Мыс доброй надежды на карте. Мыс доброй надежды фото и расположение на карте мира. Как добраться до мыса Доброй Надежды

Чтобы найти мыс Доброй Надежды, мореплаватели не единожды пускались в путь, терпели неудачи, крушения, но поиски не прекращали – дорога в Индию должна быть открыта. Именно скалистый мыс, являющийся самой крайней точкой на юго-западе Африки, местом, где сталкиваются друг с другом воды двух океанов, образуя разбивающуюся о скалы бурлящую белую полосу, открыл им путь в Азию.

Мыс Доброй Надежды расположен в Африке и является самым южным участком Капского полуострова, откуда он поворачивает на север и через сорок пять метров упирается в мыс Кейп-Пойнт, у подножья которого с противоположной стороны начинается залив Фалс-Бэй, чьи воды подогреваются тёплым течением Индийского океана.

Температура как воздуха, так и воды на востоке полуострова значительно теплее, чем с его западной стороны, где протекает бенгельское течение из Антарктиды. Правда, и ветра здесь дуют сильнее и спокойно понежиться под тёплыми лучами туристам позволяют редко.

Несмотря на то, что мыс Доброй Надежды долгое время считали самой крайней точкой Африки, ею в действительности является Игольный мыс (на карте он расположен более чем в ста пятидесяти километрах в юго-восточном направлении).

Этот мыс примечателен тем, что от него африканское побережье впервые поворачивает в восточном направлении и открывает проход между Атлантическим и Индийским океанами (точно вычислить, где находится Мыс Доброй Надежды на карте, можно по следующим координатам: 34° 21′ 32.88″ ю. ш., 18° 28′ 21.06″ в. д.).

История открытия

Мыс Доброй Надежды обнаружил в конце XV ст. португалец Бартоломеу Диаш, перед которым король поставил конкретную задачу. Нужно было разузнать, можно ли, обогнув Африку с юга, попасть в Индию. Его стране, находящейся на западе Европы, было крайне накладно организовывать в Азию сухопутные экспедиции.

Открытие мыса Доброй Надежды произошло случайно, при этом неожиданную помощь оказали ужасающей силы бури, нещадно трепавшие корабли португальца несколько дней: когда океан успокоился, оказалось, что Диаш не имеет ни малейшего понятия, куда его занесла непогода. Он наугад отправился на север и через какое-то время оказался у побережья Африки, которое поворачивало в восточном направлении.

Правда, дальше он не поплыл: провиант подходил к концу, корабли находились в неважном состоянии, а команда взбунтовалась. Им было принято решение возвращаться домой, а по пути он заметил мыс, обогнув который увидел, что побережье Африки тянется на север, домой.

Интересно, что первоначально, увидев бьющиеся о высокие скалы океанические волны, он решил назвать этот участок суши мысом Бурь.

Но королю Португалии зловещее название не понравилось, и он дал ему более оптимистичное название – мыс Доброй Надежды, надеясь, что дорога в Индию действительно обнаружена. Надежда его оправдалась: через несколько лет Васко да Гама, миновав мыс Доброй Надежды, доплыл до Индии.

Маяки мыса

Назвав выступающий в море скалистый участок суши мысом Бури, Диаш дал ему довольно точное название: сильные течения, ветра, штормы, туманы, иногда заплывающие в эту местность айсберги, привели к крушению огромное количество кораблей. Немаловажную роль в этом сыграло и то, что скалы вдоль побережья были не только похожи друг на друга, но и часто укутаны туманами.

Это нередко сбивало мореплавателей, плывущих из Индии, с курса: они раньше времени поворачивали на север и оказывались в заливе Фалс-Бэй.

Если им везло, корабли утыкались в песчаный берег, но в основном просто разбивались о скалы. Залив этот примечателен тем, что на парусном судне из него выйти можно далеко не всегда – несмотря на то, что здесь очень ветрено, в ожидании подходящего потока воздуха здесь вполне можно провести чуть ли не полгода.


Невзирая на все эти обстоятельства, власти на мысе построили маяк лишь в середине XIX в. – и то, после того, как во время одной из проверок инспекторы заметили плывущие к побережью айсберги. Ледяные глыбы возле берегов Африки так сильно потрясли их, что решение о возведении здесь маяка и наблюдательного пункта было принято практически сразу. Построили его на находящейся рядом горе Кейп-Пойнт, с которой открывается великолепный вид на мыс Доброй Надежды.

