Федеральная автомобильная дорога М4 «Дон. Трасса М4. На юг на машине. Платные участки, АЗС, туалеты, гостиницы. Фотографии трассы Как называется трасса м4

Дорога М-4 «Дон» была спроектирована Дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом ГИПРОДОРНИИ и построена в 1959-1966 годы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дороге третьей технической категории - с шириной дорожного полотна 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки. С 1984 года по 1990 год был построен и сдан в эксплуатацию дублирующий М-4 участок в Домодедовском районе Московской области протяженностью 18,4 км. В 1999 году было сдано в эксплуатацию уже 72 км дороги с 4 - 8 полосами движения, в 2000 году - 63 км дороги в Московской и Тульской областях. В результате сегодняшняя автодорога «Дон» является продолжением Липецкой улицы в Москве. Прежняя трасса дороги - старое Каширское шоссе - утратила прежнее значение и служит в основном для региональных перевозок, а также для объезда пробок, которые появляются на трассе «Дон». В ноябре 1998 в Липецкой области был торжественно введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное длиной около 20 км, первый в современной истории дорог России платный участок. В 2000-е годы продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении, в результате чего большая часть дороги получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы городов Богородицк (2009), Ефремов (2010), Елец (2011) и других населенных пунктов.

В 2010 дорога была передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор» . Госкомпания совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, «Опорой России», СМИ произвела мониторинг состояния объектов придорожного сервиса, признав более 50% существующих объектов некомфортными для использования, еще 30% - не соответствующим требованиям законодательства.

Практически на всех платных участках автомобильной дороги М-4 "Дон" действует открытая система сбора платы за проезд за исключением участка 414-464 км, который имеет смешанную систему. Оплата проезда совершается один раз при пересечении ПВП и не взимается с пользователей, которые будут перемещаться в пределах платного участка, не проезжая через ПВП. Участок в Липецкой области (414-464 км) имеет закрытую систему взимания платы. Пункты взимания платы расположены на 416 км и на 460 км. Оплата осуществляется при въезде на платный участок и действует в течение 12 часов с момента оплаты. Для выезда с платного участка необходимо предоставить чек об оплате проезда кассиру-контролеру ПВП. Если проезд по платному участку занял больше 12 часов, то проезд необходимо оплатить заново.

На протяжении всей длины платных участков автомобильной дороги расположены стационарные телефонные аппараты экстренного оповещении специальных служб о возникновении экстренной ситуации (аварийные комиссары). Благодаря разделенным потокам встречного движения, отсутствию светофоров и примыкания второстепенных дорог в одном уровне расчетная скорость движения по платным участкам составляет от 90 до 130 км/час.

Также на платных участках внедрены элементы автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) , которые обеспечивают:

  • сбор информации об обстановке на дороге в режиме реального времени через систему видеонаблюдения
  • сбор информации о погодных условиях от автоматических дорожных метеостанций;
  • сбор информации о работе наружного освещения и срочной оперативной информации от пунктов экстренной связи;
  • оперативное принятие решений
  • передачу информации соответствующим службам эксплуатации дороги, при необходимости службам экстренной помощи;
  • информирование пользователей дороги о скоростном режиме движения, о возможных ограничениях проезда посредством информационных табло, установленных на всем протяжении дороги.

Режим платного проезда по данному участку вводится на основании постановлений Правительства Российской Федерации, которые в свою очередь были принят в соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Подробная информация о расположении Пунктов взимания платы и Центров продаж и обслуживания на автомобильной дороги М-4 "Дон" размещена на странице

Каждый раз, возвращаясь из путешествий к морю, я пишу о том, какой была дорога, в каком состоянии находится трасса на данный момент времени, что изменилось за прошедшее с последней время. Уделяю внимание и АЗС, и местам отдыха и перекуса, и гостиницам для ночлега. Не изменю этой традиции и сейчас. Прежде чем перейти к рассказу об отдыхе, покажу, как мы ехали по трассе М4 "Дон" к морю, кратко расскажу о самом главном.
Наша поездка на юг на машине состоялась в июне 2016 года. Всю дорогу я собирала чеки с заправок, пунктов взимания платы на платных участках, кафе и прочее. Сколько чего стоит, время оплаты... Такие вещи быстро забываются. До пункта назначения не успеешь доехать, уже всё забыл. Ведь главное в поездке не цифры, а эмоции.
В этой статье я покажу вам трассу М4 , сделаю акценты на платных участках (количество, цена проезда, местонахождение), расскажу, где мы заправлялись, где ели, где ночевали. Про это у меня постоянно спрашивают. Значит актуально.

