Хуан Себастьян дель Кано (Элькано): биография. Кругосветное плаванье хуана себастьяна элькано Хуан элькано открытия

исп

В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье , стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Магеллана.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. 18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля «Тринидад»). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию король Карлос I (он же император Карл V) присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию. На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано также участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Лоайса, которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником именно Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. Но ему не было суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа его помощник Урданета отмечает в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день волны сомкнулись над телом покойного.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память его увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

Имел внебрачного сына Доминго Элькано, рождённого от Марии Эрнандес Дерниальде.

Хуа́н Себастья́н дель Ка́но (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элька́но ; исп. Juan Sebastián del Cano (Elcano) , баск. Juan Sebastian Elkano ; / , Гетариа , Страна Басков , провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, первый человек, обогнувший земной шар .

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

Ссылки

  • (англ.)
  • (исп.)
  • Full text of the last will and testament of Juan Sebastian Elcano

Отрывок, характеризующий Элькано, Хуан Себастьян

– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…

Хуан Себастьян дель Кано (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элькано ; исп. Juan Sebastin del Cano (Elcano), баск. Juan Sebastian Elkano; 1486/1487, Гетариа, Страна Басков, провинция Гипускоа, Королевство Кастилия, ныне Испания - 4 августа 1526, Тихий океан) - испанский мореплаватель, первый человек, обогнувший земной шар.

Биография

Родился в баскской семье, имел трёх братьев. В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье, стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Фернана Магеллана.

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля «Тринидад» (исп.)). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию король Карлос I (он же император Карл V) присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию. На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано также участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса, которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником именно Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. Но ему не было суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа его помощник Андрес Урданета отмечает в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день волны сомкнулись над телом покойного. Новый командир Торивьо Алонсо Саласар увидел землю (один из Маршалловых островов) две недели спустя.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память его увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

Имел внебрачного сына Доминго Элькано, рождённого от Марии Эрнандес Дерниальде.

Кем же был этот человек, Хуан Себастьян Элькано?
Хуан Себастьян Элькано родился в 1480 году в Гетарии, небольшом рыбацком поселении на берегу Бискайского залива, в 15 километрах западнее Сан-Себастьяна. В 1510 году Элькано, будучи владельцем и капитаном корабля, участвовал в осаде Триполи. Когда испанское казначейство отказало Элькано в деньгах для расчета с командой корабля, Элькано продал судно и рассчитался с экипажем. Продажа судна считалась тогда тяжким преступлением, и Элькано вынужден был бежать в Севилью. Там он встретил своего земляка баска Ибаролла, который был хорошо знаком с Фернандо Магелланом, готовившим экспедицию для кругосветного плавания по указу короля Испании Карла I. После окончания специальных курсов навигации Элькано удалось устроиться кормчим (по другим данным боцманом - contramaestre) на парусник Консепсьон.

20 сентября 1519 года пять кораблей, Тринидад, Сан Антонио, Консепсьон, Виктория и Сантья, с экипажем общей численностью 270 человек (по другим данным 265), вышли под командованием португальца Фернандо Магеллана из порта San Lucar de Barrаmeda, расположенного в устье реки Гвадалквивир (севернее нынешнего Кадиса) и направились к берегам Бразилии. О том, как проходило плавание до гибели Фернандо Магеллана 21 апреля 1521 года в стычке с местными племенами на осторове Матан (Филиппины) и дальнейшие приключения мореплавателей, подробно описал в своих дневниках участник экспедиции итальянец Антонио Пигафетта. Изо дня в день он скрупулезно записывал в журнал каллиграфическим почерком все события. Ему удалось чудом выжить и вернуться в Севилью среди остальных 18 мореплавателей, сохранив свои дневники. Благодаря ему, человечество узнало через какие страдания прошли участники этой экспедиции. А они прошли через голод, холод, болезни, бунты, жестокие ураганы, гибель кораблей и их экипажей. Никто не предполагал, что земной шар настолько огромен. Например, Магеллан рассчитывал пересечь Тихий океан за три-четыре дня. На самом деле путь от Огненной земли (пролив Магеллана) до Марианских островов занял более 100 дней. В ноябре 1521 года в составе флотилии остались лишь Тринидад и Виктория, а также 115 человек их экипажей. Среди моряков многие были истощены, все болели цингой. Еженедельно кто-то умирал. Решено было "Тринидад" оставить на Молуккских островах. Капитаном "Виктории" стал Хуан Себастьян Элькано. Мало кто из оставшихся моряков верил, что когда-либо увидит родину. Питаться приходилось корабельными крысами и сыромятной кожей из оснастки судна. Протухшая питьевая вода имела коричневый цвет.

Но Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с обезумевшими от болезней и голода моряками через весь Индийский океан, затем вдоль западного берега Африки в родной порт. Треть команды погибла во время этого заключительного плавания от голода и болезней, 13 человек были задержаны португальцами на островах Зеленого Мыса у берегов Африки. Лишь 18 счастливцам удалось вернуться 8 сентября 1522 года в устье реки Гвадалквивир а затем и в Севилью. В судовых журналах и дневнике Антонио Пигафетта стояла дата 7 сентября. Моряки тогда еще не знали что при огибании земного шара с востока на запад "исчезают" одни сутки. Первое кругосветное плавание было завершено. Три года лишений и смертельного риска для моряков не прошли даром.