Маяк № 1

Строительство первого маяка было окончено в 1860 году. Расположен он был на высоте 270 м – и его можно было увидеть с расстояния 80 км. Было одно «но»: проектировали его в Британии, поэтому англичане, незнакомые с климатическими особенностями юга Африки, не учли одной детали, вершину горы, на которую было принято решение установить сооружение, ночью часто окутывали облака, делая маяк абсолютно бесполезным. Вместе с тем «прослужил» он около полувека, пока на проблему не обратили внимание журналисты.

Первым случаем, привлекшим широкое внимание общественности, являлось крушение в 1900 году новейшего парохода «Какапу», который направлялся из Британии в Новую Зеландию. Обманутый маяком и низкой облачностью, капитан отдал неверную команду, вследствие которой высокая приливная волна выкинула судно на побережье. Эту историю властям удалось замять, обвинив капитана в халатности.

А вот крушение, которое произошло через одиннадцать лет, замолчать не удалось: огромный португальский лайнер «Лузитания» налетел на риф в нескольких километрах от работающего, но полностью закрытого облаками маяка. Спасти пассажиров (а на корабле находилось почти восемьсот человек) удалось лишь потому, что судно на риф село очень крепко, что дало время спустить на воду все спасательные лодки.


Смотритель маяка, приняв сигнал бедствия, спустился с зажженным фонарём, сориентировав команду лайнера и дав возможность благополучно причалить к берегу почти всем шлюпкам, кроме одной (она перевернулась и четверо её пассажиров погибли). Решение о возведении второго маяка было принято, а этот закрыли и сейчас он служит музеем, со смотровой площадки которого открываются великолепные виды.

Маяк №2

Несмотря на то, что новый маяк находится ниже, на высоте 88 метров, и видно его на меньшем расстоянии, 40 км, пользы от него было намного больше – кораблекрушения в этой местности почти свелись к нулю. В конце XX века к маяку провели электрический кабель, возвели рестораны, поставили фуникулёр, ведущий от стоянки до вершины соседней с мысом горы Кейн Пойнт, и проведя соответствующую рекламную кампанию, дали толчок для развития успешного туристического бизнеса.

Национальный парк

От второго по численности населения города ЮАР, Кейптаун мыс Доброй Надежды отделяет почти семьдесят километров, а потому от столицы Западной Капской провинции, вооружившись картой, на автомобиле, по очень хорошей дороге можно добраться за четыре часа.

Дорога скучной не покажется, поскольку путь сюда лежит через Национальный парк «Столовая гора», площадь которого превышает 7 тыс. га., а сам он отличается чрезвычайно буйной растительностью.

Интересна и фауна заповедника: рядом с обезьянами, страусами, антилопами и гепардами здесь великолепно себя чувствуют очковые пингвины и морские котики, которые не только приплыли сюда с Антарктиды, но и сумели приспособиться к условиям местной жизни.

Очковые пингвины

Пингвины живут на западном побережье под названием Boulders Beach. Такое место жительства они выбрали неслучайно: холодные воды Бенгальского течения помогают птицам переносить жару – большую часть своего времени они проводят в воде. И лишь во время гнездования, зимой, когда температура воздуха становится более-менее оптимальной, подолгу находятся на суше. Интересно, что яйца они высиживают в норах, которые выкапывают в разложившихся остатках птичьего помёта, что помогает защитить яйца от перегрева.

Поддерживать оптимальную температуру тела им дают возможность розового цвета отметины, расположенные выше глаз и работающие своеобразным кондиционером: когда птицам становится очень жарко, разгоряченная кровь начинает быстрее поступать к отметинам, где благодаря тонкой коже быстро охлаждается.

Остров морских котиков

Иногда возле мыса отдыхают морские котики, что приплыли сюда со своего лежбища, находящееся на маленьком острове, сразу за маяком, в заливе Фалс-Бэй (обитает на нём около 75 тыс. животных). Такая огромная колония не могла не привлечь внимания, постоянно заплывающих в эту бухту белых акул.

Поэтому с мая по сентябрь остров морских котиков буквально окружён хищницами, которые терпеливо поджидают добычу, и как только видят возможность, выскакивают и хватая котика зубами, уходят на дно. Интересно, что залив Фалс-Бэй является единственным местом в мире, где акулы во время охоты полностью выпрыгивают из воды.

