Мистические артефакты древности. Археологические артефакты, не вписывающиеся в историю. Необъяснимо, но факт. Древние артефакты Гватемалы

Загадочные артефакты древних цивилизаций находятся в пустыне Наска, представленные огромными рисунками. Удивительные геоглифы появились в 200 г. до нашей эры, покрывая обширные территории у берегов Перу. Выгравированные на песчаном грунте, они иллюстрируют животных и геометрические фигуры.

Изображения, также представленные линиями очень похожи на посадочные полосы. Люди Наска, создавшие чудесные рисунки, не оставили никаких записей о назначении масштабных изображений. Возможно, из-за их доисторической эпохи они еще не обнаружили преимуществ письменного языка, либо их сдерживало что-то иное.

Не достаточно продвинутые для письменного языка, они тем не менее оставили будущим цивилизациям большую загадку. Мы до сих пор задумываемся о том, как такие сложные проекты были реализованы в то время.

Некоторые теоретики полагают: линии Наска представляют созвездия и коррелируют с расположением звезд. Также предполагается, что геоглифы должны были рассматриваться с небес, а некоторые линии образуют взлетно-посадочные полосы для инопланетных посетителей Земли.

Изумляет нас и другое, если сами «художники» не имели возможности просматривать изображения с неба, то как народы Наска создали абсолютно симметричные образы? За отсутствием записей из того времени, у нас нет приемлемых объяснений, исключая участие внеземных технологий.

ГИГАНТСКИЙ ПАЛЕЦ ЕГИПТА.

Артефакт длиной 35 сантиметров согласно легенде был обнаружен в 1960-х годах в Египте. Исследователь непознанного Грегор Спорри встретив владельца артефакта в 1988 году заплатил 300 долларов, чтобы сфотографировать палец и провести рентгенографию. Есть даже рентгеновское изображение пальца, а также печать подлинности.

Оригинальная фотография, снятая в 1988 году

Однако ни один ученый не изучил палец, а человек владевший артефактом, не оставив возможности услышать подробности. Это может способствовать тому, что палец великана является мистификацией, либо свидетельствовать о цивилизации гигантов, обитавших на земле перед нами.

КАМЕННЫЕ ДИСКИ ПЛЕМЕНИ ДРОПА.

Как сообщатся в истории артефакта, Чо Пу Тей, профессор археологии (является настоящим археологом) Пекина, был в экспедиции с учениками, чтобы исследовать пещеры глубоко в горах Гималаев. Расположенные между Тибетом и Китаем, ряд пещер явно был сделан человеком, поскольку они состояли из туннельных систем и комнат.

В ячейках комнат были маленькие скелеты, говоря о карликовой культуре. Профессор Тей предположил, что они являются недокументированными видами горной гориллы. Правда сильно смущало ритуальное погребение.

Здесь же было найдено сотни дисков диаметром 30,5 сантиметров с идеальными отверстиями в центре. Исследователи, изучив картины на стенах пещеры, пришли к выводу о возрасте — 12 000 лет. Тем же возрастом датируются и таинственного назначения диски.

Отправленные в Пекинский университет, диски племени Дропа (как их назвали) изучались 20 лет. Многие исследователи и ученые пытались расшифровать выгравированные на дисках письмена, что не имело успеха.

Профессор Цум Ум Нуи из Пекина исследовав диски в 1958 году пришел к выводу о неизвестном языке, ранее нигде не появлявшимся. Сама гравировка была сделана на столь искусном уровне, что требовала увеличительное стекло для чтения. Все результаты расшифровок уходили в область внеземного происхождения артефактов.

Легенда племени: Древние дропа спустились с облаков. Наши предки, женщины и дети прятались в пещерах десять раз перед восходом солнца. Когда наконец отцы поняли язык жестов, то выяснили, что у пришедших были мирные намерения.

АРТЕФАКТ, СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ В 500,000 ЛЕТ.

В 1961 году обнаружился очень странный артефакт в горах Косо, Калифорния. Ища дополнения к своей выставке, владельцы небольшого магазина драгоценных камней отправились собрать несколько экземпляров. Однако им повезло найти не просто ценный камень или редкую окаменелость, но настоящий механический артефакт глубокой древности.

Загадочное механическое устройство выглядело как современная свеча зажигания автомобиля. При анализе и рентгеновском просмотре обнаружилась фарфоровая начинка, содержащая кольца из меди, стальную пружину и магнитный стержень с внутренней стороны. Дополняет тайну находящееся внутри неидентифицируемое порошкообразное белое вещество.

После проведения исследований на артефакте и морских окаменелостей, покрывающих поверхность, выяснилось: артефакт «окаменел» около 500 000 лет назад.

Однако ученые не спешили анализировать артефакт. Вероятно, опасались случайно опровергнуть общепринятые теории, заявив, что мы не первая технологически развитая цивилизация. Либо планета и в самом деле была популярным местом у инопланетян, нередко ремонтировавшимся на Земле.

МЕХАНИЗМ АНТИКИТЕРА.

В прошлом веке дайверы очищали древние греческие сокровища на месте обломков корабля Антикитера, датированного 100 годом до нашей эры. Среди артефактов они нашли 3 части таинственного приспособления. Устройство имело бронзовые треугольные зубцы, и считается, что оно использовалось для отслеживания сложных движений Луны и других планет.

Механизм использовал дифференциальную шестерню, состоящую из более 30 передач разных размеров с треугольными зубьями, которые всегда подсчитывались до простых чисел. Считается что, если все зубы доказаны как простые числа, то они могут прояснить астрономические тайны древних греков.

Механизм антикитера имел ручку, позволявшую пользователю вводить прошлые и будущие даты, а затем вычислять положение Солнца и Луны. Использование дифференциальных передач давало возможность рассчитывать угловые скорости и вычислять лунные циклы.

Никакие другие артефакты, обнаруженные с этого времени, не являются передовыми. Вместо того, чтобы использовать геоцентрическое представление, механизм был построен на гелиоцентрических принципах, которые для того времени не были обычным явлением. Кажется, что древние греки сумели самостоятельно построить первый аналоговый компьютер мира.

Александр Джонс, историк, расшифровав некоторые надписи сказал: устройство использовало цветные шары для представления Солнца, Марса и Луны. Хорошо, по надписям мы выяснили где было создано устройство, но никто не сказал, как это было сделано. Возможно ли, что греки знали больше о солнечной системе и технологиях, чем мы думали раньше?

САМОЛЕТЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Египет не является уникальным местом для теорий о древних инопланетянах и высоких технологиях. В Центральной и Южной Америке были обнаружены небольшие золотые изделия, относящиеся к 500 годам н. эры.