В музее Сан-Тельмо в городе Сан-Себастьян находится картина художника Салаверрия Возвращение Виктории. Бородатые изможденные мужчины в белых ветхих одеждах сходят по трапу на набережную Севильи. В руке каждого из них - горящая свеча. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Король Испании Карл I по достоинству оценил подвиг Элькано и возвел его в рыцари. Оправдались надежды на существование западного пути к островам пряностей в "Индии". Восточный путь вокруг берегов Африки уже давно был под контролем португальских кораблей и считался опасным и долгим. Виктория доставила в своих трюмах для королевского двора приличное количество гвоздики, корицы, мускатного ореха, душистого перца. Стоимость груза значительно превышала все расходы на экспедицию. Пряности ценились в те времена дороже золота.

Для того чтобы закрепить влияние Испанской короны на Молуккских островах, король Карл I повелел организовать более подготовленную экспедицию из семи кораблей, назначив Хуана Себастьяна де Элькано (так стала звучать его фамилия после присвоения ему рыцарского звания), заместителем командующего флотилией адмирала Гарсия Хофре де Лоайса.

24 июля 1525 года семь кораблей покинули порт Ла Корунья и двинулись к берегам Бразилии. Флотилия должна была повторить путь Магеллана, избегая при этом его ошибок. Плавание проходило очень тяжело. В середине января затонуло при ужасном шторме у входа в Магелланов пролив судно Санкти Эспиритус, которым командовал Элькано. Только небольшой части команды в главе с капитаном удалось спастись. Они сумели вплавь добраться до берега. Когда утих шторм, потерпевших бедствие подобрали другие корабли флотилии. И снова последовали один жестокий шторм за другим. Только в конце марта 1526 года оставшиеся 4 судна решились войти в пролив Магеллана (южный путь вокруг мыса Горн тогда был неизвестен). Пролив встретил поредевшую флотилию туманом, пронзительным холодным ветром. С обеих сторон подступали скалистые горы километровой высоты, покрытые вечным снегом. Сорок восемь дней и ночей продвигалась эскадра к выходу в Тихий океан. В ночь с 1 на 2 июня разразилась страшная буря, разметавшая в разные стороны корабли эскадры. Флагманский корабль Сан Габриэль продолжал плавание в одиночку. Не хватало провизии и воды. 30 июля умирает адмирал Лоайса, назначив перед смертью вместо себя Элькано, присвоив ему звание адмирала. Хуан Себастьян де Элькано не намного пережил Лоайса. Его силы иссякали. 6 августа не стало и его. Было ему от роду 46 лет. Похоронили его по морскому обычаю. Судовой священник прочитал молитву над телом Элькано, завернутым в саван. Затем тело привязали к доске, добавили груз и опустили в морскую бездну.

В Гетарии, родном поселке Элькано, у входа в церковь стоит плита. На ней надпись: "…достославный капитан Хуан Себастьян де Элькано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле Виктория. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света".

Иногда история несправедлива. Она не оставила нам образ Элькано. Каким он был? Нет и его могилы. Лишь только на глобусе в том же музее Сан-Тельмо обозначено место, где тело Элькано было предано морю: 157 градусов западной долготы и 9 градусов северной широты.
Середина необьятного Тихого океана.
Не менее примечательна и судьба парусника, носящего имя Элькано.
Учебный корабль (бригантина) входящий ныне в состав Armada Espanola (Военно-морские силы Испании) и принадлежащий Кадисскому военно-морскому училищу, был заложен на Кадисской судоверфи Echevarrieta y Larrinaga 24 ноября 1925 года согласно Королевского Указа от 17 апреля 1925 года. К тому времени Кадисское училище, имевшее славную почти вековую историю, имело одно за другим 4 учебных парусника: Blanca, Almansa, Asturias, Nautilus. (Сейчас эти имена носят четыре мачты Элькано, считая от носа судна к корме). Училищу нужен был новый современный парусник.

Строительство 4-х мачтовой бригантины велось по проекту инженеров судоверфи. Для разработки парусного вооружения был приглашен известный английский кораблестроитель Nicholson. В Англии же были заказаны льняные рабочие паруса. Запасные паруса были изготовлены в Хихоне (провинция Астурия). 5-го марта 1927 года корабль был спущен на воду. На церемонии спуска крестной матерью корабля стала Carmen Primo de Rivera, дочь тогдашнего председателя правительства страны.

В рулевой рубке парусника был установлен герб Элькано, увенчанный изображением земного шара с надписью по-латыни: Primus circumdedisti me (Ты первый обошел меня) присвоенный ему королем Карлом I в 1522 году.