Мыс Доброй Надежды - самый знаменитый мыс Африки - находится в Южно-Африканской Республике, на Капском полуострове.
Открыл его в 1488 г. португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш (около 1450-1500 гг.). Первооткрыватель назвал это место мысом Бурь: некстати разыгравшийся шторм едва не потопил все три корабля Диаша. Предположительно, в мыс Доброй Надежды его переименовал португальский король Жуан II Совершенный (1455-1495 гг.): король был несказанно рад тому, что Португалия нашла путь в Индию и теперь составит конкуренцию арабским купцам, на протяжении многих веков владевшим монополией на торговлю с этим сказочно богатым краем.
Изнуренная долгим путешествием и частыми стычками с туземцами, команда кораблей Диаша под угрозой бунта заставила капитана взять курс домой, к берегам Португалии. Португальской экспедицией 1497-1499 гг., которая обогнула мыс Доброй Надежды, успешно доплыла до Индии и вернулась в Лиссабон доложить об успехе, командовал Васко да Гама (около 1460-1524 гг.), и в его задачи не входило освоение Южной Африки.
Это сделали голландцы в 1652 г., первыми обосновавшиеся в этих местах. Оказалось, что в окрестностях мыса с давних пор обитает родственный бушменам народ так называемой капоидной малой расы, названный голландцами готтентотами (от слова «заика») из-за особых щелкающих звуков в речи (впоследствии название «готтентоты» приобрело резко негативную окраску, в Африке в наше время считается оскорблением, его заменило самоназвание «кой-коин» народа нама, входящего в группу готтентотов).
Голландцы основали важнейший для своего времени город-порт (англ. «город на мысу»). Кейптаун долгое время был важнейшим и единственным на юге Африки перевалочным пунктом на пути из Роттердама в Индию и обратно; местом, где лечили больных, и центром снабжения торговых кораблей Голландской Ост-Индской компании свежей водой и продовольствием.
Вначале туземцы приняли гостей радушно, но, когда с 1657 г. европейцы начали вытеснять их с родной земли и обращать в рабство, начались кровопролития и конфликты на расовой почве. «Местные безбожники» оказывали упорное сопротивление.
В 1795 г. Великобритания отобрала у Голландии юг Африки, территория стала называться колониальной провинцией Мыс Доброй Надежды. Потомки первых колонистов - буры (по-голландски «крестьяне») были недовольны новыми порядками, стали продвигаться на север континента («Великий трек») и основались там, преодолев сопротивление зулусов. Англичане проявили интерес к бурским республикам, когда там обнаружились месторождения алмазов, а потом и золота. В конце XIX в. после двух упорных англо-бурских войн (1899-1902 гг.) англичане полностью овладели всей территорией Южной Африки. В 1910 г. четыре британские колонии - Наталь, Трансвааль, Оранжевое свободное государство и Капская провинция объединились в Южно-Африканский Союз.
После длительного периода колониальной зависимости в 1961 г. было создано свободное государство Южно-Африканская Республика.
Мыс Доброй Надежды - важный участок Национального парка Тейбл-Маунтин («Столовая гора»), именуемый национальным заповедником «Мыс Доброй Надежды» площадью более 7 тыс. га. Не меньшую известность, чем уникальное географическое положение, мысу Доброй Надежды принесли его своеобразные флора и фауна.
Только на территории Капского полуострова произрастают несколько тысяч видов растений и встречаются по меньшей мере 250 видов птиц. Пернатых сюда привлекают семена множества видов вечнозеленого жестколистного кустарника (общее название «финбош» на африкаанс) произрастающего на территории ЮАР.
Самые узнаваемые пернатые мыса Доброй Надежды - африканские пингвины, а научное название этой птицы - очковый, или черноногий, пингвин. Иногда его называют «ослиным» - за характерный крик. Пингвин достигает 65-70 см роста, его вес - от 3 до 5 кг. Врагов у него здесь практически нет, кроме одичавших кошек и чаек. Люди давно привыкли к этим милым птицам и смирились с необходимостью выгонять их палкой из-под автомобилей, куда пингвины забираются в поисках тени. Кроме того, пингвины нравятся туристам, а туризм приносит ощутимый доход в бюджет Западно-Капской провинции. Когда случаются утечки нефти с гигантских супертанкеров, огибающих мыс, - пингвины оказываются покрытыми нефтью, и тогда к ним на помощь приходят люди: испачканных любимцев публики отмывают специальными средствами отряды добровольцев со всего Кейптауна.
Не менее известна колония медвежьего павиана: эти приматы, которых в Африке называют чакма, обосновались здесь миллион лет назад. Павианы отлично приспособились к жизни на берегу океана, даже перешли с растительного питания на моллюсков и яйца акул, выброшенные на берег. Павианы собирают и поедают добычу во время большого отлива.
Местные страусиные фермы - это тоже скорее туристический бизнес, чем отрасль сельского хозяйства: за экскурсию с туристов берут приличные деньги, около $50.
Среди серферов мыс Доброй Надежды знаменит роскошным прибоем: со всего мира сюда приезжают любители прокатиться по широким волнам. Порой серферов собирается столько, что вокруг мыса буквально «не протолкнуться».
Воды у побережья мыса Доброй Надежды полны не только серферами, но и китами, которые мигрируют со всего Южного полушария в сторону Капского побережья, чтобы там обзавестись потомством. Сезон китов - с июня по октябрь, и тогда все побережье южной - юго-западной оконечности Африки превращается в большую площадку для наблюдения за танцами крупнейших морских млекопитающих.
С мыса также можно увидеть остров Роббен с колонией морских котиков. Островок невелик - всего 4 км 2 , но знаменит он не только котиками, но и своей историей. С XVII в. тут была военная база, больница и тюрьма. Именно здесь держали в заключении борца за права чернокожего населения и будущего президента ЮАР Нельсона Манделу (родился в 1918 г.). Ас 1999 г. остров Роббен с колонией морских котиков внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и на нем открыт музей.


