголке. Лучшее, как известно, враг хорошего, а с Божией помощью везде прожить можно, чего же более желать? Для монашеского подвига это пустынное и малопригодное для жизни место вполне подходило.
А дальше было много всего: Лукиан, которого надо было успокаивать и вразумлять, ибо ученик иногда падал духом в борьбе с ежедневными трудностями; лани, которые в голодную годину сами пришли к монахам и позволили им доить себя и пить парное ланье молоко (а вы что подумали?); варвары, которые после чудесного исцеления обратились в христианство, и все новые ученики, которые Божиим промыслом попадали в этот заброшенный уголок и оставались здесь навсегда. Был даже дракон, которого Давид уговорил убраться подальше. Правда, дракону не повезло, сбежать он не успел. Явился Ангел и испепелил его дотла. В этом месте, по преданию, до сих пор не растет трава. Давид жутко расстроился, даже стал укорять Ангела, мол, разве так можно, я вот со зверюгой договаривался-договаривался, почти договорился, а ты, раз - и огнем… Нехорошо как-то получилось... Но Ангел быстренько успокоил Святого, указав ему, что Небесам-де виднее (дракон, как доносила разведка, впоследствии безобразничать намеревался), а ему, Святому Давиду, лучше успокоиться и вернуться к исполнению своих непосредственных обязанностей. Что Давид и сделал. Кстати, место, на котором пал бесславной смертью лукавый и неблагодарный дракон, до сих пор можно увидеть. Только вот находится оно на Азербайджанской стороне и близко подойти к нему не позволят пограничники. Но полюбоваться издалека на него можно. И что удивительно, место это оставляет после себя странное ощущение. Представьте себе не очень длинный, но глубокий и извилистый каньон, который пересекает совершенно ровную степь. Темный рваный обугленный шрам на мягкой бархатистой шкуре. На ощупь он, наверное, был бы шершавым и колючим, каким-то чужим, как если водить пальцами по теплой замше и вдруг наткнуться на края разрыва, опаленные огнем, скукоженные и грубые. Там как будто застывает время - нет вчера, сегодня или завтра, а есть только что-то легендарное, существовавшее вне времени и пространства…
Но мы отвлеклись. Маленькая община потихоньку разрасталась. Рядом с Давидом и Лукианом селились все новые и новые монахи. Жизнь нарождающегося монастыря била ключом. Особенно известным и почитаемым это место стало после того, как Давид, вернувшийся из паломничества в Иерусалим, принес в Гареджи камень из Вечного Города. Предание гласит, что с той поры пустынь обрела треть иерусалимской благодати. (Считалось, что троекратное посещение Давид Гареджи приравнивается к паломничеству в Иерусалим). Монахи, отправившиеся с Давидом в Святую Землю, рассказывали, что их учитель настолько проникся величием Святого Града, что не посчитал себя достойным ступить на землю, по которой ходил Христос. Он остался вне города, благословив Небеса за возможность созерцать его издали. А возвращаясь домой, взял с собой простой камень с того места, где стоял. В память о Святой Земле. Однако вера и смирение Давида были столь велики, что Небеса наделили простой придорожный камень чудодейственными свойствами - приходившие к нему с верой исцелялись от разных недугов. Вот и стекался народ со всей Грузии в Гареджи - излечиться от болезней, поклониться великому сподвижнику веры да своими глазами увидеть, как живут и трудятся благочестивые монахи.

Давид Гареджи в VI - VIII веках. Проходило время, община росла. В том же VI веке уже ученики Давида, Додо и Лукиан, основали неподалеку еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели.
Конечно, эти монастыри были далеко не столь величественными и обширными, какими нам рисует их воображение, а представляли собой всего лишь маленькие кельи, вырубленные в скалах. Однако начало было положено, и уже новые и новые поколения монахов-пустынников перестраивали и обновляли эти старые скальные комплексы. Но кое-что от первых сподвижников все же сохранилось и до наших дней. Так, и сейчас можно посетить кельи и могилы самих Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальницу Додо в его монастыре (VI в.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули (წამებული - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани (ბერთუბანი - местность монахов, VI и X вв.), келью и стелу в Натлисмцемели (VI-VII вв.), а также несколько малых комплексов, наиболее значительными из которых являются Тетри Удабно (თეთრი უდაბნო - белая пустыня), с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII веков. И, конечно же, особого внимания заслуживает удивительная система водоснабжения, которая существует в Давид Гареджи со времен его основания. Это высеченные в скалах желоба и резервуары для сбора воды, некоторые из которых действуют и по сей день.

Новаторства преподобного Иллариона. IX век . Новый этап в истории Гареджи начинается в середине IX века, и связан он с именем преподобного Иллариона Грузина.

Он провел семь лет в Святой Земле и Иорданской пустыни, а по возвращении в Давид Гареджи решил привнести сюда новаторский опыт - он заменяет традиции пустынничества и аскетизма на новые принципы организации монашеского уклада жизни. Не остаются в стороне и «старые стены». Иларион расширил церковь VI века в честь Преображения Господня в Лавре, а также обновил и украсил могилу Давида, что способствовало еще большему утверждению его почитания. Монастырский комплекс сильно разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от монастыря были основаны новые обители, в том числе и женский монастырь. К периоду Иллариона относятся и высеченные в скале, в верхней части южного крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, которые, по преданию, были местом обитания самого Иллариона. Священной реликвией становится и единственный в этой местности источник "слезы Давида"", у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники.