Завершу статью рассказом о гостиницах на трассе "Дон", где можно остановиться на ночлег по пути на юг. В основе - статистика самых популярных отелей среди путешественников, которой обладаю как партнер Букинга.
Вот такой план. Итак, поехали!
Сначала покажу наш путь в фотографиях. Так я вас познакомлю с трассой и её состоянием. Будете знать чего ожидать. :)



Москва. МКАД


На указателях появляется трасса М4


Перестраиваемся и поворачиваем


М4 - не дорога, а взлётная полоса:)




В Тульской области М4 несколько витиеватая...


Вдоль дороги в Тульской области продают тульские пряники


Платные дороги хороши тем, что на них есть аварийные комиссары, помощники автомобилистов.


На платный участках имеются электронные табло для объявлений (в т.ч. с телефоном аварийного комиссара, информацией о скорости и температуре воздуха).






Трасса М4 в Липецкой области


Стела "Липецкая область"


Въезжаем в Воронежскую область


Погода на глазах испортилась, начался дождь...


а потом ливануло, как из ведра...


Пункт взимания платы под Воронежем


Объезжаем Воронеж


М4 до конца ещё не сделана. Отдельные участки ремонтируются...

Ещё один ремонтируемый участок





Меловые горы Воронежской области




820-й километр трассы "Дон"








Один из отелей на трассе М4 - "Байк" в Каменск-Шахтинском


Гостиница "Фараон" на 937 км.


Проезжаем гостиницу "Меридиан-Юг" в Красном колосе (1040 км. М4)


Мотель "Евразия" в Аксае


Ростов-на-Дону



Въезд в Краснодарский край




Гостеприимная Кубань встретила нас дождями и серостью


Часовня, памятник, музей в честь Кущевской атаки (события 2 августа 1942 г.)




На этом повороте мы свернули с трассы "Дон" и "по станицам" поехали в Анапу.

Платные участки дороги на трассе М4

По телевизору слышала, что в августе 2016 г. открылся очередной, восьмой по счёту, платный участок трассы М4. Если судить по нашему опыту, то на июнь 2016 года их уже было девять. В моей "копилочке" 7 чеков + 1 чек мы забыли взять + 1 участок мы проехали по бесплатной дороге.
Да, Костя решил быть исследователем и узнать, что же это за бесплатные объездные дороги. Альтернативные, как их называют. Я была категорически против - впереди тысяча километров, мне не до экспериментов. В результате мы объехали только первый от Москвы платный участок. Объезд весьма неплох. Хоть и двухполоска, но полотно нормальное.



Качество дороги на этом объездном участке нормальное

Когда в следующий раз мы съехали с дороги по указателю "бесплатный проезд", то сразу же вернулись обратно - нормальная дорога закончилась... Больше Костя экспериментировать не захотел, к счастью...



Съезд на бесплатную дорогу вокруг Ефремова

Платные участки М4

Московская область .
1/ Первый платный участок, который мы объехали: 21 - 93 км. Стоимость: 50 руб. ночью (на обратном пути)



Указатель на бесплатный объезд платного участка

2/ 93 - 211 км. Введен в действие позже, чем мы ехали. Мы миновали его без оплаты.


Пункты взимания платы до их открытия

Тульская область .
4/ М4 "Дон" обход г. Богородицк. 225,6 - 260 км. Пункт взимания платы на 228 км. проехали в 8.56. Стоимость проезда: 60 руб.


5/ М4 обход г. Ефремов. 287,8 - 323,3 км. Пункт взимания на 322 км. проехали в 10.29. Стоимость: 60 руб.




Липецкая область .
6/ М4 обход г. Елец. 330,8 - 414,7 км. Пункт взимания на 339 км. проехали в 10.43. Стоимость: 120 руб.




7/ М4 обход г. Задонска и с. Хлевное. 414 - 464 км. Пункт взимания платы на 416 км миновали в 11.40. Стоимость: 80 руб.