Общая информация

Месторасположение: крайняя юго-западная точка Африки.
Дата открытия: 1488 г. (португальская экспедиция Бартоломеу Диаша).

Ближайший крупный город: Кейптаун, 3 497 097 чел. (2007 г.).

Языки: африкаанс, английский, зулу, свази.

Этнический состав (Кейптаун): мулаты (т. н. «коричневые люди») - 48,1%, африканцы - 31%, белые - 18,8%, азиаты и прочие - 2,1% (2001 г.).
Религии: христианство, ислам, индуизм.

Денежная единица: южноафриканский ранд.

Аэропорт: международный аэропорт Кейптаун.

Цифры

Площадь: 77,5 км 2 (заповедник «Мыс Доброй Надежды»).
Самая высокая точка: Столовая гора (Кейптаун, 1087 м).
Высота прибрежных скал: около 200 м.

Климат и погода

Субтропический морской (средиземноморский), постоянно дует сильный ветер (летом - с юго-востока, зимой - с северо-запада).

Средняя температура июля: +10°С.

Средняя температура января: +27°С.

Среднегодовое количество осадков: 540 мм (преимущественно с мая по август).

Относительная влажность воздуха: 75-80%.

Достопримечательности

Национальный заповедник «Мыс Доброй Надежды» - часть национального парка Тейбл-Маунтин («Столовая гора»);
■ Колония очковых (черноногих) пингвинов; колония медвежьего павиана чакма;
■ Мыс Игольный (опознавательный знак южной оконечности Африки) и Мыс Кейп Пойнт (маяк «Мыс Доброй Надежды» и смотровая площадка (1857/60 г.); бухта Фолс-Бей; пляжи серферов; остров Роббен (морские котики).
■ Южноафриканская астрономическая обсерватория (вторая половина XXв.);
■ Город Кейптаун: набережная Виктории и Альфреда, Аквариум двух океанов - самый большой аквариум в Южном полушарии, Ботанический сад Кирстенбош (основан в 1913 г., входит в семерку лучших ботанических садов в мире), замок Доброй Надежды (вторая половина XVII в., самое старое здание в ЮАР), Южноафриканская национальная галерея.

Любопытные факты

■ Бартоломеу Диаш - первооткрыватель мыса Доброй Надежды - впоследствии принимал участие в открытии Бразилии, но во время плавания у берегов Африки его корабль бесследно пропал в океане, и судьба мореплавателя осталась неизвестной.
■ В начале XX в. численность очковых пингвинов на мысе Доброй Надежды составляла более миллиона особей. В прошлом общая численность популяции данного вида неуклонно сокращалась: 1956 г. - 145 тыс., 1972 г. - 70 тыс. - из-за неконтролируемого использования пингвиньих яиц в пищу. В результате защитных мер в настоящее время численность африканского пингвина достигла 185 тыс. особей. Для того, чтобы африканские пингвины спокойно выводили потомство, и для защиты яиц от чаек в местах гнездования для пингвинов оборудованы специальные глиняные овальные домики.