Пустынь и цари. XI - XIII век . Не оставалась в стороне от Давид Гареджи и светская власть. Со времен царствования Баграта IV (1027-1072) монастырь находился под неусыпным вниманием и покровительством правителей единого Грузинского царства. Нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», ок. 1080), однако, затормозили этот процесс, но не надолго. В царствование Давида IV Строителя (1089-1125), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104) и победы над турками, Давид Гареджи окончательно перешел в царское владение. Об этом свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений грузинских правителей в росписях церквей и монастырей. (В Натлисмцемели, (последнее 10-летие XII в.) - Баграт IV, Давид IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давид Сослани и отрок Георгий Лаши; в главном храме Бертубани, (начало XIII в.) - царица Тамара, Георгий Лаша; в главной церкви Колагири, (конец XII в.) - многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями; в церкви Благовещения в монастыре Тетри Удабно, (конец XIII в.) - Димитрий II Самопожертвователь, епископ Иоанн). Но, что самое интересное, такое пристальное внимание к монашеской жизни со стороны власть имущих не сильно сказалось на вольном духе живущих в Давид Гереджи монашествующих. Об этом свидетельствует хотя бы фреска из монастыря Тетри Удабно, где древний мастер, используя язык средневековой иконографической символики, недвусмысленно дает понять, что власть светская и власть церковная, хоть обе и от Бога, должны быть разделены. При этом власть светская должна быть в некоем духовном подчинении у власти церковной, коей, в свою очередь негоже оглядываться слишком часто на светских правителей.

Давид Гареджи в XII - XVIII веках . На рубеже XII-XIII веков комплекс Давид Гареджи насчитывает уже 12 монастырей. Его даже начинают называть «Двунадесятница Гареджийская». Это расцвет. Давид Гареджи становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром. Жизнь здесь била ключом. Как говорит «Православная энциклопедия»: в этот период в Давид Гареджи «были построены крупные храмы, небольшие часовни, здания жилого и подсобного назначений, связанные между собой системами коридоров, переходов (тоннелей) и лестниц и создававшие единый ансамбль. Интерьеры церквей и трапезных были украшены фресками. Законченный вид приняли гидротехнические сооружения. Археологические материалы XII-XIII вв. подтверждают наличие в монастырях высокоразвитого керамического производства и кузнечного дела».
В дальнейшем история Давид Гареджи повторяет историю своей страны. Периоды процветания сменяются периодами разрухи и запустения. Монастырь пережил нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г., период возрождения в 1-й половине XIV в., в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346), неоднократные нашествия Тамерлана в конце XIV в. В 1424 г. Александр I Великий передал комплекс Давид Гареджи Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). А после очередного распада страны на отдельные царства и княжества забота о монастырях переходит к царям Кахети. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605) строительство в верхнем дворике лавры высокой башни - удивительного и интереснейшего образца грузинского зодчества. В 1616 г. войско персидского шаха Аббаса I разорило монастыри и истребило монашескую братию. В последствии мощи святых мучеников того периода были перенесены в усыпальницу монастыря Удабно, известную ныне под названием Моцамети (მოწამეთა - мучеников). Но проходит время и монастырь, как птица Феникс, вновь возрождается из пепла. Период царствования Теймураза I (1606-1648) и Арчила II (1664-1675) вновь становится временем расцвета и подъема.

Ну зато добрые люди сообщили, что такси стоит 1 лари с человека, так что мы знаем цену. Пройдя чуток вперед нашли стоянку но увы машина лишь одна, а пассажиров на один больше. Что же делать? Ехать всем, мне не жалко подвинуться, а что людям ехать надо -понимаем. Мы и сами сегодня ехали, потому что водитель согласился нас взять.
Дорога короткая, всего полчаса, но проходит она по живописному горному серпантину. Вокруг зеленые пейзажи, голубое небо. Очень красиво.


Водитель говорит слово – алазанская долина. А я и не ассоциировала это словосочетание с природой, запомнилось оно именно другим))). Значит, тут есть места, которые напомнят мне о юности.
Заодно спрашиваем, нет ли недорогого жилья, ведь предупреждали, что тут дорогой туристический город. Таксист обещает доставить нас в хорошее место с видом и не обманывает. Прямо рядом с церковью есть дом. Когда я увидела балкон, то поняла, что место подходит. Да и цена оказалась примелемой. 40 лари. Так дешево было только в Губе.

Хозяйка сразу попросила заплатить, чтобы отдать откат таксисту 10. Не верится конечно, наверное, хотела показать, что берет немного. Но место хорошее, сразу угостили вином, виноградом и чаем с кизиловым вареньем. Есть кухня и инетовский комп. Настоящий хоумстей. А уж вид с балкона это что-то. Перед глазами открывается великолепная долина с крепостной стеной. Чудо как хорошо, особенно в погожий летний день.
Долго думаем о планах, и в итоге решаем, что надо просто пройтись по городу поглядеть, что и как.
На улицах много туристов. Отчего-то не как в Азербайджане. Недооценен он, хорошо что побывали в такое время хорошее, пока там нет толп, хотя объективно надо было больше времени на него выделять и смотреть внимательнее.
На улице светит солнце, красивая церковь рядом, и растет везде виноград. Как говорят его запах тут в воздухе, и мне удалось пару раз это ощутить. От церкви открывается великолепная панорама, с других мест кстати тоже. Мои любимые оттенки зеленого, бескрайние просторы. Очень супер.