Воронежская область .
8/ М4 обход г. Воронежа. 492,7 - 517 км. Пункт взимания платы на 515 км. проехали в 12.54. Стоимость: 35 руб.




9/ М4 ПВП-545 км. 544 - 588,7 км. 545 км миновали в 13.18. Стоимость: 70 руб.




10/ М4 ПВП-620 км. 588,7 - 633 км. 620 км. проехали в 14.12. Стоимость: 60 руб.




Итого: на данный момент времени на М4 10 платных участков. Мы прошли на восьми. Заплатили около 550 руб.

АЗС на М4

Ещё в Москве м ы заправились на заправке "Шелл" (41 л. на 1 680 руб.). Бензин оказался плохим. Машина постоянно глохла. Был и еще один раз за всё 3,5-недельное путешествие, когда мы заправлялись на "Шелле", и проблема была та же. Вот тебе и любимая заправка...
Всё остальное время по пути на юг заправлялись на "Лукойле", и всё было отлично:

  • АЗС "Лукойл" на 720 км. в Воронежской области 38 л. - 1 437 руб.
  • АЗС "Лукойл" в ст. Кущёвская 28 л. - 1 119 руб.



Новый комплекс "Лукойл" в Кущёвской (1145 км, справа) состоит из гостиницы, торгового центра, ресторана, станции ТО и АЗС.

Всего по пути на юг заправились на 4 240 руб. (округляю). Этого бензина нам хватило, чтоб доехать от Москвы до Анапы, ездить там неделю и добраться потом до Геленджика.
В Геленджике заправились опять на "Лукойле" (43 л. на 1 705 руб.). И следующий раз был уже в Сочи через неделю...

Туалеты на М4

Вдоль трассы часто встречаются кирпичные туалеты по типу "дырка в полу" - и отдельно стоящие, чаще всего около остановок общественного транспорта и на больших площадках для отдыха.


Туалеты эти в основном грязные. Чтобы не тащить потом всё это в машину, рекомендую выбирать для санитарных остановок заправки. Там туалеты в любом случае значительно чище, и руки помыть можно, и кофе в кафе попить.
Едете из Москвы, остановитесь где-то на крупной АЗС в Московской области ("Шелл", "Газпромнефть" и проч.). В Тульской области с заправками, где есть туалеты, огромная проблема, в Липецкой, в общем-то, тоже. Провороните Московскую область, ждите потом Воронежскую. Кстати, то же самое касается и обратной дороги. На Тульскую и Липецкую области не особо рассчитывайте! На лесок тоже. Это не та трасса.

Где поесть на М4

У нас традиция - мы всегда останавливаемся на АЗС "Лукойл" нового поколения в Воронежской области на 720 км. (заправки есть с обеих сторон трассы!). Это не просто заправки - это современные комплексы, где есть кафе, туалеты, магазин, детские игровые площадки (и в помещении, и на улице) и прочее.


Кафе "Меридиан"

Гостиницы на трассе М4

Гостиниц на трассе М4 хватает. Это и простые мотели для дальнобойщиков, и более-менее приличные отели. Что можно посоветовать тем, кто не позаботился о том, где переночевать по дороге к морю? Лучше избегать дешевых мотелей прямо у дороги. Выбирайте гостиницы хотя бы немного удалённые от трассы и имеющие закрытую территорию. Пример такой удаленной с территорией гостиницы - "Роза ветров" (практически на границе Воронежской и Ростовской областей).


Если вы не являетесь по натуре экстремалом, забронируйте себе номер в гостинице заранее. Не знаете время, когда прибудете в отель? Это совершенно не играет роли. День-то вы знаете. Заезд - в любое время суток.


Проанализировала статистику бронирований по городам и отелям. Чаще всего для остановки на ночь по пути на юг (трасса М4) выбирают следующие города и посёлки:

  • Воронеж,
  • Миллерово,
  • Шахты,
  • Красный колос,
  • Ковалевка,
  • Аксай,
  • Ростов-на-Дону,
  • Маяковского,
  • Кущёвскую.