■ Финбош - это около 9000 видов вечнозеленого жестколистного кустарника, т. е. это общее название местного типа растительности (на африкаанс). Из них к эндемикам относятся 6200. На Капском п-ове около 2200 видов растений - больше, чем в Великобритании или Голландии, где их произрастает около полутора тысяч видов. Хотя финбош занимает около 0,5% территории Африки, он составляет около 20% видового разнообразия флоры африканского континента.
■ В настоящее время на мысе Доброй Надежды живут около 400 особей медвежьего павиана. Этот вид примата, несмотря на усиленную охрану, находится под угрозой исчезновения. Причина - в сужении среды обитания, генетической изоляции и конфликтах с людьми, в чьи дома павианы наведываются в поисках пищи.
■ Местная легенда рассказывает, что именно здесь, на мысе Доброй Надежды, чаще всего можно увидеть «Летучего голландца» - таинственный корабль, капитан которого в 1680 г. продал душу дьяволу за шанс избежать шторма. Говорят, этот корабль суждено увидеть тому, с кем вскоре случится несчастье. Фуникулер, на котором можно подняться на маяк, также называется «Летучий голландец».

Мыс Доброй Надежды. February 10th, 2017

Что-то я за делами да странствиями совсем забыла продолжить рассказ про поездку в ЮАР.
Исправляюсь.

Итак. Взойдя самым окольным путём , поплавав с , встретив Новый год в многотысячной толпе на набережной, рано утром 1 января мы нашли в себе силы, чтобы загрузиться в машины и отправиться навстречу надеждам.
Вернее, одной надежде. Но очень доброй.
А именно к мысу Доброй Надежды.

К чему были эти героические усилия и почему ехать нужно было рано утром?
Да потому что днём туда устремляется такое количество народу, что все надежды можно профукать стоя в бесконечной пробке.

Мыс Доброй Надежды находится на Капском полуострове, чуть южнее Кейптауна.
И тут зачастую возникает небольшая путаница. Ибо есть географическая точка - непосредственно мыс Доброй Надежды.
Где кроме надежды ничего нет.
А есть - Кейп-Пойнт, где находится маяк под названием "Мыс Доброй Надежды". Там же находятся всякие сувенирные магазины, кафешки и вообще кипит жизнь. Так что многие ограничиваются приездом в это самое место.

Мы же, как настоящие путешественники решили высадиться на мысе Доброй Надежды. А потом отправиться на маяк.
При чём изначально была идея в оба места съездить на машине. Но я посмотрев на карту категорично заявила, что надо идти пешком.
Кто бы сомневался.

Мыс утром первого января был на удивление безлюдным. А океан радовал глаз безумным цветом.

Кстати, простите мой географический критинизм, я так и не запомнила, какой это был океан.

Впрочем, береговая линия континента здесь впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана в сторону Индийского.
Так что будем считать это миксом из двух океанов.

Мыс Доброй Надежды не является самой южной точкой Африки. Но чтобы придать этому месту какой-то статус, а пребыванию туристов смысл, его назначили самой юго-западной точкой континента.
О чём установили памятную табличку.

Всё. Больше на мысе ничего нет.
Поэтому долго не задерживаясь, мы пошли по дорожке вдоль берега мимо причудливых скал к Кейп-Пойнт.

Вооон он виднеется вдали.

Ветер, скалы, бьющиеся о скалы волны - этому месту гораздо больше подошло бы его первоначальное название - мыс Бурь.
Ибо когда здесь бушует шторм, надеяться особо не на что.
Но историю, как известно, творят оптимисты. Поэтому мыс получил вот такое название.

От мыса Доброй Надежды до маяка можно дойти минут за сорок. Но мы за рекордами не гнались.
Шли, вертели по сторонам головами, постоянно останавливались, чтобы сфотографироваться или запечатлеть очередной впечатляющий вид.
Так что прогулка растянулась часа на два.

Приблизительно посередине пути есть совершенно очаровательный пляж, куда надо обязательно спуститься.

Конечно мы туда спустились, побродили.
А Паша, несмотря на ледяную воду и огромные волны, кажется даже искупался.
Ну, Паша он вообще сумасшедший.
На вершине горы Львиная голова, буквально купившись на "слабо" взял и простоял в планке пять минут.
Пять минут! До этого он даже не знал, что такое планка.

Впрочем, я отвлеклась. Мы ж на пляже.

На очень романтичном пляже. Вон кто-то даже из водорослей сердце выложил.

Кстати, лично для меня стало открытием, что одна из самых жутких и романтичных легенд связана с мысом Доброй Надежды.

Знаете, какая?
Я вот не знала - легенда о Летучем Голландце. Где-то здесь он бороздит волны океана.

Впрочем, когда прогуливаешься по живописным тропинкам в солнечный день, меньше всего думаешь о всяких жутких историях.

От парковки до маяка можно подняться в небольшом вагончике.
Но тогда можно пройти мимо павианов.