Точнее датировка – своего рода вызов, поскольку изделия целиком состоят из золота, поэтому дата была оценена методом стратиграфии. Это может обмануть некоторых людей, создав представление о мистификации, но артефакты насчитывают не менее 1000 лет.

Артефакты интересны своей изумительной похожестью на обычные для нас самолеты. Археологи обозначили находки как зооморфные, за их напоминание животных. Однако сравнение их с птицами и рыбой (имеющих близкие характеристики с точки зрения животных) кажется подтянутым к нужному заключению. Во всяком случае, такое сравнение вызывает большие сомнения.

Почему они так похожи на самолеты? У них есть крылья, стабилизирующие элементы и посадочные механизмы, которые призвали исследователей воссоздать одну из древних фигур.

Будучи созданным в масштабе, но точным в пропорциях, этот древний артефакт кажется очень похожим на современный истребитель. После воссоздания было задокументировано, что самолет пусть и не очень хорош в аэродинамическом плане, но летал чудесно.

Возможно ли, что 1000 лет назад нас посетили древние космонавты и оставили конструкционные решения того, что мы теперь называем «самолётами»? К тому же, аэродинамические характеристики на родной планете «гостей» могут быть отличными от земных условий.

Возможно, это модель космического челнока (мы кстати, проектируем такую же форму). Или более правдоподобно думать, что артефакт представляет чрезмерно неточное изображение птиц и пчел?

Возможно, древний мир был в контакте со множеством инопланетных рас, о чем свидетельствует богатая коллекция историй, подробно описывающих встречи. Многие культуры, разделенные тысячами лет, содержат повествования о летающих объектах и технологиях столь продвинутых, что это кажется нам мистификацией.

Официальная наука придерживается мнения, что человек появился на Земле сравнительно недавно - где-то пару миллионов лет назад. Причем и человеком-то его тогда назвать было трудно. Скорее он представлял собой некое прямоходящее существо, которое с трудом добывало себе пищу с помощью камней и палок и боялось открытого огня.

Не только падка

Однако некоторые удивительные артефакты, напрочь выпадающие из созданной официальной наукой строгой цепочки рассуждений, опровергают эту теорию. Даже не просто опровергают, а прямо говорят: человеческая цивилизация зародилась гораздо раньше. И представители ее способны были не только размахивать палками и кидаться камнями, но владели ремеслами. Кроме того, они создавали уникальные сплавы и изготавливали такие предметы, которые современная цивилизация научилась создавать совсем недавно, буквально пару столетий назад. О некоторых таких артефактах мы и расскажем в этой статье.

Рекс с шариком

Западная Африка, государство Сьерра-Леоне. Рабочие роют шахту - ищут алмазы. Но помимо алмазов копатели обнаруживают каменные фигурки, изображающие слонов с наездниками. И наездники эти - гигантского роста, а на головах у них, вместо волос, - змеи. Но это не все. В той же шахте рабочие нашли каменную фигурку... динозавра!

Фигурка изображала самого популярного и потому всем известного тираннозавра рекса, внутри которого что-то звенело. Когда фигурку отправили на обследование, выяснилось, что звон издавал запаянный в ней шар, изготовленный из хромированной стали. Из этой стали изготавливают подшипники, сверла и другие высокопрочные детали и инструменты, и, как мы понимаем, выплавлять подобную сталь человечество научилось сравнительно недавно. А этим фигуркам и, соответственно, заключенному внутри тираннозавра шарику, как показал анализ, - 17 тысяч лет!

«Генетический диск»

В конце 1960-х годов в горных районах Колумбии были обнаружены изделия из луддита. Луддит - это твердый, как гранит, камень черного цвета со слоистой структурой. Обработать его можно, но с большим трудом. Однако древним мастерам это удалось. Среди находок был луддитовый диск, на котором было изображено... поэтапное развитие человеческого эмбриона! Причем с самого начала, то есть с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидами, которые без помощи микроскопа и разглядеть-то невозможно. Ученые назвали это творение древних ремесленников «Генетическим диском». Больше про него пока сказать нечего.

В 1948 году в США на одном из карьеров рабочие раскололи глыбу каменного угля. Внутри глыбы был обнаружен железный кубок. Возраст угля - 55 миллионов лет. Каков тогда возраст кубка?

Там же, в США, в штате Оклахома, тоже на каменноугольном разрезе, рабочие рыли шахту и в глубине ее обнаружили дверь, изготовленную из отполированных до зеркального блеска каменных квадратиков размером 15x15 сантиметров каждый. Дверь никуда не вела. Но когда-то давно в нее входили? И куда шли? И кто ее изготовил?

Колумб что-то там открыл

Благодаря усилиям конкистадоров и церковных деятелей Средневековья, информации о доколумбовой Америке в мире практически не сохранилось.

А некоторые находки показывают, что на этих континентах творилось много интересного, и представители Старого Света привнесли туда вовсе не культуру и просвещение, а скорее наоборот -мрак и невежество. Возьмем, к примеру, такой факт. В 1984 году в одной из горных пещер Эквадора были найдены примерно три сотни предметов, которые не соответствовали ни европейской культуре, ни культурам ацтеков и майя. Один из предметов представлял собой самую настоящую и практически полную карту Земли от полюса до полюса, выполненную на камне. На этой карте с легкостью можно найти Средиземное море, Итальянский «сапог», Грецию, Африканский континент... Вот только то место, где сейчас находится Япония, Корейский полуостров, Сахалин и прилежащие острова, на карте обозначено как сплошная суша. Очевидно, это был материк, который в результате вулканической деятельности и землетрясений был когда-то расколот на отдельные острова. Индия на этой карте, кстати, имеет гораздо большую площадь, чем сейчас. Возможно, из-за природных катаклизмов она тоже потеряла часть территорий.

Не менее интересно взглянуть на то место каменной карты, где сейчас расположен Атлантический океан. На ней тоже есть океан, но посередине его имеется еще один континент. Может быть, это и есть легендарная Атлантида?

Исследователи считают, что этой карте, по меньшей мере, 12 тысяч лет. Мало того, что неизвестные мастера вырезали ее на камне, они же где-то взяли подробную информацию о расположении материков, островов, морей и океанов?

Допотопные города

Не меньший интерес и явные подозрения о существовании древних цивилизаций вызывает существование «допотопных» подземных городов. Турецкие археологи спустились в один такой город на глубину 80 метров и обнаружили залы с высотой потолков до 30 метров и выше. Бесконечные переходы и галереи вели исследователей из залы в залу, из одного города в другой на десятки километров.