Выбор зависит от того, откуда люди стартовали. Москвичам удобнее останавливаться в Ростове и по соседству с ним. Петербуржцам - в Воронеже. Тулякам - в Краснодарском крае. Есть, конечно, и личные предпочтения, но тут всё индивидуально.
Теперь самые популярные гостиницы по итогам мая, июня и июля 2016 года. Список сильно отличается от того, что рекомендовала бы вам я. Подозреваю, что основная часть гостиниц популярна в силу экономических предпочтений (та же самая "Альфа" в Ростове) и меньшая - в силу комфорта и уюта (например, отель "Родина" в Маяковского). Что вам выбирать - решайте сами.

Мы всегда останавливаемся на ночевку. Не рискуем, не напрягаемся. Езда без отдыха - это не про нас. Не про нас ехать в неизвестность, искать, где остановиться на ночь, по пути. Мы ночуем в забронированных заранее проверенных гостиницах, где обеспечен спокойный отдых и хорошее питание.
Мы никогда не насилуем себя. Встаем в комфортное время, едем со спокойной скоростью. И получаем от процесса езды удовольствие. Да, путь неблизкий. Порядка 1 600 километров. Но по такой трассе, как М4, это совсем не страшно. Отличная трасса, дай Бог, чтоб больше таких было!