Не то чтобы я так сильно любила павианов. Скорее наоборот. Из всех представителей обезьяньего рода они мне меньше всего симпатичны.
Но, как известно, заповедь туриста, если павиан есть, его нужно посмотреть.

Или не нужно, - подумала я, узрев, чем занимается папаша семейства, пока мама нянчится с детьми.

Впрочем, увидев, что я его фотографирую, он как-то быстро смутился, бросил свои дела и закрылся лапами.

Но впечатление от общения с прекрасным животным миром было как-то уже подпорчено.
Пришлось идти прямиком на маяк, чтоб природными красотами нивелировать моральный ущерб.

Маяк, как маяк. Ничего особенного.
Рядом традиционная для туристических мест стойка с расстояниями до разных населённых пунктов.
Такие штуки ставят, видимо, чтобы поразить туриста - эка далеко забрался. Но почему-то это совсем не трогает ни одной струны моей нежной души.

После долгих прогулок пришло время подкрепиться.
Так что время в ожидании пока все соберутся, я скоротала за пиццей, которую у меня пытались нагло отобрать очень вредные птицы.
Вот прям очень нагло вели себя.

А ещё я отправила открытку.
Открытка так и не пришла. Видимо заблудилась:(

Когда я переделала все дела и уже почти заскучала, меня наконец-то нашли все остальные и радостно сообщили, что планы поменялись.
Наш хитрый план заключавшийся в том, что Миша приедет на машине на маяк, возьмёт с собой второго водителя, они сгоняют быстренько на мыс за второй машиной, и мы все поедем домой, с треском провалился. Как это обычно и бывает с блестящими планами.

Оказалось, что на маяк такая пробка, стоять часа два. Так что Миша не поехал за нами.
Вика с Арсением уехали на какой-то посторонней нам машине.

Ну а мы пошли обратно пешком к доброй надежде. Прям как Летучий Голландец, скитающийся по морям без отдыха.

Видимо хотелось этой надежде нас отпускать просто так.
Зато теперь с чувством выполненного долга мы точно могли сказать, что исходили мыс Доброй Надежды вдоль и поперёк.

Ну а что ещё надо настоящим бродягам?


Сразу скажем, что Мыс Доброй Надежды это не самая южная точка Африки. Но определенно он самый известный на всем её южном побережье.
В эпоху Великих географических открытий (с конца 15 века) корабли, огибая континент, впервые меняли курс, поворачивая на восток в сторону Индийского Океана, именно здесь. Поэтому люди считали этот мыс самым южным. С тех пор наука шагнула вперед и уточнила, что на самом деле Мыс Игольный, расположенный в 150 км к юго-востоку, следует считать южной точкой материка. А Мыс Доброй Надежды носит почетный титул самой юго-западной точки африканского континента.

Мыс Доброй Надежды на карте

  • Географические координаты -34.357890, 18.475453
  • Расстояние от столицы ЮАР Претории примерно 1340 км
  • Расстояние до ближайшего международного аэропорта Кейптауна около 45км

Интересный факт – в ЮАР целых 3 столицы. Претория — официальная столица государства. Но вот парламент в Кейптауне, а верховный суд в Блумфонтейне. И эти города тоже называют столицами. Это объясняется так: в начале своего становления, ЮАР была конфедерацией, в состав которой вошли 3 территории – Южноафриканская Республика (Претория), владения Британии (Кейптаун), и страна с весьма экзотическим названием Оранжевое Свободное Государство (Блумфонтейн). При образовании ЮАР, было решено распределить органы власти по этим городам равномерно.

Вернемся все же к Мысу Доброй Надежды. Изначально его называли Мысом Бурь. И неспроста.
История возникновения названия такова:
Европейцы искали морской путь в Индию. С этой целью в середине прошлого тысячелетия из Португалии отправилась экспедиция. И в 1488 году капитан Бартоломео Диаш впервые обогнул этот мыс. Но добраться в Индию этим ребятам не удалось, так как команда устала и подняла бунт. Диаш был вынужден повернуть назад. На обратном пути в районе мыса бушевал шторм. Корабль и его команду изрядно потрепало. Моряк не стал выдумывать оригинальное имя, назвав скалистый выступ просто Мыс Бурь. Чуть позднее король Португалии Жуан II решил переименовать его в Мыс Доброй Надежды, справедливо полагая, что такое название не только не отпугнет других моряков, но и даст им надежду на скорое завершение пути.

Инициатива короля оправдались. Уже в 1497 году Васко-Да-Гама проложил путь из Старого Света в Индию. Экспедиция прошла успешно, и с тех пор за этим скалистым выступом прочно закрепилось название Мыс Доброй Надежды. Этим маршрутом стали пользоваться многие мореходы.