Видно, что место туристическое. И уже появляются собаки, хотя раньше в основном встречались котики. На деревьях растет хурма, идет местами рекострукция. Скоро тут будут открыты новые отели. Что ж, такая судьба постигает многие туристические города. Тем не менее окружение приятное, мощеные улочки, веселые балкончики, надписи на грузинском. Есть и камазы, в которых сидят по 5 человек на переднем сидении.





Туристов много говорящих на разных языках, но чаще всего мне слышался украинский. Видимо не зря в Тбилиси дешево летают летаки аэросвита.
Нашли еще одну церквушку. Конечно, как всегда в таких местах стоит товарищ с банкой, куда предлагает за вход положить денег. А где билет? – говорим ушлые мы. Нет билета – клади деньги. Нет, нет, моя твоя не понимать. Вид снова шикарный. Такие зеленые поля вокруг. Великолепно. Можно еще бинокль арендовать. Но это от лукавого.

Пора кушать. Хозяйка посоветовала ресторан Никола. Там будто бы самые лучшие хинкакли. Всего 60 копеек и вуаля. Оказалось и правда вкусно. Правда тут продолжает работать гибкая система откатов. Хозяйка попросила сказать, что мы от нее.
Пока тема вина не раскрыта, мы продолжаем скучать по любимой Ивановке. Здесь в стране вин отчего-то ценник негуманный. Так что за приезд выпили домашнего. Конечно, оно лучше, чем тот кошмар в Шеки, но хуже чем Ивановка. Снова она вспомнилась. Собаки почувствовали, что им я не откажу и выпросили по кусочку хинкалей. Улучшу карму еще чуток. Хотелось выптть вина дома с панорамой и релаксом, но в магазинах ценник тоже от 5 евро. Не гуманно.
Будем пить чай.

Обещали супер ночную подсветку, но в некоторых местах она каких-то люминисцентных цветов, не аутентично.
Зато аутентично смотрятся зеленые урны через каждые 5 метров. Тем не менее городишко симпатичный. А особенно в такую погоду. Встреченные украинцы отчего-то назначили нам свидание в 23-30. Почему именно в такое время? Отказываемся. Надо провести день отдыха. Время тут кстати на час меньше Азербайджанского, так что спать можно дольше, гулять больше – все хорошо. Мне все пока продолжает нравиться. Если бы не воспоминания об официантке из Кахи, было бы вообще чудесно. Но думаю этот долговязый хрен еще долго будет в моей памяти. Правда вспоминать его буду не с раздражением, а с улыбкой. Столько смеха подарил нам. А я всегда знала, что алкоголь укорачивает жизнь, а смех увеличивает, то на то и выйдет в этой винной стране. Так что спасибо за помощь в нивелировании последствий божественного напитка.

Дома узнаем, что и как нам делать. Кажется, лучший выбор - это в начале поехать в Давид Гареджа, затем в монастырь Нино, переночевать тут. Ибо тут точно знаем, что и как, есть все необходимое, приятный очень дом, и цена хорошая. Так что сделаем радичлоку, а затем на следующий день осуществим наш марш бросок в Батуми.
Тем более в качестве бонуса – приветливая хозяйка, говорящая на шикарном русском, отсутствие других гостей и котики.

Утро как всегда началось рано. Быстрый завтрак, наслаждение панорамным видом и подготовка к поездке в монастырь. Вано отвозит нас на автостанцию, где мы видим набитую маршрутку. Тут странная система. Приходишь рано или поздно, мест все равно уже нет, потому что все все заказали. Мы решили все-таки попробовать и заказать на завтра на Тбилиси 3 места. Мест нету, но нам пообещали еще одну маршрутку. Получилось неплохо. Мне в соседки досталась почтенная бабушка с курицей, которую она заботливо поила водой. Это соседство лучше чем невнятные иноземцы.


Какой-то страшный комар укусил меня в глаз, и я стала похожа на девушу с фингалом). Любят меня комары-убийцы. В маршрутку мы как-то влезли. По дороге переживали, а будут ли сидячие места, на что Маша справедливо заметила – а что разве мы когда то ездили сидя?
Но места нам достались неожиданно. Надо доехать до Сагарежо за 5 лари, а оттуда на такси в сам монастырь.

В маршрутке мне очень понравилось. Иногда бывает такое чувство, что происхожит нечто новое и светлое. Ты едешь, за окном мелькают новые пейзажи, города, люди, играет разная музыка, а ты сидишь и смотришь в окно. Меняется окражающий мир, и вместе с ним меняешься и ты. В такой момент иногда появляется ошущение чего-то настоящего. Путь, движение, дорога – нам путникам это должно быть понятно. Поэтому из маршрутки мне не хотелось выходить, ехала бы и я ехала. Так бывает не всегда, но для меня это ощущение очень дорого. В такие моменты понимаешь, что не жалеешь о том, какова твоя жизнь. Ведь даже в этом простом моменте есть столько всего личного и глубокого, о котором и не подумаешь, что можно задуматься и осознать в простой маршрутке. Понимаешь, что ты живой, а это ценно.
По слухам стоить должно 30 лари. Но таксисты не дураки- предлагают и 40 и 50 и как-то не очень понимают по русски. Переодически переходят на английский, который заканчивается вопросом – ду ю спик инглиш. Дальше они не знают. Мы решили использовать метод «ход ферзем» – просто брать и идти вперед, кто-то нас подхватит. К счастью это сработало, ибо дорога в монастырь была очень безлюдной, безмашинной и главное длинной. Договорились на 30 лари. А с вами будут еще две девушки – не страшно это? Нет, не страшно, мы привыкли в тесноте.