Дорога от Орла до Джубги.
Вечером во вторник решили выезжать в среду во второй половине дня. Собрали вещи, продуктов в дорогу и спать.
Из гаджетов полезных в дороге у меня было следующее:
Автомобильный видеорегистратор, радар-детектор star Х-61 (взял его у знакомого) и андройд с установленными в нем картами.
Радар-детектор лучше новый в такую поездку не брать, вдруг брак. Брал у знакомого, который часто и быстро мотается в Москву и обратно. Говорит, штрафов не приходило. Из карт у меня стоят Навител и Яндекс карты. Навителом не пользовался т.к. дорогу знаю, а вот Яндекс карты пригодились под Воронежем.
Выехали в 13-30 и сразу на Роснефть. Заправился я литров 20 АИ-92. Больше заправляться не стал. До М4 хватит, а там АЗСок пруд пруди. До Ливен доехали быстро, дорога нормальная, много В«утюговВ» было в этот раз, но мы не торопились. Бортовой компютер показывал мне расход 5,4 литра на 100км, средняя скорость 92 км\час. От Ливен до границ Орловской и Липецкой области дорога в ремонтах, ехать можно, но осторожно. Попадаются ямы на обочинах. Средняя скорость на участке Ливны-граница 72 км\ч. В Липецкой области покрытие дороги идеальное. В Ельце я был уже в 17-10. Приятно удивился, Елецкий мост проехали без пробок и трудностей. Объездная в Ельце была почти пустая, но на каждый светофор и надземный переход радар пищал как резаный. На платном участке я отдал уже 60 рублей и вот уже Воронеж близко. Выехал на окружную Воронежа, проехал через мост реки Воронеж и стал в пробку. Ремонт моста на Боровое. Длинна пробки по Яндекс картам около 12 км. Местные и Московский регион все ломились на грунтовку. Я на своем тазике не стал рисковать. Многие пытались объехать пробку по новостроящейся дороге, но на выезде их поджидали доблестные инспектора ДПС. С улыбкой на Зубах и высоко поднятыми жезлами, радовались их приближению. Простоял я 2 часа, оказалось, что под новостроящейся развязкой столкнулись 2 фуры и перекрыли всю дорогу. Если бы не ДТП, я бы проскочил без заторов этот участок. На выезде с окружной то же идет строительство. Разметка там затерта, так что по интуиции я выехал правильно и без заторов. В Рогачевке остановились покушать. Время ужина около 9 вечера на часах. Кафе выбрали по количеству дальнобойщиков. Чем больше дальнобойщиков, тем вкусней и порции больше. Ужин на 4 персоны обошелся в 550 рублей. Там же я заехал на заправку Лукоил и заправил бодяги на 600 рублей. Бодяга АИ-92 ЭКТО+. На бортовом пробег 480 км, израсходовано топлива 29 литров. Мой В«ТазикВ» по началу отказывался кушать это экологическое топливо. По принципу В«Мяса дай, хера зелень мне залилВ». Хорошо, что в бортовом компе есть функция В«ФорсажВ», которая обнуляет что то в мозгах и они перенастраиваются на топливо которое в баке. После применения этой функции машинка ожила и да же стала резвей. В Рогачевке я встретил знакомый мне прибор В«СтрелкаВ». Будте там очень аккуратны, мой радар детектор пикнул один раз и все. Хорошо, что я рассмотрел В«СтрелкуВ» еще из далека. Скорость сбросил до того как радар-детектор пикнул. До Павловска дорога в 4 полосы. От Ельца до Павловска двигался в правом ряду, там ямки попадались редко, да и то их ямками назвать трудно после Орловских дорог. После дорога стала двухполосной. Качество покрытия средненькое, ехать можно. Ночью влил дождь, разметка еле видна, на встречке В«хозяева жизниВ» на джипах и дорогих машинах совершали безумные обгоны. Под свет фар попадались машины съехавшие с дороги, один джип лежал колесами вверх. Я себе поймал В«УтюгаВ» и держался за ним. Фура оказалась быстрой и передвигалась со скоростью 80-90 км\ч. Пусть из под нее летела грязь, за то я был спокоен за встречку. Против фуры на обгон не попрут. А я держа дистанцию доехал так до Мллерово. Там дорога снова превратилась в 4 полосы. В Тарасовском был небольшой затор, днем он там сильней, мы же проскочили ночью. В Каменск-Шахтенском остановился попить кофе и обновил бензин в баке. В этот раз залил 92 без всяких там присадок с нанотехнологиями. В 4-30 я проезжал Аксай. Очень много радаров, там осторожней. Пост на В«Золотом мостуВ» был закрыт, свет выключен. Наверное ГАИци спали или пост закрыли реально, так же я ГАИцов не встретил и на Батайском посту. Там внимательней я уже второй раз проезжаю мимо поворота на Краснодар. Там кольцо и поворот не очень понятен. Короче я лишний кружок нарезал и поехал дальше. В Самарском пункт весового контроля. Пост работал, но инспектора были заняты фурой которая снесла им ограждение пункта. Масло и соляра разлились по всей дороге. В Цукеровой балке (Граница ростовской - Краснодарский край) строгий пост, я его проехал в 6 утра без проблем и да же не тормозили. Увидев издалека мой Тазик, отвернулись в сторону Политурщика на дорогой иномарке. Дальше дорога до Краснодарского края вся в ремонтах и обгонять на протяжении всего пути нет возможности. В 8 утра я подъехал к Краснодару. Там по знакам на Новоросийск выехал на трассу Джубга. На границе Краснодар-Адыгея снова пробка минут 40 там стояли. Ремонт дороги на платине. В Адыгее заправляться не рекомендую. Там в каждом огороде стоит мини заводик по производству топлива. АЗС с названием ЛукоЙл или ГазпрАЙМ, РосТнефть, очень сомнительны. Доехал до Горячего Ключа и на самом выезде АЗС ЛУКОЙЛ, там же небольшая гостиница в 2 этажа с парковкой. Обычно тут я сплю прямо в машине минут 40, что бы дальше смело ехать по горам. Но сон я переборол еще подъезжая к Краснодару. Тут и супруга проснулась, дорога стала веселей. Я решил без отдыха аккуратно проехать горы. Впереди ожидал всего один опасный участок с крутым подъемом и очень крутым спуском протяженностью 3 км и поворотами под 120 градусов. До моря 80 км. В Джубгу прибыли в 10-30. В поселке очень активное движение туристов, так что надо быть внимательным. Туристы нарушают правила и кидаются под машины.
Пробег 1380 км, топлива АИ-92 68 литров, в пути (от дома) 19 часов. За дорогу потрачено 3000 рублей с учетом топлива, перекусов и кофе. 85% дороги имеет 4 полосы движения, остальное в ремонтах или 2 полосы. Средняя скорость 80-90 км час. В последний раз когда приезжал в Джубгу на дорогу уходило 25 часов. Стоимость АИ-92 по трассе М4 составляет 28-29 рублей литр.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Обычно люди куда-то спешат по трассам и не особо останавливаются. Разве только заправить машину, перекусить, купить воды или ещё что-то жизненно важное…

А что, если никуда не спешить? Или спешить, но не слишком?..