Да, конечно души моряков переполняла надежда при подходе к этому мысу, ведь бОльшая половина пути позади. Радость растекалась по лицам команды. Но каким бы удивительным и завораживающим видом не привлекал к себе внимание Мыс Доброй Надежды, для мореплавателей он довольно опасен. Бури и штормы вполне нормальное явление для здешних мест. До сих пор в окрестных водах можно увидеть около трех десятков затонувших кораблей.

Для облегчения навигации в 1857 году построили маяк высотой 238 метров над уровнем моря. Но он оказался слишком высоким, а иногда облака и туман и вовсе закрывали его полностью.


Старый маяк мыса Доброй Надежды

После очередного кораблекрушения 1911 года было принято решение о переносе маяка. С 1913 по 1919 годы маяк построили в другом месте и не такой высокий. Новый маяк возвышается над уровнем моря всего на 87 метров. Но его видно с расстояния более 60 км. Это самый мощный маяк на всем южном побережье Африки. С этих пор морской путь в районе мыса стал значительно безопасней.


Новый маяк мыса Доброй Надежды

Есть интересное недоразумение. По факту корабли, проходя из Атлантики в Индийский Океан, огибают мыс Кейп-Пойнт, расположенный немного дальше. Но именно Мыс Доброй Надежды пользуется всемирной славой.

За мысом Кейп-Пойнт расположилась уютная бухта Фалсбай, похожая на гавайскую Ханаума-Бэй . Здесь есть прекрасный пляж, омываемый теплым течение Индийского Океана.

Отличные пляжи на границе двух океанов, завораживающие виды на окрестности, разнообразие флоры и фауны в районе Мыса Доброй Надежды привлекают сюда огромное количество туристов.

Мыс Доброй Надежды в фотографиях

Мыс Доброй Надежды на карте Африки можно отыскать на юге континента. Он не является знаковой географической точкой, отмечаемой в учебниках и морских лоциях. Но открытие полоски суши, расположенной на пути из Атлантического в Индийский океан, было столь же драматично, как плавания Магеллана или .

Географическая составляющая открытия

Сейчас это территория суверенного государства ЮАР, близ мыса Доброй Надежды расположен город Кейптаун, и координаты 34°21′32″ ю. ш. 18°28′21″ в. д., можно без труда отыскать в географических изданиях.

Из Лиссабона в Кейптаун современный корабль доходит за несколько дней, а много столетий назад, во времена географических открытий, путь длился долгих 10 месяцев…

Колониальная экспансия Португалии

К концу XV века Португалия превратилась в сильную морскую державу. Королевству удалось избежать феодальных междоусобиц и конфликтов с церковной властью, и ресурсы страны были направлены на морскую экспансию в Атлантику.

Этот курс был вынужденным. Наибольшую выгоду представляла торговля по двум направлениям:

  • с Индией и Средней Азией;
  • с Англией и германскими государствами.

Средиземноморскую торговлю прибрали к рукам венецианские купцы и генуэзцы, морские коммуникации Балтики и Северного моря прочно держал Ганзейский союз, и молодому государству не оставалось иной точки приложения сил.

Принц Генрих, впоследствии получивший прозвище Мореплаватель (хотя сам он не возглавлял ни одну экспедицию), модернизировал судостроительную отрасль, обеспечил функционирование системы подготовки кадров, и обеспечил морские силы Португалии передовым техническим оснащением.

Работорговля

В середине XV столетия флот королевства совершал морские походы в Атлантику, где были открыты и присоединены к португальской короне Азорские острова, Мадейра и Острова Зеленого мыса. Эти действия послужили хорошей школой мореплавания и поведения в экстремальных, для европейцев, условиях тропического климата. Используя захваченные острова, как базу для флота, Генрих Мореплаватель посылал одну за другой экспедиции к африканским берегам.

Корабли заплывали все дальше на юг. По мере продвижения основывались крепости и базы флота, велась охота на негров, которыми активно торговали лиссабонские купцы. Доход от работорговли был огромен. В 1482 году португальцами была захвачена территория в районе Гвинейского залива, ставшая владением короля. Это место назвали Жоржиу-да-Мина (Рудник св. Георгия), сокращенно – Мина.

Уже к 1485 году был исследован район Конго, и Диогу Кан (тот, кто открыл для торговли дофеодальное государственное образование в бассейне этой реки) достиг Юго-Западной Африки в районе 20 градусов южной широты.