Наконец мы уместились и тронулись. Конечно странная была машина – девушки без зубов с татушками и париками, громкий шансон, который не вписывался в окружающий ландшафт. И самое главное скорость – он ехал километров 10 в час наверное. В момент когда казалось, что медленнее ехать нельзя, оказывалось что еще можно).
Зато какой пейзаж – красота, разноцветные холмы, веселенькие коровы, удивительное небо. Очень живописно. Эти немного километров нам удалось проехать за больше часа. Мы уже не верили, что доедем, но все таки доехали. По дороге водитель разбавлял какой-то порошок в фанте. Правда надо отдать им должное шансон меняли иногда на девичьи хиты – типа Максим и старых 80х. Но природа волшебная. Еще приятно порадовало приближение к Азербайджанской границе. Все-таки теперь это моя любимая страна).

И вот мы в монастыре – у нас 2 часа времени. В самом монастыре красиво, в скалах вырезаны кельи, очень красивый вид. Но нам надо в начале подняться на гору, граничащую с Азербайджаном. Подъем крутоват и местами тяжел. Жарко же. Но сверху вид вообще потрясающий. Бакусел прислал мне смс о том, что приветствует меня в Азербайджане. Какая ностальгия. Рядом летают орлы, люди говорят что так близко не пролетают обычно, а нам повезло. С горы видны погранзаставы, горы, равнины, озера. А в самих скалах сохранились фрески.






Жара не перебивает этого восторга от увиденного. Наконец мы добрались до пограничных будок. Первый погранец грузин на нас не обратил внимания, а второй азерский оказался так любезен, предложил поесть, оценил мой азерский словарный запас и вообще – встретили родственную душу.

Спускаться было сложновато, но мы и с этим справились. Маша как знатный любитель высоты ждала нас внизу, так что еще один кусочек Азербайджана увидели только мы с Олей.



Теперь немного времени на осмотр самого монастыря. Выглядит все интересно, а на фоне ясного неба вообще красота. Даже не верится, что иногда тут есть снег,





Была у нас одна надежда, что водиле захочется быстрее довезти нас до места, чтобы спокойно покутить на заработанные с девочками, но не оправдалась. Ехали так же медленно. Конечно, девушка одна предложила, что если нам надо, то отвезет до Сигнахи или Тбилиси. Страшно представить сколько бы мы ехали. Он экономил бензин видимо, съезжал с горы по законам физики.

И вот мы снова на трассе. Монастырь очень понравился. Такое удивительно сочетание природы, погоды, красок и скальной архитектуры. Ну и ностальгия.
Теперь надо попасть в монастырь Святой Нино.
Если искупаться там в источнике, то не будешь год болеть. Подходит. На родине вина – это важно.
Маршруток нет, таксисты предлагают негуманные цены, нашлась еще пара из Эстонии. И вдруг появлся водитель. Типа подвезу.
А сколько стоит?
Ну дом на них все ранво не построишь? Так что как думаете?
Ну мы жумаем по 5.
Хорошо.
Пара эстонцев похоже еще не привыкла к кавказскому транспорту, как же мы влезем в машину впятером. Да нет вообще никаких проблем).
Разговорились с водителем, тут как-то народ разговорчивый. Много очень говорят в режиме монолога. С дядечкой мы обсудили планы, он посоветовал человека, кто поселит нас в Кобулети недорого. Недорого нам подходит. Предложил заодно отвезти нас до монастыря, мы то планировали пешком идти 3 км. Но отвезет и хорошо.

Телефон товраища в Кобулети у меня тоже есть. Заодно хотел подогнать нам вина – мол, сколько привезти вам литров. Я типа за обедом три выпиваю. Ну мы же девочки)).
Красное тут, все говорят, повышает давление. Надеюсь, у меня пониженное.
В монастыре уже все закрывалось. Но мы успели и в церквушку, и в источник, до которого надо идти 800 метро вниз. Большая часть уже сделана в виде ступеней, а часть осталась аутентично-грязевой. Там можно набрать вкусной воды и окунуться. Рубашку можно купить а можно взять и оставить бесплатно. Мы с Машей решили все же не болеть весь год, поэтому окунулись. Вода не такая уж и холодная, но и не парное молоко. 3 раза с головой – главное быстро!


Все дела на сегодня выполнены, возвращаемся наверх и еще одного разговорчивого встречаем. И говорит, и говорит….
Все-таки пока мне люди гнравятся гораздо меньше, чем в Азербайджане. Мол, видимо туризм немного подпортил ситуацию. Там как-то все честнее, искреннее, открытее. Тут тоже хорошо, но не так. Ну и важный показатель для меня смех. Если в Азере мы смеялись 24 часа в сутки, то здесь стали смеяться реже. Да и слово «да» здесь говорят реже, в основном ара-ара.
Дорога до Сигнахи заняла полчаса. Красивый вид на поселок открывается с трассы, да и на всю алазанскую долину.