Трасса М4-Дон в Ростовской области, 781-й километр

Итак, представим себе, что Вы едете по трассе М4-Дон… ну, допустим, из Москвы в Новороссийск. И располагаете некоторым временем. И вот въезжаете в Ростовскую область. И хотите не просто проехать её из конца в конец (между прочим, несколько сотен километров, если совсем точно, то 342 километра), а ещё и увидеть что-то интересное…

Трасса М4-Дон в Ростовской области, 837-й километр

В Ростовскую область трасса ведёт из Воронежской области (последний относительно крупный населённый пункт у соседей – село Верхний Мамон).

Верхний Мамон – это ещё Воронежская область, ещё хутор Дядин – и мы в Ростовской области

В Ростовской области трасса Дон идёт по следующему маршруту: Миллерово (оставляя этот город западнее трассы), Каменск-Шахтинский (проезжая через него по краю), Красный Сулин (оставляя его западнее), Шахты (оставляя их восточнее), через Аксай, мимо Ростова-на-Дону по объездной дороге, через мост над рекой Дон, и уходит на юг, мимо Батайска и села Самарского (оставляя их западнее) к Краснодарскому краю.

Трасса М4-Дон, легенда в версии Википедии. У нас всё подробнее 🙂

Интересный факт: а Вы знаете, что в Ростовской области, городе Ростове-на-Дону, по реке Дон проходит граница между Европой и Азией? Ростов-на-Дону находится в Европе. А Батайск – в Азии. Таким образом, по федеральной трассе Дон можно приехать из Европы в Азию.

Магия цифр и расстояний

Степи, степи, степи… Где-то в Интернете я встречала мнение, что на всей трассе М4-Дон самый скучный участок – Ростовская область. Не верьте таким заявлениям!

Да, пейзажи у нас несколько однообразны (хотя после путешествия по Калмыкии я уже не настолько уверена в этом). Ни гор, ни морей, ни скал с трассы, конечно, не увидите. Но увидите терриконы, холмы, реки, небольшие лесополосы, летом – весёлые поля подсолнухов…

Поля подсолнухов вдоль трассы

А если чуть-чуть уделить внимания трассе М4-Дон в Ростовской области, то станет гораздо интереснее…

При въезде в нашу область с северной стороны я всегда задумываюсь о магии цифр. Ростовская область начинается на 777-м километре от Москвы.

777-й километр – здесь начинается Ростовская область

Три счастливых цифры (кстати, тут же, на 777-м км трассы расположена заправка «Лукойл»).

А если ещё вспомнить, что и номерной знак региона – 61 (в нумерологии это будет 6+1), то в итоге та же семёрка. Это многое объясняет, не правда ли? Трасса в Ростовской области – самая счастливая! Я, конечно, шучу. Но, как известно, в каждой шутке…

Знак на границе Ростовской области

Трасса М4-Дон, проходя по Ростовской области, пересекает 8 районов: Чертковский, Миллеровский, Тарасовский, Каменский, Красносулинский, Октябрьский, Аксайский и Азовский. И почти в каждом из них, неподалёку от трассы, а иногда и на ней самой, есть что-то интересное.

Ну что, поехали? А Вы уже сами решайте, куда сворачивать, где останавливаться, а где – нет…

Чертковский район

А начнём мы по порядку, как и едем, с севера области. Трасса Дон начинается в Ростовской области в Чертковском районе (разумеется, если ехать со стороны Москвы).

И сразу после Воронежской области мы пересекаем пограничную черту между областями и попадаем в Чертковский район.

Чертковский район

Не зря он, видимо, так называется: тут проходит невидимая черта между землями. На севере района – с Воронежской областью, на западе – с Украиной. Ну а если серьёзно, то район носит имя войскового атамана Михаила Ивановича Черткова.

Если сразу после въезда в Ростовскую область уйти с трассы налево (как раз после 778-го километра, фото которого выше), в сторону станицы Казанской (до неё отсюда – 65 километров), то там много чего интересного.

Развязка на Казанскую

Например, подземный монастырь станицы Мигулинской (Верхнедонской район). Но это – далековато для тех, кто просто едет по трассе, и не намерен провести у нас в области несколько дней.

779-й километр – стоянка для отдыха возле хутора Нагибина Чертковского района. Здесь можно набраться сил перед знакомством с большой и интересной Ростовской областью.

801-й километр. Здесь: ДПС, поворот на Чертково, кафе, придорожный мотель.

Развязка на Чертково

Центр района – посёлок Чертково . Поворот на него после 801-го километра направо. И далее ещё 30 километров до самого посёлка.