Экспедиция на дальний юг

Летом 1487 года король Жуан II снаряжает очередную экспедицию к африканским берегам: в направлении той зоны побережья, где находится мыс Доброй Надежды. В ее состав были включены два военных судна, вооруженных пушками, и транспортник с припасами. Суда были небольшие – водоизмещением примерно 50 тонн и простой парусной оснасткой.

Возглавил мероприятие Бартоломеу Диаш (Диас), опытный мореход, ранее участвовавший в исследовании атлантического побережья Африки.

Экспедиция Диаса отправилась вдоль проложенных путей, через острова Зеленого мыса к форту святого Георга. Пополнив запасы, небольшая флотилия продвинулась дальше на юг. Корабли пересекли и достигли побережья современной Намибии.

Пустынная скалистая местность резко отличалась от Гвинеи и Экваториальной Африки.

Внимание! Мореплаватели установили п а д р а н (знак в виде столба, на котором высечен герб Португалии, имя короля и данные первооткрывателя).

Выдвинувшись на юг, в том направлении, где находится мыс Доброй Надежды, они достигли координаты в 33 градуса южной широты.

Эти земли не представляли интереса для колонизаторов. Они были слабо заселены, а португальцам требовался «живой товар». Туземцы Гвинейского залива и Конго уже почувствовали на себе железную хватку европейцев. Не в силах противостоять их оружию, население покидало прибрежные районы, уходя вглубь материка. В поисках «черного дерева» (так христианские купцы называли негров-рабов) суда шли на юг.

Открытие морского пути в Индию

В заливе Святой Елены, где в наше время находится Кейптаун (порт близ мыса Доброй Надежды), флотилию настиг шторм. Буря унесла суда в открытый , транспортный корабль отстал еще раньше. Когда ветер стих, Диас повернул на восток и несколько дней вел флотилию в этом направлении. Африка все не показывалась. Бартоломеу Диас решил, что ее южная оконечность пройдена, почему и приказал разворачиваться на север.

3 февраля 1488 года моряки, наконец, увидели верхушки гор, а вскоре показался зеленый берег. Высадившись, португальцы вступили в стычку с туземцами, один из которых был застрелен из арбалета самим Диасом.

Продолжая двигаться на восток, португальцы достигли широкой бухты, берег которой плавно загибался на северо-восток. Диас понял, что он вышел в Индийский океан.

Внимание! Какие дальнейшие планы были у мореплавателей доподлинно не известно.

Предположительно, перед ними могли стоять следующие задачи:

  1. Исследование побережья за Южным тропиком.
  2. Определение мест, где возможна работорговля.
  3. Прокладывание пути морской торговли с Индией.

Но экипажи обоих судов, утомленные длительным путешествием, потребовали возвращения в Лиссабон.

Опасаясь бунта, Диас приказал поворачивать.

Идя вдоль берега, корабли наткнулись на длинную, выступающую далеко в море полоску земли.

Бартоломео Диас назвал ее мысом Торментозу (Бурный), помня о шторме, который чуть не потопил здесь его корабли.

Высадка на мысе Доброй Надежды

Точная дата, когда было совершено открытие мыса Доброй Надежды неизвестно. Вероятно, это произошло в феврале 1488 года. Экспедиция отправилась в обратный путь, добравшись до родных берегов лишь к декабрю.

Внимание! В Лиссабоне Жуан II принял доклад о результатах путешествия и велел переименовать мыс Торментозу в мыс Доброй Надежды.

Результаты дальнего плавания действительно давали королевству надежду на то, что путь в Индию будет открыт там, где находится мыс Доброй Надежды, и Португалия будет иметь в океанской торговле изрядные преимущества.

Нет свидетельств о том, что Бартоломеу Диаш получил какую либо награду от монарха.

Единственное, чем мог утешить себя моряк, первым достигший мыса Доброй Надежды, это знак на пустынном клочке земли, где под гербом было высечено на камне его имя: третий, за время путешествия падран, был установлен на мысе.

Диаш Бартоломеу

Удивительный Мыс Доброй Надежды

Заключение

За более чем пять столетий мыс контролировали португальские купцы, голландские поселенцы (буры), британские колонизаторы. В 1961 году колония (Южно-Африканский Союз) получила независимость. А через 30 лет на английском влиянии окончательно был поставлен крест Нельсоном Манделой. Длительное время мыс носил почетный титул самой южной точки «черного» , но затем он перешел к мысу Игольному, который расположен чуть дальше на юго-востоке.

Это интересно! История путешествий: эпохи географических открытий