В Турции, а также в Израиле были обнаружены так называемые Колокольные пещеры. Их древнее происхождение не вызывает сомнений, а вот принцип создания до сих пор толком не ясен. Если бы речь шла об использовании современных инструментов, то процесс выглядел бы следующим образом. Сначала огромным буром в скале высверливалось отверстие. Затем отверстие постепенно расширялось, и, в конце концов, получалась пещера в форме гигантского колокола с идеально ровными стенами. Но все это хорошо, хотя и непросто даже при наличии современных инструментов. А где древние неведомые строители могли взять гигантский бур и шлифовальное оборудование? Загадка!

И это только малая часть загадочных артефактов, свидетельствующих о том, что наши далекие предки обладали гораздо более обширными знаниями и возможностями, чем утверждает официальная наука.

Константин Карелов


Если верить мифам, то на протяжении всей древней истории мир терзали злобные упыри и привередливые боги. По люди не собирались сдаваться без боя и боролись с ненавистниками рода человеческого подручными средствами, в частности магией. До нашего времени дошли самые разнообразные артефакты, об истинном предназначении которых современным учёным приходится только догадываться.

1. Греческий палиндром


Согласно легенд, Кипр является местом рождения греческой богини любви плодородия, а город Пафос был "штаб-квартирой" культа Афродиты. Сегодня этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО изобилует древней мозаикой и остатками великих микенских храмов, посвященных покровительнице любви. Недавно же в Пафосе нашли другое чудо – 1500-летний амулет из глины размером с монету. На одной его стороне изображен греческий палиндром, а на другой - сцена из мифов. Палиндром гласит: "Яхве – носитель тайного имени, а лев Ра хранит его в своем храме".

2. Таинственные золотые спирали


Золото всегда считалось людьми ценным металлом. Золотом украшали все - от гробниц до ритуальных фигурок. Недавно археологи обнаружили около 2000 маленьких золотых спиралей в поле на датском острове Зеландия. Ранее на этом же месте раскопок находили менее загадочные изделия из золота, такие как браслеты, чаши и кольца.

Спирали датируются 900 - 700 годами до н.э., но это все, что о них известно. Зачем они были сделаны - загадка. Ученые предполагают, что в культуре бронзового века почитали Солнце и придавали большое значение золоту, считая его воплощенной на Земле формой солнца. Таким образом, вполне вероятно, что спирали украшали священные одеяния жрецов.

3. Костяная броня


Археологи в России нашли необычные доспехи, которые были сделаны из костей убитых животных. Возможно, это работа людей Самусь-сейминской культуры, представители которой жили в горах Алтая на территории современной России и Средней Азии тысячи лет назад. В какой-то момент они мигрировали на место, где сегодня расположен сибирский город Омск, где и была обнаружена броня, возраст которой составляет от 3500 до 3900 лет.

Несмотря на свой возраст, она была найдена в "идеальном состоянии". Она, вероятно, принадлежала какому-то элитному воину, но археологи не имеют ни малейшего представления, почему кто-то закопал такой уникальный предмет.

4. Мезоамериканские зеркала


Мезоамериканские жители когда-то считали зеркала порталами к чужеродным мирам. Хотя сегодня отражающие поверхности повсеместно распространены, 1000 лет назад люди трудились до 1300 часов (160 дней), чтобы произвести обычное ручное зеркальце. Исследователи нашли более 50 таких зеркал в Аризоне, большинство из них на месте раскопок под названием Снейктаун. Обилие зеркал позволяет предположить, что Снейктаун был очень зажиточным городом, который был заселен привилегированными членами общества.

К сожалению, зеркала находились в плохом состоянии. Как и другие священные вещи, они подлежали кремации и погребению вместе с их владельцами. Исследователи установили, что зеркала были сделаны из пирита и богато украшены. Поскольку месторождений пирита на территории современного штата Аризона нет, то они предположили, что зеркала завозили из Мезоамерики.

5. Таинственный сицилийский монолит


Археологи недавно обнаружили под водой у берегов Сицилии гигантский монолит, напоминающий камни Стоунхенджа. Он находится на глубине 40 метров, весит почти 15 тонн, а его размеры составляют 12 метров в длину. Монолиту исполнилось по крайней мере 9300 лет, т. е. он почти в два раза старше Стоунхенджа.

Цель его постройки не ясна, но очевидно, что его производство требовало титанических усилий. Что примечательно, монолит сделан из камня, который не добывают нигде поблизости. Сегодня этот артефакт, скрывающийся под водой, разбит на три части, а также в нем нашли три отверстия неизвестного назначения.

6. Магические знаки Лондонского Тауэра


Стоящий на северном берегу реки Темза почти 1000-летний Лондонский Тауэр - крепость, которая когда-то была дворцом, хранилищем королевских регалий и драгоценностей, арсеналом, монетным двором и т. д. Что интересно, эта крепость, начиная с момента ее постройки в 1066 году Вильгельмом Первым, постоянно имела магическую защиту.

Археологи-исследователи Музея Лондона обнаружили 54 магических знака на всей территории Тауэра. Большинство из них являются черными вертикальными символами 3-7 см в высоту, которые предназначались для того, чтобы отразить все формы опасности, в том числе природные стихии. Археологи также обнаружили несколько ловушек на демонов, в том числе изображения сетки.

7. Колдовской остров


Необитаемый остров Бло-Юнгфрун всегда пользовался дурной репутацией и считался раем для ведьм, буквально начиная с эпохи мезолита. Остров расположен у восточного побережья Швеции и полностью изолирован от остального мира, поэтому неудивительно, что в течение 9000 лет люди, практикующие черную магию, облюбовали его.

Во время археологических исследований были найдены пещеры, носящие следы рукотворного вмешательства, в которых проводили неизвестные пугающие ритуалы. Во всех них стояли алтари. Служители предположительно приносили на них жертвы, чтобы умилостивить своих богов.

8. Серебряный свиток Джераша


Благодаря чудесам 3-D моделирования исследователи смогли заглянуть внутрь древнего свитка, чтобы прочесть надписи на нем, не повредив при этом хрупкую реликвию. Этот небольшой серебряный свиток был найден внутри амулета, где он лежал в течение более 1000 лет, пока его не нашли в разрушенном доме в 2014 году. Серебряные пластины оказались очень тонкими (всего 0,01 см), поэтому развернуть их не удалось, не повредив.

После того, как удалось воссоздать 17 строк из свитка методом 3-D моделирования, ученые увидели интригующую историю колдовства. Около 1300 лет назад безымянный колдун прибыл в город Джераш, чтобы справиться с какими-то местными проблемами. Первая строка заклинания на свитке была написана на языке, напоминающим греческий, а затем текст написан на совершенно неизвестном языке, напоминающим арабский.