29 февраля 1928 года корабль вошел в состав военно-морского флота Испании. Его основные характеристики были следующими:
Длина - 94 метра
Ширина - 13,1 метра
Осадка - 7,25 метра
Площадь парусов - 3.153 кв. метра.
Максимальная высота (от киля до клотика мачт) - 49 метров.
Полное водоизмещение - 3.420 тонн.
Корпус и две главные мачты - стальные. На судне была установлена мощная радиостанция и гирокомпас. Вспомогательный дизельный двигатель имел мощность 800 л.с. Максимальная зарегистрированная скорость под парусами 20 узлов. Численность экипажа 143 человека. Парусник мог брать на борт от 70 до 140 гардемаринов училища для морской практики.
До 2002 года парусник совершил 9 кругосветных плаваний. Много раз был победителем международных парусных регат. На нем прошли хорошую морскую практику тысячи будущих офицеров ВМФ Испании.
В 1956 и 1978 годах парусник проходил капитальный ремонт и модернизацию. Был установлен новый двигатель мощностью 2000 л.с. и современная спутниковая навигационная аппаратура. Отделка внутренних помещений корабля, особенно кают старших офицеров, поражает и сейчас своей роскошью. Внешне парусник выглядит практически также как и в день первого спуска на воду и до сих пор радует зрителей своим изяществом и совершенством.
Очень скоро, в первых числах июля 2007 года, в Аликанте начнут прибывать крупнейшие парусники со всего света. Ожидается прибытие российских парусников Крузенштерн, Мир, Седов. И, конечно же, украшением регаты станет бригантина Хуан Себастьян де Элькано. 7-го июля, после торжественного парада парусников на рейде порта Аликанте, регата стартует по маршруту Аликанте - Барселона - Тулон - Генуя.
Пожелаем от всего сердца Элькано и его команде: Buen viento y вuena mar!
Возвращайтесь всегда живыми и здоровыми в родной порт!

Статья подготовлена с использованием материалов из испанских источников к 80-летию знаменитого парусника.

Аликанте (Испания), март 2007 г.
Остальные 30 фото на www.lib.ru (Заграница - Испания - Владимир Ветринцев)

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .

Баскский мореплаватель Хуан Себастьян Элькано родился в 1480 году в Гетарии - маленьком рыбацком поселке неподалеку от Доностии. В 1519 году он, в качестве кормчего, принял участие в кругосветной экспедиции Фернана Магеллана. Подробности этой драматической экспедиции дошли до нас благодаря дневнику, который вел ее участник - итальянец Антонио Пигафетта. Мореплавателей преследовали бунты, болезни, жестокие ураганы, одну за другой уносившие человеческие жизни. Смерть не пощадила и самого Магеллана, в 1521 году погибшего на Филиппинах во время стычки с туземцами. Тогда-то Элькано и принял на себя командование экспедицией - точнее единственным кораблем с полумертвым от истощения и болезней экипажем.

Их возвращение было похоже на чудо. Элькано сумел провести источенный червями корабль через весь Индийский океан, обогнуть Африку и, вопреки всему, вернуться домой. Из 270 человек, три года назад отправившихся в кругосветную экспедицию уцелело только 18. Был среди счастливцев и Антонио Пигафетта, все же завершивший свой дневник.

В 1525 году по приказу испанского короля состоялась новая экспедиция к Молуккским островам. Как ни странно, возглавил ее не Элькано, а адмирал Гарсия Хофре де Лоайса. Элькано, с болью перенесший такую несправедливость, был назначен его заместителем. Плаванье с самого начала складывалось очень тяжело, и черная полоса неудач не оставляла мореплавателей. А однажды сильнейший шторм разметал корабли, окончательно перечеркнув надежду на успешное завершение миссии.

По иронии судьбы Элькано, как и в прошлый раз возглавил экспедицию после смерти ее командира - адмирала Лоайсы, но ненамного пережил его. Удача отвернулась от Элькано. Он умер 6 августа 1526 года в возрасте 46 лет. Его похоронили по морскому обычаю, отдав тело океанской бездне. Это произошло между 157º западной долготы и 9º северной широты.

На родине Элькано в Гетарии возле старой церкви стоит плита, на которой высечена надпись: "…достославный капитан Хуан Себастьян де Элькано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле Виктория. Молитесь за упокой души того, кто первым совершил путешествие вокруг света".


Больше узнать о биографии и путешествиях Элькано можно из очерка Валерия Пестушко, оригинальный текст которого опубликован в "Журнале виртуальных путешествий Вокруг Света" .

Хуан Себастьян Элькано

В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия "Возвращение "Виктории". Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание. В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Элькано пришлось одолжить эти деньги у савойских купцов. Когда же они стали требовать уплаты долга, Элькано был вынужден продать им свой корабль, что в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии - "Консепсьоне".

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира - капитана "Консепсьона" Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому "Консепсьон" сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - "Викторию" и "Тринидад". Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из "островов Пряностей" - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - "Виктории", капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а "Тринидад" оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же "Виктория" 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: "Ты первый обогнул меня". И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог "поделить" между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне "земного яблока". И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором "могли бы разместиться все флоты мира". Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел "высочайший отказ" на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим "земное яблоко", не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца "Ла мунейра". Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.