Чем примечателен этот посёлок? В нём есть улица Дружбы народов, по которой проходит граница между Россией и Украиной. Да-да, дома по одной стороне улицы – на российской территории, а на другой – уже украинские. Улица с тем же названием, но уже – посёлка Меловое Луганской области. Представляете, сколько раз на день можно бывать за границей?

Но если приколы такого рода Вас не интересуют, то в Чертковском районе есть и другие достопримечательности, значимые, исторические.

Трасса М4-Дон в Чертковском районе

Например, площадь из «Тихого Дона» в селе Маньково-Калитвенское. Именно на эту площадь прибыл Григорий Мелехов на военные сборы. И доныне тут сохранён майдан перед церковью, на котором собирался казачий круг.

Также в этом селе, на улице Советской, можно увидеть могилу писателя Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа по «Двенадцати стульям» и «Золотому телёнку».

Если располагаете временем, то имейте в виду, что тут есть и природные достопримечательности. Самая главная из них – Журавский заказник, раскинувшийся на 12 тысячах га.

Миллеровский район и Тарасовский район

Вот и Миллеровский район. Находится он на северо-западе области, и на протяжении 70 километров граничит с Украиной.

На 854-м километре – заправка «Башнефть».

Заправка «Башнефть» на 854-м километре

Весь отрезок трассы в Ростовской области благоустроен. Автобусные остановки освещаются в тёмное время суток фонарями на солнечных батареях. Возле остановок есть туалеты.

На 855-м километре – развязка на станицу Вешенскую. Там – государственный музей-заповедник М. А. Шолохова . От развязки до Вешенской – 142 километра, до Шолоховского музея – 144 километра. Музей находится в Шолоховском районе, в станице Вешенской по адресу: улица Шолохова, 103. Но музей-заповедник Шолохова – это отдельная тема.

Развязка на Вешенскую

860-й километр – развязка на Миллерово . До него от трассы всего 4 километра. Сам город Миллерово – небольшой, промышленный. Примечателен тем, что это – самый северный город Ростовской области, да и всего Южного федерального округа. Стоит на реке Глубокая. Носит имя российского немца Ивана Миллера. В нашем случае Миллерово примечателен ещё и тем, что находится ровно посередине пути по трассе М4 (если брать её всю, а не только отрезок в Ростовской области).

Помимо мест, связанных с именем великого писателя Шолохова, есть в Миллеровском районе и другие достопримечательности. Например, Волошинская гора – любимое место тренировок местных дельтапланеристов. Находится она возле населённого пункта Волошино.

В Миллеровском районе ещё есть Фоминский заповедник , на территории которого находятся 176 курганов (23 из них – памятники археологии).

После 878-го километра идёт Тарасовский район.

Раньше перед Тарасовкой были огромные пробки, и тут можно было застревать надолго. Теперь сделали объездную дорогу, и этот участок дороги стал комфортным для водителей.

До Тарасовского 39 километров

Похоже, про Тарасовский район – это всё, что я могу рассказать. Честно скажу, районы на севере области я пока что знаю плохо. Но точно, что прямо возле трассы никаких достопримечательностей тут нет.

До Тарасовского 11 километров

До Ростова-на-Дону ещё 202 километра

Ну, как Вам начало трассы М4-Дон в Ростовской области?

И большая просьба ко всем, кто хорошо знает эти края – пишите свои дополнения в комментариях! Может, я что-то забыла или проглядела по дороге…

Все материалы сайта «Дороги мира» - авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

——————-

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

И Краснодар. В целом на сегодня состояние трассы М4 "Дон" является хорошим. За последние десять лет она существенно преобразилась, а многие проблемы, на которые жаловались автомобилисты, были решены. Ситуация на трассе М-4 теперь в целом благоприятная. Единственным минусом является ее большая длина.

Особенности и характеристики трассы М-4

Трасса протягивается в меридиональном направлении от Москвы до Джубги (Черноморское побережье), а последний участок - Джубга - Новороссийск - идет вдоль моря уже в северо-западном направлении. Общая длина трассы - 1540 километров.