9. Египетские куклы вуду и ушебти

Хотя обычно средства массовой информации считают куклы вуду африканским и гаитянским изобретением, впервые подобные статуэтки встречались в древнеегипетской магии. Судьба, постигшая специально изготовленную фигурку, как полагают, также постигала и человека, по подобию которого она была изготовлена. Эти маленькие чучела делали, чтобы вызвать различные состояния, от проклятий до чар любви.

Знаменитые фигурки ушебти часто создавали для этих целей, но у них было и другое предназначение. Египтяне знали, что Осирис, бог мертвых, часто использует усопших для работ в загробном мире. Ушебти якобы делали эту работу за своих хозяев. Некоторые исключительно ленивые, но богатые люди были найдены похороненными с ушебти на каждый день года.

10. Коптская книга заклинаний


Несмотря на то, что древние египтяне дружили со здравым смыслом, они, не колеблясь, обращались к магии, чтобы решить житейские неудобства. Многие из их проклятий были утеряны в истории, но некоторые сохранились и до наших дней, в том числе 1300-летний "Коптский справочник по сверхъестественной ритуальной силе". К счастью, 20-страничный буклет на пергаменте был написан на коптском языке, поэтому его удалось расшифровать ученым университета Маккуори в Австралии.

Кодекс содержит 27 заклинаний различной полезности: от "хороших", старомодных любовных заклинаний до наведения потенциально смертельной черной желтухи. Кодекс, вероятно, служил в качестве карманной книги заклинаний. Помимо всего прочего, он описывает вызов Бактиоты - некой мистической фигуры с божественными возможностями, которая председательствует на собраниях змей. Также в кодексе говорится о Сифе, третьем сыне Адама и Евы, и об Иисусе. Исследователи предполагают, что справочник был написан примерно в седьмом веке сифианами, сектой христианских еретиков-мистиков.

Сегодня археологи находят множество различных древних артефактов по всему миру. Но особо интересные экспонаты встречаются в таких удивительных местах, как .

Кратко о статье: Хрустальные черепа и древние батарейки, странные статуи и письмена - что из этого действительно относится к древнейшим артефактам, а что - поделки нового времени? И есть ли вероятность, что когда-то мы все-таки раскопаем следы деятельности древнейших цивилизаций на нашей планете? Обо всем этом и многом другом - в материале Михаила Попова.

Необъяснимое наследство

Доисторические артефакты

Оглядитесь вокруг. Что могут подумать про нас люди будущего, раскопавшие груды радиоактивного пепла и обнаружившие под ними артефакты 21 века? Может, увидев компакт-диск, они подумают, что мы обменивались друг с другом информацией при помощи солнечных зайчиков? Бутылка вина? Эти варвары пили уксус! Пачка долларов? Всего лишь доисторическая коллекционная карточная игра с примитивными изображениями монстров в овальных рамках. И все. И все?

Археология - жутко скучная наука. По крайней мере, до тех пор, пока где-нибудь в горах Тибета не обнаруживается щелочной аккумулятор или календарь, рассчитанный на сто веков вперед. Но, даже увидев это воочию, ученые лишь скептически пожимают плечами. Во-первых, подобные находки плохо вписываются в общепринятую схему поэтапного развития человеческой цивилизации, а во-вторых, при ближайшем рассмотрении они чаще всего оказываются фальшивками. Давайте попробуем узнать - имеется ли среди этих артефактов хоть что-нибудь стоящее? Вещь, достойная удивления, а не сомнения?

Несвоевременно и неуместно

Компьютер юрского периода, интернет древних египтян, звездолет короля Артура... Как это назвать одним словом? Фантастика. Но если говорить о более простом объекте, который явно не принадлежит своему времени и вряд ли мог быть сделан в свою эпоху, то перед нами обычный анахронизм (от греческого ana - «против» и chronos - время).

С анахронизмами не следует путать «хорошо забытое старое» - передовые изобретения древнего мира, заново открытые европейцами много веков спустя (например, бетон, известный в Вавилоне, Египте, Риме и вновь открытый лишь в 18 веке).

Анахронизмы окружают нас повсюду. Дева Мария на картинах итальянских художников одета по европейской моде. В шекспировской трагедии «Юлий Цезарь» присутствуют механические часы, отбивающие время. Болеслав Пруст в своем романе «Фараон» описывает древнеегипетский порошок, подозрительно похожий на порох. Чаще всего авторы идут на такие допущения сознательно, пытаясь сделать свои произведения более понятными, необычными, стильными. Иногда анахронизмы используются для достижения комического эффекта («Шрек 1-2», «Флинтстоуны»).

В поисках Атлантиды

Почему разумно говорить лишь о самых примитивных анахронизмах? С какой стати ядерное оружие, погубившее динозавров, считается выдумкой? Дело в том, что большинство теорий существования сверхразвитых древних государств обычно «заглядывают» в такую немыслимую глубину веков, что говорить о сохранившихся предметах науки и техники того времени попросту бессмысленно.

В самом деле, если бы крупная цивилизация великих инженеров или колонизационный форпост инопланетян существовали в сравнительно недалеком прошлом (например, три тысячи лет назад), то мы буквально спотыкались бы об свидетельства великих технических достижений - полуразрушенные небоскребы, обвалившиеся тоннели метро, стартовые площадки для «летающих тарелок», а также горы бытового мусора на древних свалках.

Ничего этого нет и в помине. Следовательно, нужно искать «глубже». Возникает вопрос: сколько времени нужно для того, чтобы технически развитая цивилизация - к примеру, наша - исчезла без остатка? Подобные исследования проводились в основном лишь для нужд экологии, причем полученная информация зачастую оказывалась весьма противоречива. Считается, что бумага распадается (в зависимости от агрессивности среды) за 2-5 месяцев, сигаретные фильтры - от 1 года до 12 лет, пластиковые пакеты - от 10 до 20 лет, пластмассовая ручка - около 500 лет.

Для архитектуры данный вопрос не имеет прикладного значения, поэтому здесь мы можем оперировать лишь археологическими данными. Какая постройка считается наиболее древней? Стоунхендж? Пирамиды? Нет. В 2000 году канал BBC сообщил, что японские исследователи обнаружили к северу от Токио самое древнее здание на Земле - остатки креплений тростниковой хижины, построенной нашими предками homo erectus около 500000 лет тому назад.

Останки человека и мелкие орудия его труда сохраняются гораздо лучше. К примеру, близ реки Омо (Эфиопия) были обнаружены, вероятно, древнейшие следы разумной деятельности - ископаемые останки гоминидов и кварцитовые рубила, датируемые 2,4 миллионами лет до нашей эры.

Таким образом, достоверно известный предельный возраст города составляет 10000 лет, отдельной постройки - 500000 лет, а рабочего инструмента - не более 2,5 миллионов лет. Эти цифры не окончательные. Они наверняка будут корректироваться по мере накопления археологических знаний, однако сейчас ясно лишь одно: древняя цивилизация с «продвинутыми» технологиями могла существовать не ранее 2-3 миллионов лет тому назад.