У входа в город нас встречает наш друг сегодняшний. А как вы будете звонить моему другу в Батуми, если нет симкарты?
Ну смс пошлю. Нет, вот тебе симкарта – на ней есть деньги.
Неудобно, но он настаивал. Ну что же, может и пригодится. Вернее, точно пригодится).
Заодно нас пригласили поужинать, но мы антисоциальны. Поэтому идем кушать сами. Снова вчерашнее место Никола и наши знакомые собаки. Прибавился новый друг волосатый.
Хинкали вкусные и сегодня, да и домашнее вино сегодня как-то приятнее на вкус.Наслаждаемся ужином после тяжелого дня. Позже оказалось, что это и правда самые вкусные хинкали за всю Грузию.

Одна тут проблема с вином – тема его не раскрыта. Ивановка в Азербайджане была проще ближе и доступнее. А тут в магазине только дорогое по 10 лари, не будем тогда ничего дегустировать. Но тут все складывается как всегда удачно, и наш разговорчивый собеседник из монастыря. Снова встречается нам на пути.
Где купить вино? – о, я вам покажу.
Хромой волосатый пес идет за нами. А чувак все болтает о том, как он любит людей. При этом пинает волосатого и прогоняет его. Не понравилась мне это. Он ведь мой дост!


Заскучали по Азербайджану. И странно, - думали, что начинаем с самой неинтересной страны, а вот как все повернулось.
Вино предлагают 5 за литр белого и 10 за литр красного. Выдвинули Олю на вытягивание спички. Итог – красное. Ну и хорошо)
А дома Вано подогнал еще домашнего белого. Прямо лед был, постепенно оттаивающий. Шикарно пахло вино и замечательно вливалось.
Завтра мы покидаем этот городок. Он, конечно, туристичсекий, но все равно приятный и симпатичный. Столько зелени и такой вид на город с дороги. А еще в городе много скульптур необычных. С женихами тут тяжеловато оказалось, нами интересовались ремонтные рабочие и люди из камаза, где на переднем сидении умещалось человек 5.
Места в маршрутке забронированы, стирка сделана. Можно ехать с чистой совестью. Семья мне понравилась, Вано вообще великолепен. Мы, правда, немного попутались, когда нам звонил товарищ с симкартой, кто из нас Катя, кто Маша, но с честью справились с этой ситуацией.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Адрес: Окрестности г. Удабно

David Gareji Monasteri St. David Lavra, Kakheti, Georgia

На грузино-азербайджанской границе расположился комплекс из 9 монастырей — Давид-Гареджи. История создания комплекса напрямую связана с историей иберийского (грузинского) царства.

История монастыря

В 4 веке нашей эры трудами святой равноапостольной Нины Каппадокийской (Грузинской) в иберийском царстве официальной религией стало христианство. Сначала Нино крестила иберийскую царицу Нану, затем ее мужа, царя Мирана III, после чего царь объявил о принятии христианства иберийским царством.

Несмотря на решение царя, в Иберии процветали зороастризм и язычество. К этому времени Иберия находилась под влиянием Персии и Византии. Но Персия была ближе, поэтому сократить количество сторонников зороастризма не представлялось возможным без освобождения от персидского гнета.

Через два столетия, в 6 веке нашей эры, в сирийском монастыре Иоанна Столпника монах Иоанн увидел видение, в котором Богородица повелела ему набрать 12 учеников и отправиться в Иберию. Иоанн послушался видения и, набрав учеников, по благословению настоятеля монастыря отправился в путь.

Он поселился неподалеку от капища языческого идола Зедана, а его ученики разбрелись по всему царству. Один из них, Давид Гареджийский, поселился неподалеку от Тбилиси (Тифлиса), но после конфликта с зороастрийцами ушел в самые глухие и тяжелые для жизни земли, гареджийскую пустыню. Местом жительства святой Давид избрал пещеру, где поселился вместе с учеником Лукианом.

Со временем число учеников Давида росло, они поселялись неподалеку, некоторые избирали для жительства пещеры или расселины, другие вырезали помещения в скале, ведь состояла она из песчаника. К «золотому веку» Грузинского царства, эпохе между правлением Давида IV Строителя и царицы Тамары, на месте некоторых пещер и захоронений построили храмы и монастыри.

Гареджийские монастыри также страдали он нашествий, как и все население Грузии. В 13 веке прошедшие по Грузии турки-сельджуки сократили количество монахов, но монастыри действовали. В 14 веке нашествие монголов также привело к сокращению численности монахов, но не прервало монастырских служб.

В 17 веке во время персидского нашествия под командованием шаха Абасса монастыри комплекса обезлюдели. Часть монахов убежала, других вырезали персы. После этого монастыри пришли в запустение.

В конце 17 – начале 18 веков предпринимались попытки возродить монастырский комплекс, но к концу 19 века он снова обезлюдел. Это произошло из-за появления большого количества светских и духовных школ на территории Грузии, в связи с чем легендарный монастырский комплекс утратил свое значение.

Тем не менее, с начала 21 века в некоторых монастырях комплекса проводят службы. Давидо-Гареджийская Лавра — главная и самая известная часть монастырского комплекса.

После развала Советского Союза между Грузией и Азербайжданом разгорелся спор. Причина спора – монастырский комплекс Давидо-Гареджи, часть которого расположена на территории соседней страны.