Интенсивность движения автотранспорта на М-4 с каждым годом растет. В 2016 году по ней проехали 68,7 млн транспортных единиц. Годом ранее их было на 30 процентов меньше. Рост загруженности этой автомагистрали можно объяснить увеличением популярности черноморских курортов в последние годы. Другими (дополнительными) причинами могут быть: растущая автомобилизация в стране и подорожание билетов на пассажирские поезда.

По европейской классификации, трасса М-4 "Дон" относится к разным участкам. Участок от Москвы до Краснодара значится как Е 115. Участок от Краснодара до Джубги отмечен кодовым номером Е 592, а от Джубги до Новороссийска - номером Е 97. От Новошахтинска до Павловской находится участок маршрута Е 50.

В и местами на юге трасса значится как автомагистраль, а на остальной территории - как автомобильная дорога.

История трассы

Раньше трасса М-4 называлась маршрутом №5 и соединяла Москву и Ростов-на-Дону. Она была построена в 1959-1967 годах как дорога третьей категории. Имела ширину 7 метров и 2 полосы для движения. Часть дорожной линии уже существовала со 2 половины 19 века.

В внесли сразу после распада СССР. Тогда же ей было дано название М-4 "Дон". Сейчас эта трасса является своеобразным продолжением Липецкой улицы г. Москвы. Раньше она проходила по Старому Каширскому шоссе, но теперь это шоссе не относится к трассе "Дон" и используется для региональных перевозок.

Активная доработка трассы М-4 велась на протяжении последних 15 лет. Теперь она имеет разделенные проезжие полосы и сложные пересечения с другими автомагистралями, а также объезды многих городов. Часть пути теперь является платной. Такие участки есть в Тульской, Липецкой и Московской областях.

Реконструкция отдельных участков дороги проводилась и в последние годы. На сегодня состояние трассы М4 "Дон" является хорошим.

Особенности движения на трассе

"Дон" является одной из самых эксплуатируемых в России. Это связано с ее географическим значением. По автомагистрали передвигается большое количество как автомобильного, так и грузового транспорта. Летом поток машин особенно плотный. Отдыхающие едут на курорты юга России и Крыма, а фуры перевозят с юга сельхозпродукцию. Нередко пробки формируются на юге Воронежской области, а также возле пунктов оплаты проезда в местах, где трасса является платной. Особенно это касается Московской области.

Иногда движения становится погода. Такое часто случается на перевалах Краснодарского края, где в зимнее время типичны обильные снегопады и гололед. Реже такие проблемы возникают на других участках. Иногда транспорт простаивает в течение нескольких суток. Такое отмечалось в конце 2009 года в Ростовской области - по причине снегопада.

Еще одной причиной образования пробок является сужение трассы с четырех полос до двух.

Состояние трассы М4 "Дон" на сегодня

Трасса проходит через несколько областей. Шоссе начинается в Московской области. Здесь дорога является платной. Качество полотна тут хорошее. От самой Москвы она имеет 8 полос, а после Видного - 6. После 71 км - от 4 до 6 полос и очень хорошее качество дорожного полотна.

Следующая на пути автомобилиста - Липецкая область. Трасса в основном тоже платная, полос 4, качество дороги отличное.

Далее следует Воронежская область. Здесь в основном 4 полосы, но на участке 632-700 км их две, и в этом районе нередки пробки. Качество полотна меняется от плохого до отличного. На объезде Воронежа 6 полос. Этот и еще один участок трассы являются платными.

Следующая область - Ростовская. Трасса М-4 здесь имеет 4 полосы. Качество полотна до Каменска-Шахтинского хорошее, хотя по правой стороне имеются отдельные дефекты покрытия. Южнее Каменска и до Батайска состояние дороги не очень хорошее. Это касается также мостов и путепроводов. Неблагоприятными являются 2 участка: возле Каменска и рядом с Батайском. Южнее Батайска качество дороги хорошее, но есть 1 неблагоприятный участок (от рынка Open).

На территории Краснодарского края шоссе имеет от 4 до 6 полос с хорошим и отличным покрытием. Один участок трассы находится на реконструкции. Южнее г. Горячий Ключ и до Новороссийска дорога имеет большое количество опасных участков. В основном она здесь двухполосная. Обстановка на трассе М-4 на этом участке сильно зависит от погодных условий.

Заключение

Таким образом, приходим к выводу, что на сегодня состояние трассы М4 "Дон" является хорошим.