О поисках «мезозойских компьютеров» речи идти не может - вещи сложнее каменного топора или металлического украшения попросту не способны дожить до нашего времени в доступном для изучения виде. Если они были изготовлены из каких-то сверхпрочных материалов, то в случае внезапной и массовой гибели цивилизации их создателей мы бы уже очень давно обнаружили следы доисторического «золотого века».

Иначе говоря, целые и невредимые Звездные врата откапывают из-под земли только в кино. Нам же остается лишь искать несложные артефакты, способные указать на высокоразвитую культуру типа Атлантиды. Изделия из прочного камня и некоторых металлов (золото, платина, титан) могут сохраняться миллионы лет.

Странная письменность

Алфавит Винча был найден на неолитических артефактах (6000 год до нашей эры) неподалеку от Белграда. Странные пиктограммы, покрывающие глиняные черепки и фигурки животных, заставили специалистов крепко призадуматься.

Расшифровать написанное до сих пор не удается и вряд ли когда удастся, но если это действительно окажется осмысленным языком, то учебники по истории придется переписать - ведь алфавит Винча станет древнейшим видом письменности на Земле, опередившим шумерские и египетские источники на тысячи лет.

Еще одним лингвистическим ребусом, будоражащим умы ученых, считается каменный «диск из Фаистоса » найденный на раскопках около города Фаистос (остров Крит). Он датируется вторым тысячелетием до нашей эры и содержит круговые начертания из 45 видов знаков, не поддающихся расшифровке. Его предназначение и место изготовления до сих пор является предметом дискуссии. Учитывая средиземноморское происхождение диска, его очень часто относят к артефактам погибшей Атлантиды.

Около города Високо (Босния и Герцеговина) расположен необычный холм, напоминающий по форме пирамиду. Местный энтузиаст Семир Османагич провел на ней первые раскопки и заявил, что обнаружил остатки облицовочного камня и тоннелей, уходящих вглубь «здания».

Возраст «Пирамиды Солнца», названной так по аналогии с пирамидой из мексиканского города Теотиуакан, пока что оценивается в 12000 лет (почти на 10000 лет старше пирамиды Хеопса), а высота составляет около 213 метров (на 75 метров выше знаменитой египетской «сестры»).

По соседству находятся еще несколько пирамидальных холмов (окрещенных «пирамида Луны», «пирамида Дракона»). Естественно, все эти постройки сразу же стали ассоциироваться с Атлантидой, Лемурией, континентом Му и другими легендарными культурами.

Раньше считалось, что 12000 лет назад на территории Балканского полуострова заканчивался период мощного оледенения, и климат этого региона вряд ли можно было назвать благоприятным для жизни. Там обитали охотники и собиратели, жившие в пещерах и оставившие после себя лишь примитивные каменные орудия труда.

Профессиональные ученые начнут работу над «Пирамидой Солнца» в этом году. Первые результаты должны появиться не раньше 2007. От них зависит очень многое, ведь доказательство искусственного происхождения этих пирамид станет величайшим археологическим открытием нашего времени.

В пещере пирамидальной горы Байгон (Китай, провинция Цинхая на границе с Тибетом) проложены трубы диаметром от 10 до 40 сантиметров, уходящие глубоко под землю. По большей части они состоят из окиси железа (ржавчины) и двуокиси кремния, что свидетельствует об очень солидном возрасте. Точно такие же трубы были обнаружены на берегу ближайшего озера Тосон и даже под водой.

Уникальным строительным анахронизмом является незаконченный обелиск , обнаруженный в каменоломнях около Асуана (Египет). Его длина достигает 42 метров, а вес - примерно 1150 тонн. Будучи завершенным, этот обелиск стал бы самым крупным из всех, что были когда-либо сделаны человечеством.

Загадка состоит в том, что древние архитекторы начали высекать его из камня (под конец работы по граниту пошли трещины, и обелиск пришлось бросить), не имея в своем распоряжении подходящих технологий по его транспортировке и установке. Однако тот факт, что египтяне все же взялись за этот проект, косвенно доказывает - они не считали свой труд бесцельным и обладали арсеналом средств, о которых мы сегодня можем лишь догадываться.

Не менее странны и знаменитые линии на плато Наска , созданные между 600 и 200 годами до нашей эры. Древние индейцы «нарисовали» сотни фигур разной сложности (от простых геометрических форм до изображений животных, насекомых и птиц), заметных только с высоты птичьего полета. Зачем им это понадобилось - неизвестно, ведь при наблюдении с земли эти линии выглядят совершенно бессмысленно.

Религиозная версия гласит, что индейцы хотели создать фигуры, видимые лишь богам, астрономическая указывает на точную ориентацию этих изображений по сторонам света, фантастическая связывает рисунки с визитами НЛО, а техническая утверждает, что в то время люди Наска могли построить воздушный шар и обозревать плато сверху.

Все изображения выполнялись чрезвычайно простым способом. Для этого снимался верхний слой бурой породы вплоть до светлой «подложки». Это не так уж и сложно - в эксперименте университета Кентукки (США) небольшой группе людей удалось воссоздать самую большую фигуру (около 300 метров в длину) за 48 часов.

Необычные вещи

В 1900 году около греческого острова Антикитера в обломках старинного корабля на глубине 43 метров были найдены заржавевшие детали какого-то устройства, получившего название «механизм из Антикитеры ».

О «машинной» природе этой находки ученые догадались лишь в 1902. После этого артефакт подвергся тщательному изучению. Время его изготовления было установлено сравнительно точно - около 87 года до нашей эры. По сути, он представляет собой сложную систему циферблатов, шестеренок, червячных передач и шкал, которая предположительно использовалась для проведения астрономических расчетов.

Механизм из Антикитеры выставлен на всеобщее обозрение в Государственном археологическом музее Афин. По своему техническому уровню этот «греческий компьютер» соответствует механическим часам 18 века. В настоящее время группа специалистов из крупнейших университетов мира пытается реконструировать его, используя высокоточные томографы и рентгеновские аппараты.

«Багдадская батарея » была найдена при раскопках около столицы современного Ирака в 1936 году. Она представляет собой несколько глиняных сосудов высотой 13 сантиметров, в которые помещены медные цилиндры, внутри которых, в свою очередь, находится железный стержень. Предположительная дата их изготовления - рубеж нашей эры, однако, уточнить ее очень сложно.

Если заполнить эти батареи уксусом и соединить их друг с другом последовательно, они будут производить электрический ток напряжением около 1,1 вольта, достаточный для гальванизационного покрытия украшений тончайшими слоями золота или серебра.