Существует предание, что в одном из монастырей комплекса хранился Иерусалимский камень. Святой Давид Гареджийский пошел на поклонение в Иерусалим. Но придя к городу, он настолько переполнился чувствами, что не смог войти внутрь и взял на память три камня, которые лежали у дороги.

В эту же ночь царю Иерусалимскому было видение, что кто-то забрал всю духовную силу города. Он тотчас же отправил солдат на поиски этого человека и они обнаружили Давида. Святой отдал им два камня из трех, а третий унес с собой как величайшую святыню монастырского комплекса.

Что входит в Давидо Гареджийский монастырский комплекс

Большие размеры не позволяют за один раз осмотреть весь комплекс, ведь он занимает площадь более 10 квадратных километров. Посетив его, вы увидите пещеры и расселины, в которых, по преданиям грузинской церкви, жили подвижники – святой Давид и его ученики.

Также вы увидите строения 7-12 века, в которых жили монахи и проводили церковные службы, где хранили продукты и готовили еду.

Сама Лавра очень интересна с точки зрения архитектуры. Здесь башни, пещеры в скалах. В небольшом Преображенском храме находится могила самого святого Давида — основателя монастыря.

Не менее интересны . Чтобы к ним попасть нужно подняться на гору по тропинке правее от входа в лавру. Пещеры расположены непосредственно на границе с Азербайджаном — некоторые буквально на его территории. Стены пещер расписаны фресками. Кроме самих пещер подняться надо ради вида на Азербайджанскую равнину — он действительно впечатляет.

Будте внимательны! Эта местность кишит змеями. Летом стоит быть особенно осторожным.

Лучшее время для посещения Давид-Гареджи — апрель-май. Живность еще не активна, а пустыня уже расцвела. Да и солнце не слишком печет.

Как добраться

Если вы путешествуете самостоятельно, вам необходимо доехать из Тбилиси до города Сагареджо, от него добраться до поселка Удабно. Там можно отдохнуть в кафе «Оазис», которое несколько лет назад открыли поляки.

От поселка с монастырскому комплексу ведет асфальтированная дорога, стоят указатели. Расстояние от поселка до монастырского комплекса — 13 километров. Но помните — это дорога по Гареджийской пустыне. Она довольно утомительна для пешехода.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс пережил несколько крупных вторжений, повлиявших на историю Грузии. Посетив его, вы увидите легендарные жилища святых отшельников и храмы, которые продолжали службы во время турецкого и монгольского вторжений.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.





Запросить консультацию менеджера

Галерея

Давид-Гареджийская Лавра

Один из храмов монастыря

Монастырь Давид Гареджи был основан одним из святых отцов, принесших в Грузию монашество – святым Давидом Гареджийским. Изначально он пришел в Иверию вместе с Иоанном Задазенийским и поселился в городе Задазени, а затем перебрался в Тбилиси и некоторое время жил на горе Мтацминда , иногда спускаясь в город для проповедей.

Позже, будучи оклеветанным, Давид Гареджи покинул город, но оставил его жителям источник, вода которого помогала от бесплодия. В память о той истории в Тбилиси осталась церковь Кашвети (название означает «родившая камень») — одна женщина заявила, что беременна от Давида. В ответ святой отец сказал, что придет срок, и лгунья родит камень. Так и случилось, и теперь тот камень находится в основании церкви Кашвети на проспекте Руставели.

Удалившись из беспокойного и суетного Тбилиси в пустынную местность, святой Давид со своим учеником Лукианом сделали первые кельи в небольших пещерах. Со временем к ним стали присоединяться последователи и постепенно маленькая обитель превратилась в монастырь Давид Гареджи. Некоторые верующие считают, что три посещения монастыря Давид Гареджи приравниваются к одному паломничеству в Святую Землю — и тоже не просто так, тут есть своя легенда.

Незадолго до своей смерти святой Давид отправился в Иерусалим – но по прибытии решил, что не достоин ходить по земле, где ступал Иисус. И, подняв с молитвой с земли три камня, отправился обратно. Тогдашний Патриарх Иерусалима, решив, что Давид забрал с собой всю благодать Гроба Господня, послал ему вслед гонца с просьбой вернуть два камня из трех — Святой Давид их отдал. Третий же камень долгое время хранился в монастыре Давид Гареджи, а недавно был перевезен в недавно построенный собор Цминда Самеба в Тбилиси .

В наши дни комплекс Давид Гареджи насчитывает около 20 монастырей (точно сказать сложно, так как некоторые монастыри сливаются друг с другом или находятся в полуразрушенном состоянии), и состоит из 4 основных частей, расположенных на горном хребте, разделяющем Грузию и Азербайджан: лавра Давида , монастыри Тетри-Удабно и Натлисмцебели и пещера Додо-Рка .

Ядро монастыря Давид Гареджи — лавра Давида, чья изрядная часть является действующим монастырем и зайти туда вряд ли удастся. В нижнем монастыре, в Преображенской церкви, покоятся мощи святого Давида (справа от алтаря). От лавры начинается так называемый «малый круг»: тропа идет на вершину горного хребта, где проходит государственная граница, которая на полном серьезе охраняется пограничниками.

Хотя последние не выказывают никакого интереса к туристам, спор за данную местность между двумя странами длится все время их независимости: грузины хотели бы иметь монастырь Давид Гареджи полностью на своей территории, а азербайджанцы отказываются уступить из опасения потерять важную высоту на границе – с вершины хребта даже невооруженным глазом просматривается изрядная часть территории Азербайджана (а в ясную погоду можно на горизонте разглядеть и горы Армении):

Затем тропа приведет к необитаемому монастырю Тетри-Удабно с фресками IX-XIV веков на евангельские сюжеты и сцены из жития святого Давида. От Тетри-Удабно тропа снова ведет вниз к лавре.

Рекомендации: воду и еду в эту поездку имеет смысл взять с собой, на месте купить будет негде. Также при восхождении на вершину горного хребта очень пригодится хотя бы средняя физическая форма, подходящая обувь и альпеншток (или просто хорошая крепкая палка — на месте ее найти проблематично, леса там нет), карабкаться вверх по тропе придется около километра. Очень нежелательно лазить по темным и сырым пещерам в мае-июне: довольно велик риск нарваться на гюрзу.

На вершину хребта нужно забраться хотя бы ради захватывающих дух пейзажей, особенно с азербайджанской стороны. Основная достопримечательность хребта — тропа, по которой проходит государственная граница:

Одна нога в Грузии, другая — в Азербайджане

Основной монастырь Давид Гареджи расположен у подножия хребта с грузинской стороны:





Еще два небольших монастыря расположены в скале на азербайджанской стороне:

Как добраться до монастыря Давид Гареджи:

Только на своей или арендованной машине, автобусы и маршрутки из Тбилиси туда не ходят. Можно на маршрутке доехать до Сагареджо от тбилисской станции метро «Самгори», а оттуда на такси до монастыря. Цена может быть 40-50 за поездку туда-обратно и два часа ожидания.

На своей машине из Тбилиси к монастырю Давид Гареджи желательно ехать через Сагареджо, а не через Рустави (навигатор упрямо предлагает второй вариант). Через Сагареджо дорога получше, но и там последние 10 км оставляют желать очень много лучшего:

легковушка в принципе пройдет, но не без труда.

Общий километраж от Тбилиси получается около 90 км. Сначала надо доехать до городка Сагареджо по дороге S5. В Сагареджо поворот направо по указателю на монастырь Давид Гареджи и далее дорога петляет по степи меж холмов мимо соленого озера Коптадзе и полузабытых селений. Недалеко от села Удабно будет Т-образный перекресток, на нем надо повернуть налево и проехать еще около 5 км до монастыря (расстояние от Сагареджо до монастыря Давид Гареджи – 48 км).

Координаты для GPS навигатора монастыря Давид Гареджи : N41°26.848; E45°22.603 (хотя наш Garmin отказался считать по ним дорогу — с его «точки зрения», дороги к монастырю нет вообще).

Список всех доступных авторских экскурсий по Грузии и Кахетии вы можете найти в таблице ниже. По умолчанию, в окне отображаются первые 3 экскурсии, отсортированные по отзывам и популярности. Чтобы увидеть все доступные варианты, кликните «Посмотреть все».

На этапе бронирования вам нужно будет заплатить 20% от общей стоимости, остальное отдается гиду на руки перед началом экскурсии.

Трансфер до монастыря Давид Гареджи от онлайн-сервиса GoTrip

Еще один хороший способ добраться до монастыря — это заказать комфортабельный трансфер на грузинском сайте GoTrip . Цены там ниже, чем у уличных таксистов, к тому же на этапе бронирования у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля в зависимости от отзывов прежних пассажиров. Учитывая джигитскую манеру езды грузинских уличных таксистов и их далеко не всегда исправные автомобили – очень полезная опция. Цена на сайте указана окончательная, торговаться уже ни с кем не придется.

Монастырь Давид Гареджи- это одна из самых посещаемых достопримечательностей Грузии. Паломничество в Давид Гареджи для грузин также ценно, как поездка христиан в Иерусалим, а мусульман в Мекку.

Как добраться в Давид Гареджи.

Давид Гареджи расположен в 80 километрах от Тбилиси, на границе Грузии и Азербайджана. Добраться до монастыря из Тбилиси кроме своего авто, можно:
1.На такси (ориентировочно один километр- один лари);
2.В летне-осенне-весенний период на экскурсионном автобусе. Автобус ходит каждый день в 11-00 с улицы Пушкина рядом с площадью Свободы. В Давид Гареджи ждёт вас три часа, что более чем достаточно. Цена 25 лари с человека. Есть телефон контакта 551951447. Если не дозвонитесь, то информацию можно уточнить в информцентре на той же площади Свободы.
3.Маршруткой до Сагареджо, откуда на такси до монастыря. Этот маршрут самый сложный, но самый дешёвый и интересный. Поэтому наш выбор пал на него.
Маршрутки из Тбилиси в Сагареджо ходят с автостанции, расположенной рядом с метро Самгори, это в паре остановок на метро от нашего отеля. Направление настолько популярно, что ждать долго не пришлось. Проезд 3 лари с человека.

Сагареджо.

От вокзала до Сагареджо ехать около сорока минут. Попросите, чтобы остановились на главной площади. Отсюда каждые полчаса уходят маршрутки обратно в Тбилиси и можно найти такси до монастыря Давид Гареджи. В каждом городе Грузии на таких вот главных площадях вы обязательно встретите такси и такси будет в большинстве случаев местным. По цене на такси в Грузии, как впрочем и везде, действует принцип-чем дальше от крупных городов, тем расценки дешевле. Исключение составляют только горы, где полным-полно иностранцев. В Давид Гареджи из Тбилиси ездят в основном либо на своих машинах, либо с туристической фирмой и для такси Сагареджо этот вариант заработка очень редок. Поэтому такие клиенты, как мы, были встречены с большой радостью. За 40 лари без торга (как-то рука не поднялась торговаться с дедушкой, да и цифра была маленькой) мы договорились съездить в монастырь Давид Гареджа, погулять там три часа и вернуться обратно на площадь.