Против этой теории говорит тот факт, что горловины сосудов были наглухо запаяны асфальтом. Контакты и провода в них отсутствовали. С другой стороны, некоторые свойства электричества были известны очень давно (например, древние греки знали об электростатике янтаря), а зажечь слабую лампочку можно даже несколькими лимонами.

Фальшивки

Хрустальные (кварцевые) черепа, находимые преимущественно в Южной Америке, - хороший пример злоупотребления всеобщим интересом к древним артефактам. Про них распускают самые невероятные слухи - мол, они целебные, за ними активно охотились нацисты, на полировку одного черепа при помощи инструментов бронзового века требовалось около 200 лет, и т. д. К сожалению, тщательный анализ этих изделий установил, что большинство из них были изготовлены на современном оборудовании либо датируются несколькими сотнями лет.

То же самое касается «древней» свечи зажигания, найденной в куске горной породы на территории Калифорнии (1961 год). Проверка показала, что это - автомобильная свеча 1920 года, вокруг которой за долгие годы пребывания под солнцем запеклись грязь и глина.

* * *

К доисторическим артефактам следует относиться крайне осторожно. Чаще всего это - фальшивки или неверно опознанные принадлежности нового времени. Однако в один прекрасный день перед нами может оказаться действительно бесценное наследство древней цивилизации, или - что тоже возможно - шкатулка Пандоры.

Данная тема еще не исчерпана. В ближайшее время мы вернемся к ней и расскажем вам о других «приветах» из далекого прошлого - интересных и неожиданных, вызывающих скепсис и способных поставить в тупик даже искушенных археологов. Если вас интересует какой-то особый артефакт - пишите нам по адресу [email protected], и мы постараемся включить его в продолжение данной статьи.

Это интересно:
  • Колыбелью человеческой цивилизации считается ущелье Олдувай (Танзания). 2 миллиона назад здесь было огромное озеро, по берегам которого селились наши далекие предки. Интересно, что Артур Кларк («2001: Космическая Одиссея») поместил первый инопланетный монолит именно на Олдувае.
  • Изображение диска из Фаистоса использовалось в оформлении конкурса «Евровидение-2006».
  • В 1885 году в Австрии был найден кусок угля, внутри которого обнаружился небольшой металлический куб. Определив его химический состав (железо, углерод и немного никеля), сенсации раздувать не стали. Вероятнее всего, это не анахронизм, а метеорит удивительно правильной формы. В настоящее время он хранится в музее города Зальцбург.
  • Хотите сделать «Багдадскую батарею» в домашних условиях? Возьмите обычный лимон (любой другой фрукт, содержащий кислоту, будет менее эффективным), воткните в него оцинкованный гвоздь (это будет «минус») и медную монету («плюс»). Такая «батарейка» способна выдать примерно 1 вольт. Четырех лимонов достаточно, чтобы зажечь маленький светодиод.

Как были созданы эти предметы? Кем? И главное - зачем?

Эльдар Халиулин

Как известно, факт - вещь упрямая. А еще упрямее артефакт (в том значении, в котором это слово употребляется в компьютерных играх, то есть искусственно созданный предмет, который существует вопреки научным заблуждениям относительно мироустройства). Вообще-то артефактом может считаться любой объект, сделанный человеком. Даже обыкновенная канцелярская кнопка. Археологи всего мира ежегодно выкапывают из-под земли центнеры артефактов. И все же нам, не специалистам, как-то привычнее подразумевать под этим словом мистические объекты, священные реликвии или предметы загадочного происхождения. Между прочим, многие артефакты, которые знакомы тебе по приключенческим фильмам, стали причиной нервных расстройств у сотен ученых планеты. Ведь эти штуки существуют и никак не объясняются на самом деле! Мы попытались разгадать их тайны. В этом нам помог кандидат исторических наук Алексей Вяземский, который скептическим взором окинул нашу коллекцию, после чего вволю позанудствовал (его особое мнение зашифровано в этой статье под кодовыми словами «Голос скептика»).

В научных кругах этот предмет больше известен как «Митчелл-Хеджес». Именно его история легла в основу свежего спилберговского блокбастера об антисоветских похождениях Индианы Джонса. А дело было так: в 1924 году в Центральной Америке экспедиция под руководством Фредерика Альберта Митчелл-Хеджеса проводила раскопки древнего города майя Лубаантуна в поисках следов цивилизации атлантов. Приемная дочь Фредерика Анна Мари Ле Гуиллон обнаружила под обломками алтаря некий предмет. Когда его извлекли на свет, оказалось, что это череп, искусно сделанный из горного хрусталя. Его габариты вполне сопоставимы с натуральными размерами черепа взрослой женщины – примерно 13 x 18 x 13 см, однако маловероятно, что эту хрустальную штуковину потеряла какая-нибудь рассеянная Золушка. Находка весит чуть больше 5 кг. У черепа не хватало нижней челюсти, но ее вскоре обнаружили рядом и вставили на положенное место - в конструкции было преду­смотрено что-то вроде шарниров.

В чем загадка

В 1970 году череп прошел ряд тестов в исследовательской лаборатории компании «Хьюлетт-Паккард», которая славилась продвинутыми технологиями в области обработки природного кварца. Результаты обескуражили ученых. Выяснилось, что череп выполнен из цельного (!) кристалла, состоящего из трех сростков, что само по себе тянет на сенсацию, так как невозможно даже при современном развитии технологий. В процессе создания хрусталь должен был развалиться из-за внутреннего напряжения материала. Но самое удивительное состоит в том, что на поверхности черепа не было обнаружено следов вообще никаких инструментов! Кажется, он просто вырос сам по себе. Вскоре выяснилось, что есть и другие искусственные черепа из природного кварца. Все они уступают Черепу Судьбы по качеству исполнения, но тоже считаются наследием ацтеков и майя. Один хранится в Британском музее, еще один - в Париже, третий, из аметиста, в Токио, череп «Макс» - в Техасе, а самый массивный - в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Кроме того, неутомимые исследователи раскопали легенду, согласно которой с глубокой древности существуют 13 хрустальных черепов, связанных с культом Богини Смерти. К индейцам они попали от атлантов (кто бы сомневался!). Черепа охраняют специально обученные воины и жрецы, передавая из поколения в поколение и следя за тем, чтобы артефакты хранились в разных местах. Сначала они находились у ольмеков, затем у майя, от которых перешли к ацтекам. А в самом конце пятого цикла по долголетнему календарю майя (то есть в 2014 году) именно эти предметы помогут спасти человечество от неминуемой катастрофы, если люди догадаются, что с ними делать. Предыдущие 4 цивилизации не додумались и были уничтожены бедствиями и катаклизмами. Похоже, что хрустальные черепа представляют собой нечто вроде древнего суперкомпьютера, который придет в действие, если собрать всего его комплектующие в одном месте. А черепов-то уже найдено больше 13. Что делать?!

Голос скептика

Практически каждый из хрустальных черепов сначала считался ацтекским или майяским. И все же некоторые из них (например, британский и парижский) были признаны фальшивками: эксперты нашли следы обработки современными ювелирными инструментами. Парижский экспонат сделан из альпийского хрусталя и, вероятнее всего, появился на свет в XIX веке в немецком городке Идар-Оберштайн, ювелиры которого славятся своим умением обрабатывать драгоценные камни. Проблема в том, что пока не существует технологии, с помощью которой можно было бы уверенно определять возраст природного кварца. Вот ученым и приходится ориентироваться по следам инструментов и географическому происхождению минералов. Так что все хрустальные черепа, в конечном итоге, могут оказаться творениями мастеров XIX–XX веков. Есть версия, что Череп Судьбы - всего-навсего подарок Анне на день рождения. Он вполне мог быть подброшен ей отцом на манер рождественских сюрпризов, но только не под елку, а под древний алтарь. Анна, умершая в 2007 году в 100-летнем возрасте, рассказала в одном из интервью, что череп был найден в день ее 17-летия, то есть в 1924 году. Автором всей этой захватывающей истории может быть сам Митчелл-Хеджес, охотник за сокровищами Атлантиды.

Их нашли в Перу, неподалеку от города Ика. Камней очень много - десятки тысяч. Первые упоминания о них встречаются еще в хрониках XVI века. На каждом из камней есть рисунок, детально изображающий какую-либо сцену из жизни древних людей.

В чем загадка

Встречаются рисунки, на которых видны лошади, вымершие на американском континенте сотни тысяч лет назад. На лошадях есть всадники. На других камнях запечатлены сцены охоты… на динозавров! Или, например, хирургические операции по пересадке сердца. А также звезды, солнце и другие планеты. При этом многочисленные экспертизы подтверждают, что камни древние, их находят и в доиспанских погребениях. А официальная наука всеми силами делает вид, что камней Ики не существует, либо называет их современными фальшивками. Кому придет в голову наносить изображения на десятки тысяч камней, да еще и тщательно закапывать их в землю?! Это ведь абсурд!

Голос скептика

Во всех журналистских публикациях о камнях Ики говорится, что экспертизы подтвердили подлинность этих артефактов. Но данные экспертиз почему-то никогда не приводятся. Получается, что всяческие уфологи с атлантологами предлагают всерьез изучать эти булыжники лишь на том основании, что никому и в голову не придет их подделывать. А ведь продажа камней Ики - прибыльный бизнес, которым охотно занимаются икианцы… икиоты… короче, тамошние жители. Ну, и некоторые «ученые» тоже. Почему бы не предположить, что они сообща поставили производство доходных товаров на поток? Или это тоже слишком абсурдная идея?

Сначала был известен как «Голубой бриллиант короны» и «Французский синий». В 1820 году его приобрел банкир Генри Хоуп. Сейчас камень хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

В чем загадка

Самый известный в мире бриллиант заслужил недобрую славу кровожадного камня: почти все его владельцы начиная с XVII века умирали не своей смертью. В том числе и несчастная французская королева Мария-Антуанетта…

Голос скептика

Представляешь, шапкой Мономаха венчались на царство русские великие князья и цари, от Ивана Калиты и до Петра Первого. И все они тоже умерли! Многие - не своей смертью, а от различных болезней! Жутко, правда? Вот оно, проклятие Мономаха! Причем факт жизни, смерти и соприкосновения с этой шапкой-убийцей в каждом случае можно подтвердить документами, в отличие от биографий иных владельцев «Хоупа». Среди которых, между прочим, есть и те, кто прожил вполне благополучную жизнь, Людовик XIV например. А еще можно вывести уравнение, в котором длина жизни владельца бриллианта обратно пропорциональна величине драгоценного камня. Но это уже из другой области…

В 1929 году в стамбульском дворце Топкапы был найден фрагмент карты мира на коже газели. Документ датирован 1513 годом и подписан именем турецкого адмирала Пири ибн Хаджи Мамеда, а в дальнейшем стал называться картой Пири Рейса («рейс» по-турецки значит «господин»). А в 1956 году некий турецкий морской офицер подарил ее американскому морскому гидрографическому управлению, после чего предмет был досконально исследован.

В чем загадка

Самое удивительное даже не то, что на карте подробно изображено восточное побережье Южной Америки (это спустя всего 20 лет после первого плавания Колумба!). Перед пытливым взором ученых предстал средневековый – подлинность не вызывает сомнений - документ, на котором четко изображена Антарктида. А ведь она была открыта только в 1818 году! И это далеко не единственная тайна карты: побережье Антарктиды изображено таким, словно континент свободен ото льда (возраст которого от 6 до 12 тысяч лет). При этом очертания береговой линии согласовываются с сейсмографическими данными шведско-британской экспедиции 1949 года. Пири Рейс, составляя карту, честно признался в своих заметках, что пользовался несколькими картографическими источниками, в том числе очень древними, времен Александра Македонского. Но откуда древние могли знать про Антарктиду? Конечно же, от сверхцивилизации атлантов! Именно к такому выводу пришли энтузиасты вроде Чарльза Хэпгуда, пока представители официальной науки стыдливо отмалчивались. Отмалчиваются они и до сих пор. Также было найдено множество других похожих карт, в числе которых, например, составленные Оронтеусом Финнеусом (1531) и Меркатором (1569). Данные, приведенные в них, можно объяснить только тем, что существовал некий первоисточник. С него картографы и копировали информацию о тех местах, о которых просто не могли знать. А составители этого древнего первоисточника знали о том, что Земля - шар, точно представляли длину экватора и владели основами сферической тригонометрии.

Голос скептика

Если верить карте Пири Рейса (а точнее, таинственному первоисточнику), Антарктида в глубокой древности располагалась иначе, и эта разница составляет порядка 3000 километров. Сведений о таком глобальном континентальном сдвиге, случившемся около 12 тысяч лет назад, нет ни у палеонтологов, ни у геологов. Кроме того, береговая линия Антарктиды безо льда просто не может совпадать с современными данными. Во время обледенения она должна была значительно измениться. Так что карта неизвестного континента, скорее всего, - домыслы древнего автора, которые по счастливой случайности приблизительно совпали с реальностью, либо очередная современная подделка.

Время от времени в разных местах планеты находят идеально круглые шары. Размеры у них разные - от 0,1 до 3 метров. Иногда на шарах есть странные надписи и рисунки. Самыми загадочными считаются шары, найденные в Коста-Рике.