Для нас Давид Гареджи стал первой достопримечательностью, которую мы посещали в Грузии и поэтому вопросов к местным жителям было много. Так всю дорогу туда и обратно мы проболтали с дедушкой, даже забыв спросить как его зовут.

Дорога от Сагареджо до Давид Гареджи асфальтирована лишь несколько километров (наследие Саакашвили- хотел заасфальтировать полностью, но не успел), а в остальном грунтовка, проходит по Иорскому плоскогорью, названному так по названию местной реки Иори.

Вид из окна был однообразен, практически без людей и лесов. Такое впечатление, что мы находились в самой настоящей пустыне.

Здесь редко выпадают осадки, что способствует выпасу скота даже зимой. Выпас скота и сбор сена в этих местах является основным видом жизнедеятельности человека.

Животные за многие века настолько проели плоскогорье, что местами от цветочных лугов остались одни проплешины.

То, что здесь ещё одно из самых жарких мест в Грузии, мы ощутили буквально на себе. Иори и Давид Гареджи нас встретили температурой под 40.

Удабно.

По пути к Давид Гареджи машин практически не встречается да и “достопримечательностей” тоже, кроме посёлка Удабно (в переводе с грузинского пустыня).

Это единственный, полузаброшенный населённый пункт по дороге.

В посёлке располагается единственный на всю округу ресторан “Оазис Клаб”, хозяевами которого являются поляки. Здесь любят останавливаться туристические автобусы. Поляков в Грузии, как туристов, очень много (любят они её) и некоторые даже остаются на постоянное место жительства. Сюда может приехать любой желающий и поселиться в любом свободном доме (есть такие?).

Монастырь Давид Гареджи.

Уже на подъезде к Давид Гареджи первое, что вы увидите из построек, это башня Чичхитури. Башня использовалась как оборонительное сооружение для предупреждения монастыря о наступлении врагов. Построена в конце 17 века после разорения монастыря в 1625 году шахом Аббасом.

Оставив машину на парковке перед монастырём,

любуемся местными пейзажами с постройками эпохи Брежнева. В 70-х годах прошлого века сюда была проложена дорога, полностью развалившаяся в наше время, проведено электричество и построено несколько домов. Иногда всё же правительство вспоминает и о отдалённых территориях своей империи, но, к сожалению, не часто.

И всё это на фоне завораживающих красных холмов.

От парковки тропинка идёт через монастырскую лавку, где продают иконы, книги и монастырское вино.

Вход в монастырь бесплатный, но посмотреть хотя бы одну пещеру вряд ли удастся. Монастырь действующий и в большинство мест доступ туристу закрыт.

Давид Гареджи.

История монастыря Давид Гареджи уходит в знаковый для Грузии VI век, когда монах Давид Гареджи вместе с другими двенадцатью монахами, ставшими в будущем ассирийскими отцами Грузии, пришёл в страну проповедовать христианство.

Про эту историю и историю его сподвижника Авива Некресского можно почитать в статье .

После того, как пути монахов разошлись, Давид Гареджи отправился в Тбилиси, где поселился в пещере на горе Мтанцминда. Сейчас на этом месте находиться Пантеон и храм отца Давида. Но и там он не нашёл покоя или скорее всего ему его не дали.

Удалившись от городской суеты Давид Гареджи поселился в том месте, которое сейчас называется Давидовой Лаврой. Лавра -самое почитаемое место монастыря, отмечено крестом.

Здесь, с нетипичной для Грузии природой, Давид Гареджи уединился в пещере. Со временем к нему присоединились другие монахи, делая в пологой скале другие пещеры для проживания.

Много лет прожил Давид Гареджи в пустыне. Много всего написано про его житие: и как он изгонял дракона из одной из пещер, и как лечил людей от болезней, и как ходил в Иерусалим, и как творил чудеса.

В маленьком Приображенском храме монастыря, чуть правее алтаря находиться могила Давида Гареджи.

После смерти Давида Гареджи много бед выпало на долю монастыря, ведь монастырь был возведён в безлюдном месте, перед воротами в мусульманский мир. Он практически всегда первым принимал на себя нападение врагов.

Так в XVII веке в пасхальную ночь были казнены тысячи монахов персидским шахом.

При советской власти монастырь пришёл в запустение и на его территории устроили военный полигон (пещеры использовались как мишени). Именно с требования прекращения военных учений в монастыре начались массовые уличные акции протеста в 1988 году.

Монастырь Удабно.

Но не смотря ни на что, монастырь выжил и дошёл до наших дней, как огромный монастырский комплекс. Кроме главного монастыря Давид Гареджи, на прилежащей территории в радиусе 10 километров располагаются ещё порядком 20 монастырей. Обойти их все нужен не один день. А вот ещё один монастырь Удабно посмотреть можно, но для этого нужно подняться по горной, крутой тропинке метров 600 на верх горы.

Этот непростой подъём будет вознаграждён красивыми видами монастыря Давид Гареджи