В чем загадка

Неизвестно, кто их делал, зачем и каким образом. Обточить их до такой круглой формы древние люди явно не могли! Может, это послания от других цивилизаций? А может, шары высечены атлантами, которые закодировали в них важную информацию?

Голос скептика

Геологи считают, что такие круглые предметы вполне могут получаться естественным, природным путем. Например, если камень попадет в яму, расположенную в русле горной речки, вода обточит его течением до круглого состояния. А надписи с рисунками бывают не только на камнях, но еще на стенах лифтов и заборах. И, как правило, они представляют собой автографы современников.

К ресты обнаружили в XIX веке в Кинтана-Роо (Юкатан). Известно, что майя задолго до появления в Мезоамерике христиан почитали их символ, во всяком случае, в Паленке сохранился древний Храм Креста. Кстати, поэтому аборигены во время испанской колонизации благосклонно отнеслись к христианству.

В чем загадка

По легенде, огромный крест, вырезанный из дерева, внезапно заговорил в 1847 году в деревне Чан. Он призвал индейцев - потомков майя - на священную войну против белых. Он продолжал подавать голос, руководя индейцами в ходе боевых операций. Вскоре появились еще два аналогичных говорящих объекта. Деревня Чан стала индейской столицей Чан-Санта-Крус, где возвели святилище крестов. В 1901 году мексиканцам удалось захватить священную столицу, но майя успели унести ноги и кресты в сельву. Борьба за независимость продолжалась. Историки называют эти события войной мексиканского правительства с государством индейцев Крусоб - «Страной говорящих крестов». В 1915 году индейцы отбили назад Чан-Санта-Крус, и один из крестов заговорил снова. Он призвал убивать каждого белого, кто забредет на индейские земли. Война закончилась лишь в 1935 году признанием независимости индейцев на условиях широкой автономии. Потомки майя верят, что победили благодаря говорящим крестам, которые и поныне стоят в святилище нынешней столицы Чампон, но уже молча. Официальной религией свободных индейцев до сих пор остается культ трех «говорящих крестов».

Голос скептика

У этого феномена могут быть как минимум два объяснения. Первое: известно, что индейцы Мексики в своих обрядах часто употребляли наркотическое вещество пейотль. Под его воздействием можно вести беседы не только с деревянным крестом, но и с собственным томагавком. А если серьезно, то искусство чревовещания известно давно. У многих народов им владели жрецы и священнослужители. Даже не­опыт­но­му чревовещателю вполне по силам произнести парочку нехитрых фраз вроде: «Убивайте всех белых!» или «Принесите еще текилы!» Не надо также забывать о том, что еще никто из современных ученых так и не услышал от «говорящих крестов» ни одного слова, пусть даже нецензурного.

В чем загадка

На четырехметровом полотне (длина - 4,3 метра, ширина - 1,1 метра) просматривается четкое изображение человека. Точнее, два симметричных образа, расположенных «голова к голове». Один из образов - мужчина, лежащий со сложенными чуть ниже живота руками, другой – тот же мужчина, вид со спины. Изображения подобны негативу фотопленки и отчетливо проступают на ткани. Заметны следы кровоподтеков от ударов бичей, от тернового венца на голове и раны в левом боку, а также кровавые отметины на запястьях и ступнях ног (предположительно, от гвоздей). Все детали изображения соответствуют евангельским свидетельствам о мученической смерти Христа. Над тайной плащаницы бились и физики, и лирики (в смысле, историки). Некоторые из них после этого становились верующими. Плащаницу просвечивали инфракрасными лучами, изучали под мощными микроскопами, анализировали найденную в ткани пыльцу растений - словом, чего только не делали, но до сих пор никто из ученых так и не смог объяснить, как и с помощью чего выполнены эти изображения. Они НЕ нарисованы красками. Они НЕ появились в результате радиационного облучения (была и такая фантастическая гипотеза). Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, показал, что время создания плащаницы - XII–XIV века. Однако российский доктор технических наук Анатолий Фесенко объяснил, что углеродный состав льняного полотна мог «омолодиться». Дело в том, что ткань после пожара подвергалась очистке с помощью горячего масла или даже кипятилась в масле, поэтому в нее попал углерод XVI века, что и послужило причиной неверной датировки. Есть и другие факты, подтверждающие, что это не средневековая, а более древняя и вообще нерукотворная вещь. Чудо?!

Голос скептика

Самое время уподобиться Рене Декарту, который однажды логически рассудил, что быть верующим надежнее, чем атеистом, поскольку можно получить посмертный билет в рай. Ведь Богу (если он есть) будет приятно, что ты в него верил. Но пока ты еще жив, загляни в научные статьи и прочитай о том, что иудеи окутывали умерших не в плащаницы, а в погребальные пелены. То есть забинтовывали лентами с использованием ароматических смол и веществ. Именно так поступили с Христом после его смерти, что и записано в Евангелии от Иоанна. Поэтому говорить про абсолютное соответствие образов плащаницы евангельским свидетельствам не приходится. Более того, усопших сынов и дочерей Израилевых никогда не укладывали в позе футболиста, стоящего в «стенке». Традиция рисовать людей с руками, застенчиво сложенными на гениталиях, появилась после XI века, причем в Европе. Остается добавить, что многие серьезные ученые как раз не сомневаются в данных радиоуглеродного анализа, проведенного тремя независимыми лабораториями. С учетом всех выкладок Фесенко можно прибавить к возрасту плащаницы еще лет 40, пусть даже 100, но никак не тысячу с лишним. И еще одна интересная деталь: незадолго до появления этого артефакта, то есть в XIII–XIV веках, в Европе насчитывалось 43 (!) плащаницы. Владелец каждой наверняка божился, что у него - та самая, истинная, переданная лично в руки едва ли не самим Иосифом Аримафейским.

Бабу ищешь?

Есть еще артефакты, которые пока никем не найдены. Дело за тобой!

Святой Грааль

По идее, это незатейливая чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа. В действительности может выглядеть как угодно, потому что является классическим то-чего-не-может-быть. Скорее всего, Грааля просто не существует, это литературный миф.

Ковчег Завета

Что-то вроде массивной шкатулки с хранящимися внутри Скрижалями Завета и 10 заповедями на них. Вот с этим предметом будь особенно осторожным: считается, что любой прикоснувшийся к нему немедленно умирает.

Золотая баба

По свидетельству средневекового географа Меркатора, она находится где-то на территории Сибири. Это статуэтка (а может, и статуя) угро-финской богини Юмалы. Ей приписывают сверхъ­естественные свойства. Искателей приключений привлекает также металл, из которого она сделана. Да, да, это чистейшее золото. Можно сказать, не баба, а клад!

Фото: APP / East News; Corbis / RGB; Alamy / Photas.